Слово при вручении архиерейского жезла епископу Сендайскому Серафиму (Цудзиэ) (Японская Автономная Православная Церковь)
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II
Епископу Сендайскому СЕРАФИМУ (Цудзиэ)
в Богоявленском кафедральном соборе в Москве 15 января 2000 года
Преосвященный епископ Серафим, возлюбленный во Христе брат наш!
По воле Божией Собор Японской Автономной Православной Церкви и Священный Синод Русской Православной Церкви избрали тебя во епископа Сендайского. Ныне действием Святого Духа через возложение рук епископов ты возведен на высшую ступень церковного служения.
Твое посвящение во епископа совершается в знаменательное время, когда весь мир празднует 2000-летие Рождества Христова.
В зрелом возрасте призвал тебя Господь на служение Святой Церкви. По окончании Токийской Духовной семинарии и рукоположении в священный сан ты ревностно трудился, выполняя различные послушания в Токийской митрополии. А когда возникла необходимость, по благословению покойного Митрополита Феодосия ты был назначен инспектором Токийской Духовной семинарии.
Теперь тебе предстоит управлять Сендайской епархией Японской Православной Церкви. Ты призываешься быть стражем Православия в ответственный период истории Японской Церкви. Прежде чем ты приступишь к своему новому служению, по традиции мне надлежит напутствовать тебя словом назидания и ободрения.
Две тысячи лет тому назад Господь наш Иисус Христос пришел на землю и основал Церковь Свою Святую. Мы исповедуем, что не нашей человеческой мудростью, не нашими немощными руками управляется Церковь Христова, а Сам Пастыреначальник Господь через нас, смиренных служителей Его, управляет ею и дает Свою Божественную силу и благодать верующим в Него.
Мы и собор епископов, участвующих в твоей хиротонии, рады были услышать от тебя твердое исповедание веры. Это вселяет в нас надежду, что ты будешь добрым архипастырем на ниве церковной, будешь идти путем любви, проповедуя мир ближним и дальним (Еф. 2, 17), призывая паству свою воплощением в жизнь заповедей Господних благовествовать о спасительности Евангелия Христова и его непреходящих нравственных и моральных ценностях.
Служение епископа есть жертвенное умирание ради любви к пастве и Церкви, - любви, которая, по слову апостола Павла, долготерпит, милосердствует... не завидует... не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1 Кор. 13, 4-7).
Связь епископа с паствой осуществляется не через властвование, а через взаимность любви. Господь сказал: пастырь добрый душу свою полагает за овцы... и овцы знают его и слушают глас его (Ин. 10, 11, 3). То же говорит о себе как служителе Божием апостол Павел: я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией (Деян. 20, 24).
Вот и ты в силе любви к церковному служению внимай себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил тебя епископом пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20, 28).
Святитель Василий Великий увещевает нас: "Предстоятель не должен употреблять власти своей к оскорблению подчиненных и превозноситься перед ними, а, более того, степень сана своего обязан обращать в повод к смиренномудрию перед ними". К этому призывает нас Сам Господь: кто из вас меньше всех, тот будет велик (Лк. 9, 48).
Епископ несет особую ответственность за паству. Чужие горести и радости он должен делать как бы своими. Епископ обязан заботиться о душах, воздействуя на них в первую очередь мерами прощения, но и строгостью, а главное - личным примером.
"Епископ должен принадлежать всем, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - и носить тяготы всех. Епископ принадлежит суду всех - и мудрых, и неразумных. Будешь действовать сильно - прослывешь жестоким, а если не сильно - холодным. Как многих вынужден бывает он огорчать вольно или невольно".
А вот какой совет дает святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский: "Имей мудрость, умей выбирать людей! А не сумел выбрать хороших, так постарайся сделать дурных хорошими... [следует] держаться ровнее, избегать всевозможных резких слов и вспышек. Да будет слово твое от сего времени - кротость, крайняя снисходительность и любовь".
Епископское служение призывает тебя, возлюбленный брат, к многим подвигам, к готовности переносить трудности, скорби и испытания. Будь терпелив, всегда помни слова Господа, сказанные апостолу Павлу: сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12, 9).
Возлагай все упование на Господа, на предстательство Его Пречистой Матери и молитвы святых угодников Божиих.
Промыслом Божиим нареченное тебе при пострижении в монашество имя Серафим значит "пламенный". Зовет оно к тому, чтобы всегда пламенеть в своих трудах и молитве, быть ревностным созидателем нерукотворенных храмов Божиих в сердцах паствы. Совершая богослужения в храмах твоей епархии, постоянно помни, что в день празднования памяти этого великого русского подвижника и твоего Небесного покровителя ты воспринял явленную тебе милость Господню в благодати архиерейства.
Как тысячу дней и ночей молился преподобный Серафим на камне: "Боже, милостив буди мне, грешному", - так молится он и сейчас о каждом из нас, в том числе и о тебе, когда обращаются к нему за молитвенным предстательством. Познавая глубину, соединяющую его святость с твоим предстоящим архипастырским служением, да откроешь ты для себя смысл его слов: "Радость моя, стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся".
Слово, обращенное к тебе, я говорю под впечатлением наступившего юбилейного года 2000-летия христианства, который открылся нашим посещением Святой Земли, совместными богослужениями, молитвами, встречами с Предстоятелями и представителями Православных Церквей и многочисленными паломниками.
Иди, благовествуй Царствие Божие (Лк. 9, 60), ревностно проповедуй слово Божие, созидая христианское единство и утверждая на земле мир, в человеках благоволение (Лк. 2, 14).
С этими мыслями я вручаю тебе этот священный жезл как символ архиерейской власти, с которой поведешь за собой верующий народ твоей епархии спасительными стезями Христовыми.
От данной тебе благодати начни свое епископское служение благословением нашего верующего благочестивого русского народа, молившегося сегодня о тебе.