Слово при вручении архиерейского жезла епископу Единецкому и Бричанскому Доримедонту (Чекану)
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II
Епископу Единецкому и Бричанскому ДОРИМЕДОНТУ (Чекану)
в Богоявленском кафедральном соборе 8 ноября 1998 года
Возлюбленный во Христе собрат наш и сослужитель, Преосвященный епископ Доримедонт! Ныне соборной молитвой и руковозложением собратьев епископов ты сподобился воспринять от Отца Небесного обетование Святаго Духа (Деян. 2, 33), освятившего тебя к высокому архиерейскому служению.
Братски приветствуем тебя и радуемся об этом даре Божией милости.
Обычай церковный и долг наш повелевает нам ныне обратить к тебе слово назидания и напутствия на путь предстоящего тебе служения.
В Церкви Христовой все совершается по всеблагой воле Божией. Верим, что и твое избрание и поставление во епископа совершилось не столько нашим выбором, сколько Промыслом Божиим.
Призванный на заре твоей сознательной жизни к служению Господу, ты обрел тихую пристань в обители Преподобного Сергия Радонежского, где научался духовной мудрости и иноческому подвигу.
Господь привел тебя потрудиться над возрождением Свято-Вознесенского Ново-Нямецкого Кицканского монастыря. Все, что там сделано для благолепия, для возвращения уставности и доброго монашеского делания, является плодом твоих забот, твоего неусыпного попечения.
Некоторое время прошло у тебя в служении богословской науке и воспитании юношества, будущих пастырей Церкви Христовой.
Таким образом, непостижимыми судьбами Провидения Божия (Рим. 11, 33) ты духовно подготовлен к тому высокому пути, который ныне предлежит тебе.
Мученик Доримедонт, имя которого ты носишь, и великомученик Димитрий Солунский, память которого Святая Церковь ныне прославляет, приняли мученическую кончину за слово Божие и за свидетельство, которое они имели (Откр. 6, 9).
Славным жертвенным голгофским подвигом Господа нашего Иисуса Христа основана Церковь Христова. Исповедничество - это полнота подражания Христу, совершенное участие в Его свидетельстве и Его спасительном деле: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас (Ин. 15, 20). В этом смысле Голгофа продолжается в Церкви, как в ней продолжается все дело Христово, усвоение Его спасительных плодов служения миру.
Избрав путь служения Христу, ты должен пить Его чашу и креститься Его крещением (Мк. 10, 39). Став преемником апостолов по благодати, ты должен исповедовать веру свою, как Петр, как Павел, как Стефан или как другие апостолы, до готовности положить душу свою... за овцы своя (Ин. 10, 11-12).
Мир не любит следующих за Христом (Ин. 15, 18), потому и твоя жизнь пройдет перед враждебным взором мира (1 Кор. 4, 9). Ты всегда должен быть готов дать ответ всякому требующему у тебя отчета в твоем уповании (1 Пет. 3, 15). Дух Святой, отныне почивающий на тебе, твоими устами обличит мир и покажет верным неправду мира и правду Иисуса Христа (Ин. 16, 8-11).
Блаженны вы, - говорит Господь, - когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь (Мф. 5, 11). Последователь Христа хвалится скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает (Рим. 5, 3).
К тебе, к каждому из нас, ко всей Церкви Воскресший Господь обращает слова: не бойся ничего, что предстоит претерпеть... Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр. 2, 10).
Сонм новомучеников Российских: епископов, священников, монахов, женщин и мужчин, старцев и младенцев - своим исповедническим подвигом засвидетельствовал, что врата ада не одолеют Церковь Христову (Мф. 16, 18). Мы молимся святым угодникам Божиим, чтобы они укрепили нас в нашем служении и избавили от уныния и страха (Лк. 21, 25-26).
Епископ и в спокойное для Церкви время - бескровный мученик. Внешне жизнь его может протекать безмятежно, в мире и благоденствии, но внутренне она всегда неотделима от последнего самоотвержения в каждом деянии, в каждом шаге. Образ такого служения оставил нам апостол Павел: во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах... Уста наши отверсты к вам... сердце наше расширено (2 Кор. 6, 4-8, 11). Кто изнемогает, с кем бы я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся (2 Кор. 11, 29). Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести (1 Кор. 9, 19).
Господь призывает тебя быть архиереем Церкви Молдавии, многими духовными узами связанной с Русской Православной Церковью. И тебе суждено внести свой посильный вклад в укрепление этих уз братства и любви во Христе.
Будь неленостен в этом труде, с терпением и отеческой заботой вникай в нужды твоих пасомых, верность которых Матери-Церкви заслуживает многой благодарности и искренней признательности.
Тебе, архипастырю Церкви Молдавии надлежит неленостно укреплять святую православную веру на земле, оглашенной проповедью и подвижническим служением преподобного Паисия Величковского, ревностно охранять чистоту следования канонам Святой Церкви, свидетельствовать окружающему тебя миру о евангельских сокровищах.
Стой на страже святых истин и традиций Православной Церкви. Являй себя неослабным попечителем служителей алтаря Господня и благочестивого народа Молдавии. Паси стадо Божие, как наставляет нас апостол Петр: надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду (1 Пет. 5, 1-3). Памятуй и о словах апостола Павла, что епископ должен быть непорочен... трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен... не сварлив, не корыстолюбив (1 Тим. 3, 2-3).
Совершай свое служение Церкви Христовой, верным чадам ее в светлости разума, в спокойной твердости, без раздражения, чтобы в случае появления на пути твоего архипастырского делания противлений или непослушаний, ты мог сказать с чистой совестью: с ненавидящими мир я мирен (Пс. 114, 6-7).
Мы назидаем тебя в твердой уверенности в том, что в Высокопреосвященном митрополите Владимире ты, как и ранее, найдешь мудрого наставника и заботливого отца.
Помни, возлюбленный собрат, что все мы - чада Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. И ты теперь вошел в чреду святителей Русской Православной Церкви. В часы богомыслия, наедине с Богом будем молиться друг о друге, да не оскудеет в нас божественная благодать, укрепляющая силы нашего немощного человеческого естества для служения Его истине.
Завершаю мое напутственное слово с верой в молитвенное предстательство всех святых земли Русской о твоем беспорочном архиерейском служении в братской и единоверной молдавской стране.
С этими пожеланиями прими сей жезл как знамение духовной опоры в твоем новом служении и от данной тебе благодати преподай первое архипастырское благословение православному народу Божию, молившемуся в этом соборе о твоем освящении.