Слово при вручении архиерейского жезла епископу Анадырскому и Чукотскому Диомиду (Дзюбану)
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II
Епископу Анадырскому и Чукотскому ДИОМИДУ (Дзюбану)
в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в Москве 10 августа 2000 года
Преосвященный епископ Диомид, возлюбленный о Господе собрат и сослужитель наш!
Избранный и утвержденный Священным Синодом епископом далекого Чукотского края и ныне наитием Всесвятого и Всеосвящающего Духа через таинственное возложение святительских рук удостоившийся архиерейской благодати, прими по чину церковному и по традиции слово назидания в правило и руководство предстоящего тебе архипастырского делания.
Каким должен быть архипастырь, скажу не от себя, а словами святителя Иннокентия (Вениаминова), выдающегося иерарха прошлого века, даровитого богослова, оставившего богатое письменное наследие, широко известного в научном мире этнографа, который вошел в историю Русской Церкви прежде всего как провозвестник веры Христовой на северо-восточной окраине нашей Родины. Апостольским трудам он посвятил лучшие годы своей жизни. Огонь, горевший в его сердце, зажег свет живой евангельской истины для многих поколений людей. Его жизнь - свидетельство явления Божией благодати в человеке.
"Не бойтесь и не страшитесь идти за Господом Иисусом Христом, - говорил этот ревностный подвижник нашей Церкви, - Он сильный Помощник. Поспешайте и не медлите, пока еще не затворены для вас двери Царства Небесного, и Отец ваш Небесный еще далеко встретит вас на сем пути, облобызает вас, оденет вас первой одеждой и введет в чертог Свой".
Святителю Иннокентию по примеру святого Апостола Павла дарована была великая благодать быть "служителю Иисус Христову во языцех, священнодействующу благовествование Божие" (Рим. 15, 16). Подвиги светлой архипастырской жизни святителя Иннокентия были тесно связаны с глубиной и силой его веры, со смиренным сознанием, что "от Господа", - как он часто любил повторять, - "стопы человеку исправляются" (Пс. 36, 23). За это святитель Иннокентий был почитаем при жизни и впоследствии причтен к лику угодников Божиих и, верим, будет твоим молитвенником и небесным предстателем в твоем архипастырском служении.
Этого примера из жизни и деятельности твоего великого предшественника достаточно, чтобы тебе, возлюбленный собрат, возыметь желание и решимость следовать ему в меру твоих сил и талантов, которые дал тебе Бог.
Недолго продолжалось твое служение Церкви Христовой как приходского пастыря. Девять лет назад ты, как истинный монах, со смирением и покорностью воле Божией принял призыв Матери-Церкви, призвавшей тебя из обители Преподобного Сергия Радонежского для возрождения веры Христовой и проповеди Святого Евангелия на просторах Дальнего Востока. Глубоко веря в Промысл Божий, ты безропотно нес свое послушание, не оставляя свою паству без попечения и напоминания о главной цели нашего существования на земле.
По истечении срока своей миссионерской командировки и завершении строительства храма в Близове ты надеялся вернуться в свою скромную иноческую келью в Троице-Сергиевой Лавре, но в Москве тебя ожидало известие о новом ответственном назначении. Сознание святости служения Церкви, твердая вера и готовность на все труды и лишения во имя дела Христова определили твое беспрекословное, смиренное, исполненное церковного послушания согласие на крестный путь епископского делания в далеком и суровом крае.
В слове при наречении ты, сознавая свои духовные немощи, высказал перед нами смущение и даже страх перед высотой и ответственностью предстоящего тебе служения, но да не смущается сердце твое. Ты имеешь уже достаточный монашеский и пастырский опыт, мы знаем о плодах твоих миссионерских трудов, а теперь ты получил особую Божественную благодать, которая "немощная врачует и оскудевающая восполняет".
Храни переданное нам святыми Апостолами учение веры и соблюдай церковные установления и правила с целью устроения человеческих душ в жилище Богу. Апостол Павел говорит, что епископу подобает держаться "истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать" (Тит. 1, 9). Проповедуй слово "не как слово человеческое, но как слово Божие, - каково оно есть по истине" (1 Фес. 2, 13), "ибо слово Божие живо и действенно" (Евр. 4, 12), "богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек" (2 Тим. 3, 16-17).
Сохраняй вручаемые твоему окормлению клир и паству в преданности святой православной вере, в любви к своему Отечеству. Потеряв веру, мы потеряем и Родину. В дни бедствий вера отеческая всегда служила нашим предкам утешением и опорой в их действиях на общую пользу, в защите от физических и духовных поработителей, побуждением к преодолению препятствий на пути долга и чести, к добросовестному и бескорыстному труду. Истинный христианин - непременно верный сын Отечества, патриот не только "из страха наказания, но и по совести" (Рим. 13, 5). Церковь терпима, ибо "любовь... все переносит" (1 Кор. 13, 7), но она никогда не примирится с безразличием и равнодушием своих чад к отеческой вере, истории, богатейшей культуре, родному русскому языку, который связует воедино все народы нашего Отечества.
Иди, "паси Божие стадо" (1 Пет. 5, 2), не устрашайся предстоящими тебе трудностями, помни, что "не мерою дает Бог Духа" (Ин. 3, 34).
Нелишним считаю напомнить тебе, что через несколько дней начнется Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, который пройдет в рамках празднования великого юбилея 2000-летия Рождества Христова. Вместе с твоими собратьями епископами ты будешь участвовать в обсуждении насущных проблем современности, в принятии решений, которые, верим, послужат славе Божией, благу Святой Церкви, пользе Отечества нашего.
Ты стал епископом в день празднования в честь Смоленской иконы Божией Матери. Путеводительница Пречистая да управит путь твой к утверждению благодатного царства мира Христова на земле.
Свое назидание завершу словами святителя Иннокентия, обращенными им некогда к своему викарному епископу Петру (Екатериновскому): "Да поможет тебе Господь, да дарует тебе Всесильный крепость и силы к прохождению твоего немалотрудного служения и да умудряет Он тебя во всех намерениях, начинаниях и делах твоих! Знамением сего да будет тебе жезл сей, взирая на верх коего, украшенный символом мудрости, деятельно помни слова, сказанные посылаемым некогда на служение, которому отчасти подобится и предстоящее тебе: "будите убо мудри яко змия, и цели яко голубие" (Мф. 10, 16).
Прими этот архипастырский жезл и от данной тебе новой благодати призови благословение Господне на всех, молитвой своей принявших участие в твоей хиротонии и ожидающих твоего первого святительского благословения.