Слово при вручении архиерейского жезла епископу Магаданскому и Синегорскому Феофану (Ашуркову)
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II
Епископу Магаданскому и Синегорскому ФЕОФАНУ (Ашуркову)
в Богоявленском кафедральном соборе в Москве 26 ноября 2000 года
Преосвященный епископ Феофан!
Священный Синод определил тебе быть епископом Русской Православной Церкви. Благодатью Духа Святого, через возложение рук наших ты ныне удостоился архиерейства и соделался преемником апостольского служения в Церкви Христовой.
Перед тем как ты примешь из наших рук архиерейский жезл мне, по церковному обычаю, надлежит исполнить долг совершителя твоей хиротонии и высказать тебе слова назидания и напутствия, в которых ты несомненно нуждаешься перед вступлением на путь трудного и ответственного, прежде всего перед Богом, архипастырского служения.
Единственный Источник Наших наставлений тебе - это Сам Пастыреначальник Христос, Который Своим Искупительным Подвигом свидетельствует о Себе: "Аз семь пастырь добрый: пастырь добрый душу свою полагает за овцы. А наемник, иже несть пастырь, емуже не суть овцы своя, видит волка грядуща, и оставляет овцы, и бегает" (Ин. 10, 11-12). Изображая великие и многотрудные подвиги апостольского служения, Апостол Павел говорит о себе: "Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых" (1 Кор. 9, 22).
Одни из призываемых к такому служению, по мысли святителя Григория Богослова, "с готовностью следуют избранию", другие впадают в страх и трепет. Ни те, ни другие "не подвергаются осуждению", ибо "одни страшатся величия служения, а другие повинуются по вере в Призвавшего".
Ты принял на себя бремя епископского служения в Магаданской епархии - одной из самых отдаленных, а потому наиболее нуждающейся в архипастырском окормлении. Надеюсь, не личные свои выгоды и преимущества, не честь и славу ты имеешь в виду, облекаясь в светлые одежды высокого сана, а бескорыстное, самоотверженное служение Церкви, пользе России, благу пасомых - до готовности по примеру Христа Спасителя положить за них душу.
Не бойся трудностей, которые встретятся тебе в этом суровом крае, трудностей не только физических, но еще более духовных. Если на первом месте будет искание Царства Божия и правды Его, то остальное, по обетованию Спасителя, приложится (Мф. 6, 33) и всякая трудность будет содействием делу Божию.
Прежде всего и паче всех всегда помни и никогда не забывай, что отныне главной целью всей твоей жизни и деятельности должно быть служение спасению вверяемых твоему руководству и попечению православных чад Магаданской епархии. Особенно это важно в наше историческое время, когда мы фактически входим в новую эру истории России.
Мы находимся на пороге века, который обещает быть весьма нелегким, ибо ставит перед Церковью новые задачи, подвигая нас на качественное обновление ее свидетельства и служения. На наших глазах происходит чудо возрождения России. Десять лет назад практически никто не ожидал тех плодов церковного возрождения, к которым мы уже привыкли. С момента празднования тысячелетия Крещения Руси были отреставрированы и заново возведены тысячи соборов, храмов, часовен, открыто множество монастырей, Духовных школ, издано огромное количество душеполезных книг. Символом возрождения нашего Отечества стал Храм Христа Спасителя в Москве.
Вместе с тем мы должны признать, что развитие общества в целом происходит при нарастающем равнодушии к духовной истине, росте потребительских настроений, рождающих грубый эгоизм, бездушие, несправедливость, жестокость, помрачающих образ Божий в человеке.
Воспитывай у своих чад чувство ответственности, чувство любви и милосердия, призывай их неленостно следовать христианским идеалам в своей жизни, в жизни семьи, общества, возгревай в них любовь к Отечеству и миролюбие.
Сегодня в исповедании веры ты обещался "врученную паству, по обычаю святых апостол, посещати и назирати, како пребывают вернии в вере и во исправлении дел благих". Но прежде чем спрашивать с других, остерегайся сам отступить от правил и преданий церковных, которые нам заповедано хранить, "отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания" (1 Тим. 6, 20).
Храни не только учение веры, ограждая его от всякого рода искажений, но и установленный порядок церковной жизни. Будь верен и послушлив Священноначалию Церкви не за страх, а за совесть, подавая тем пример клиру, дабы сохранить единение во Христе и избежать подстерегающих каждого из нас искушений и соблазнов разного рода.
Все твои распоряжения должны быть обдуманны, должны строго соответствовать Уставу и правилам Церкви, отвечать нуждам паствы и служить ко благу и спасению ее. В Церкви Христовой нет и не должно быть ничего случайного и произвольного. Епископ не может быть "тростью, ветром колеблемой" (Мф. 11, 7).
Помни, что епископ действует не своей властью, но властью, данной ему Единственным Первосвященником Господом нашим Иисусом Христом. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, память которого мы ныне празднуем, "пред Господом - все овцы, ибо и пастыри, и овцы составляют стадо, которое пасет Единый Великий Пастырь". "Разумей, что я говорю, - говорит Апостол. - Да даст тебе Господь разумение во всем" (2 Тим. 2, 7).
Утешением для тебя пусть будет то, что архиерейская хиротония твоя совершена под знаком великого юбилея - 2000-летия Пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, в год проведения Юбилейного Архиерейского Собора, определившего пути и направления деятельности Русской Православной Церкви в XXI веке и в новом тысячелетии. Важным деянием Собора была также канонизация сонма новомучеников и исповедников Российских, других подвижников веры, а также царственных страстотерпцев, в лице которых мы имеем молитвенников и предстателей пред Господом Богом.
Теперь же возьми этот жезл как видимый символ духовной власти епископа, которая сильна не принуждением, а любовью, и преподай благословение Господне сему народу Божию, молившемуся за Божественной литургией.