Слово при вручении архиерейского жезла епископу Ниспоренскому Петру (Мустяце), викарию Кишиневской митрополии
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II
Епископу Ниспоренскому ПЕТРУ (Мустяце), викарию Кишиневской митрополии
в кафедральном соборе Рождества Христова в Кишиневе 13 ноября 2005 года
Преосвященный епископ Петр!
Промысл Божий через священноначалие церковное призывает тебя избранием и утверждением Нашим и Священного Синода к великому и ответственному епископскому служению.
Неведомы и неисследимы пути, которыми ведет каждого из нас Господь к исполнению Своего Божественного о нас промышления.
С детства ты был воспитан в религиозной семье. С ранних, юношеских лет ты постепенно привыкал к церковной жизни, участвуя в богослужении чтецом, прислуживая в алтаре. По окончании Одесской Духовной Семинарии ты принял иноческий постриг и приобщился к священному клиру.
Желая взрастить и умножить свои богословские познания, ты завершил свое образование в Киевской Духовной Академии.
Высокие и ответственные послушания в Молдавской митрополии выполнял ты все предшествующее время, по благословению твоего правящего архипастыря.
Руковозложением епископов дивным образом ныне воля Божия совершилась над тобой, ибо «никто сам собой не приемлет этой чести, но призываемый Богом» (Евр. 5,4). Ты стал иерархом Церкви Христовой.
Епископское служение налагает ответственность перед Богом и верующими, перед Церковью и Родиной. Осознавай, что омофор епископа не легок. Епископу по слову пророка, надлежит угнанную и потерянную овцу возвратить, пораненную перевязать, больную укрепить, а разжиревшую и буйную истребить, пасти словесное стадо он должен по совести (Иез. 34,16). Епископ должен «остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был», ибо от рук его взыщется кровь беззаконника, умершего в беззаконии своем (Иез. 3, 18).
Епископ в своем служении должен уподобиться апостолу Павлу, который сказал: «для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных» (1 Кор. 9, 22).
Епископу, как служителю Божию, - а «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 16), -подобает иметь сердце обращенное ко всем той любовью, которая «долготерпит, милосердствует», которая «не завидует», которая «не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13, 4-7).
Без Божией помощи человеку невозможно понести такой крест. Но верь, что Небесный Пастыреначальник дает нам «Божественную благодать, всегда немощная врачующую и оскудевающую восполняющую», которая укрепляет немощные человеческие силы для несения многотрудного служения Его Святой Церкви. Вспоминай, как молился Господу святой апостол Павел, сокрушаясь о своем недостоинстве, и Господь ответил ему: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12,9). А в Евангелии Господь говорит «Невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18, 27). Бесконечно великое может поместиться в ничтожном, малом. Апостол Павел, все это испытав на себе, вдохновенно и радостно в конце жизни восклицает: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4, 13).
Отныне ты должен продолжать апостольское служение в Церкви, которую Христос «приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20, 28). Эту Церковь Божию, по слову Спасителя, никакие врата адовы не одолеют (Мф. 16, 18), она пребудет до скончания мира, ибо Христос сказал: «Я с вами во вся дни до скончания века» (Мф. 28, 20).
При совершении хиротонии читалась молитва, в которой есть слова: «Помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Пресвятаго Духа…». Верую, что благодать Пресвятаго Духа, по молитвам иерархов, духовенства и верующих, по молитвам непобедимой Христовой Церкви, снизошла на тебя, и будет сопутствовать тебе во всех трудностях апостольского служения.
Храни верность Церкви и да сподобит тебя Господь непорочно проходить епископское служение и, возгревая в себе дар Божий, быть «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4, 12), воздавая славу Богу за все Его неисчислимые благодеяния.
Хотя и не слишком обширное дается тебе поле церковной деятельности, ибо призываешься ты быть помощником митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира, но и ты, совокупно со всеми епископами Молдавии, соборно с архиереями Церкви нашей, послужи делу чести и достоинства Святого Православия перед лицом всего мира. Будь в послушании своего правящего архипастыря, пользуйся его указаниями, советами и наставлениями.
На тебе лежит долг следить, чтобы пастыри совершали свое служение со страхом и трепетом, с благоговением и ревностью, чтобы своим поведением не могли запятнать чистоты и святости залога благодати, дарованного им при рукоположении, чтобы они не могли оскорбить благочестивых чувств верующего молдавского народа, всегда ищущих в священнослужителях образ веры и благочестия.
Да вселится в тебя сила Христова, да подаст тебе Милосердный Господь епископскую мудрость право править слово Божественной истины, да пошлет тебе Господь Свою благодатную помощь, пребывать непорочно во всех заповедях Божиих и беспрепятственно войти в будущее Небесное, славное Царствие Божие и за собой ввести в него врученную тебе Господом паству.
Вручая тебе жезл как знамение власти духовной, заповедую тебе, имей святую ревность служить Господу всем сердцем, всей душой, всем помышлением своим, а духовную паству свою любить, как самого себя, и если будет нужно, то и душу свою положить за нее (Ин. 10, 11).
Взойди на это возвышение и от полноты почившей на тебе новой благодати Святого Духа преподай народу Божию, который усердно молился о твоем освящении, первое архипастырское благословение.