Слово при вручении архиерейского жезла епископу Алатырскому Савватию (Антонову), викарию Чебоксарской епархии

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Епископу Алатырскому САВВАТИЮ (Антонову), викарию Чебоксарской епархии

в Храме Христа Спасителя в Москве 30 января 2005 года

Преосвященный епископ Савватий!

Под сводами кафедрального соборного Храма Христа Спасителя через возложение наших рук, силой и действием Святого Духа ты принял сегодня сугубую благодать, соделавшую тебя епископом Русской Православной Церкви.

Промыслом Божиим определено тебе быть епископом Алатырским, викарием Чебоксарской епархии. На твоей родине суждено тебе быть помощником в трудах архипастырского служения митрополита Варнавы.

Хотя и не слишком обширное дается тебе поле церковной деятельности, помни всегда как высоко звание архипастыря, как велики его обязанности.

«Епископу вверены люди Господни, и он воздаст о душах их», - гласит 39-е апостольское правило. «Мы соработники у Бога» (1 Кор. 3. 9) и Он призывает нас надзирать над Его Церковью, чтобы она не имела «пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5. 27).

Служение преемников апостольской власти - епископов состоит главным образом в том, чтобы архипастырь сострадательной своей любовью переживал в душе нравственную борьбу пасомых; чтобы всю радость своей жизни полагал в том, чтобы они восходили «от силы в силу» и достигали духовного совершенства; чтобы о грехах их скорбел и молился, как о своих собственных; чтобы дух его постоянно возвышался горе; чтобы он непрестанно умножал подвиги молитвы, ибо «должно всегда молиться и не унывать» (Лк. 18. 1).

Сам образ архипастыря, образ его жизни должен побуждать пасомых к подвигам веры и благочестия. Душа архиерея должна сиять подобно свету. «Вы свет мира, - говорит Господь, - Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного» (Мф. 5. 14,16).

Апостольское чтение нынешнего дня служит как бы продолжением, пояснением, развитием этих слов Спасителя, оно предлагает нам целый лик добродетелей христианских. «Облекитесь, - говорит святой апостол, - как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, ...как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле; и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте... И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа» (Кол. 3. 12-16).

Служение епископа всегда сопряжено с большими трудностями, переживаниями и многими, многими скорбями. «Искушения ни на кого так не восстают, как на тех, которые получили Духа Святого, - говорит ныне прославляемый Святой Церковью преподобный Антоний Великий. И Господь наш, когда по крещении сошел на Него Дух Святой в виде голубя, изведен был Духом в пустыню искуситься от диавола, который испытал Его всеми своими искушениями, но ни в чем не успел против Него... Так и всех приемлющих Духа, борющихся и побеждающих, Дух Святой укрепляет и подает им силу препобеждать всякое искушение... Никто без искушений не может войти в Царство Небесное; не будь искушений, никто бы не спасся».

Уповай на Бога и покоряйся Его святой воле. «Да будет воля Твоя», Господи (Мф. 6. 10) - с этими словами дерзай «принять и понести, как говорит святитель Иоанн Златоуст, - такое великое и страшное служение».

«Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8. 28), - свидетельствует апостол Павел. Испытывая радость и удовлетворение в служении Церкви Христовой, сознавай, что успех в архипастырских трудах зависит не от человеческих сил и достоинств, а от силы благодати Божией, которая «в немощи совершается» (2 Кор. 12. 9), как и апостол утверждал о себе: «Благодатью Божиею есмь то, что есмь» (1 Кор. 15. 10).

Совершай свое служение в спокойной твердости, без раздражения, чтобы мог сказать с чистой совестью: «с ненавидящими мир был мирен» (Пс. 119. 6).

Святитель Московский Филарет говорил: «Усмотришь ли христиан, не по-христиански живущих, - не раздражайся, но и не смотри равнодушно: не неради. Обличи злое дело кротким словом».

Многие потери, невзгоды и испытания нашего общества являются прямым следствием жизни без Бога, без Церкви, без духовно-нравственных ориентиров. Долг епископа - указывать народу Отечества и пастве пути «обновления духа» (Рим. 7. 6).

Перед лицом испытаний, которые все чаще выпадают на долю живущих на земле: будь то злые деяния рук человеческих или природные катаклизмы, Церковь должна обеспечить правильное понимание того, что действительно является злом, служить гарантом против превращения борьбы со злом в прикрытие эгоистических интересов, личных или групповых.

«Нужно помнить, - говорил святитель Николай Сербский, - и детей своих учить тому, что нет ничего сильнее святыни. Святую землю не может одолеть ни безбожие, ни ложь, ни насилие, ни грубость завоевателей, никакая другая привременная и несвятая сила. Святую землю хранит Сам Бог Своей мощью и Своим благословением. Ее невозможно одолеть».

Ревностно и неутомимо исполняй возложенные на тебя труды, воспитывай в пастве совершенную преданность Богу, Святой Церкви, действенную созидающую любовь к Родине, сострадание к ближним и дальним.

Руководствуйся мудрыми отеческими советами и указаниями священноначалия Церкви и твоего правящего архипастыря, дабы явиться «делателем непостыдным» на ниве Христовой, а не «бесплодной смоковницей» и «солью обуявшей».

Ты исповедал перед литургией святые догматы веры, и мы не сомневаемся, что ты твердо будешь стоять на их основании. Ты обещал исполнять священные правила Церкви, и мы верим, что ты предан будешь им до конца дней своих.

Как знамение силы, посылаемой тебе от Господа, прими этот жезл и благослови верующих людей, молившихся с нами в день твоей архиерейской хиротонии.

http://www.sedmitza.ru/text/420500.html

Связанные материалы