Слово при вручении архиерейского жезла епископу Балахнинскому Иерофею (Соболеву), викарию Нижегородской епархии
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II
Епископу Балахнинскому ИЕРОФЕЮ (Соболеву)
в Воскресенском соборе Арзамаса 28 июля 1991 года
Преосвященный епископ Иерофей, возлюбленный о Господе собрат и сослужитель! Божиим благоволением, избранием церковным, через возложение на главу твою Святого Евангелия и рук архиерейских освящен ты благодатью Святого Духа и призван к епископскому служению.
После многих лет подвига в обители Преподобного Сергия Радонежского ты в течение последних лет нес пастырские и проповеднические труды в этом величественном соборе града Арзамаса. Как бы в вознаграждение за послушание церковное ты ныне призываешься к подвигу архипастырского служения - подвигу трудному, но священному по данной благодати.
Ты несомненно и сам сознаешь всю значимость и ответственность епископского служения, но и мы должны напомнить тебе о духовной высоте совершенного над тобой Таинства.
Во время молитвы при наречении тебя во епископа мы пели тропарь и кондак праздника Сошествия Святого Духа на апостолов. День Пятидесятницы - это день основания Церкви Христовой, начало апостольской проповеди и апостольского служения. Своих преемников святые апостолы, как и себя, также считали избранными и поставленными Духом Святым. Апостол Павел говорит ефесским пресвитерам: внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20, 28).
Дух Святой поставляет нас и теперь. Сегодня - твоя Пятидесятница. Жребий церковного служения, полученный ныне тобой, равен жребию, который прияли святые апостолы. Путь, которым предстоит тебе следовать,- это продолжение того пути, которым шли святые апостолы, и цель этого пути одна: к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия (Еф. 4, 12-13).
Дух Святой поставил тебя на высокое епископское служение, и Он не оставит тебя без благодатной помощи, если только ты сам не уклонишься от Него греховными деяниями и маловерием. Молись непрестанно, бодрствуй над собой, и божественная благодать, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая, укрепит тебя, вразумит, утешит, ободрит, даст Духа премудрости и откровения, просветит очи сердца (Еф. 1, 17-18). Не колеблясь, принеси в жертву Господу все свои способности, труд, покой, да и саму жизнь свою, если потребуется, за вручаемую тебе ныне паству.
Ты сегодня обещал перед лицом Церкви наблюдать за тем, како пребывают вернии в вере и во исправлении дел благих, а наипаче - иереи. Это - долг епископа. Исполнение его предполагает прежде всего твердое и ясное разумение истин веры, канонического строя Церкви и практического проведения того и другого в жизнь. Это чрезвычайно важно, ибо вновь пришло время борьбы за веру, за истину Православия, за охранение Церкви нашей от обышедших ее зол.
Годы тоталитарного гонения на веру Христову сделали свое дело. Вместо христианства в общественную и личную жизнь входит язычество: колдуны, целители, прорицатели, учителя восточной "мудрости". И не случайно, как в первые века христианства, на Церковь Христову, пытаясь опорочить ее, вновь обрушиваются обвинения в изуверских ритуалах и кровавых мистериях.
Серьезную озабоченность у иерархов Церкви вызывают все усиливающаяся экспансия католицизма на наших исконно православных территориях и реанимация унии на западе нашего Отечества. Наши церковные радости омрачают также политическое противостояние Русской Зарубежной Церкви, самочинные захваты ею наших приходов. Подчинение церковных интересов политическим и национальным привело и украинских автокефалистов к расколу с Матерью-Церковью.
Не всегда слово мира и увещания достигает цели. Есть предел терпению и миролюбию. Не напрасно вручается тебе ныне жезл! Им ограждай стадо от волков, ищущих возможность вырвать из церковной ограды врученных нам Богом словесных овец.
По этим и другим вопросам внутрицерковного устройства тебе предстоит обличать, запрещать, принимать важные решения, которые могут серьезно повлиять на судьбу окормляемых тобой священнослужителей и мирян. В Писании сказано: не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд - дело Божие (Втор. 1, 17), а Бог нелицеприятно судит каждого по делам (1 Пет. 1, 17).
Пастырским своим служением, по свидетельству о тебе Преосвященного митрополита Нижегородского Николая, ты уже доказал, что можешь пасти Божие стадо, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия (1 Пет. 5, 2). Помни, что вручаемая тебе паства - не твоя, а Божия, и ты призван не господствовать над наследием Божиим, но подавать пример веры, молитвы, истинного благочестия. Пребывай в послушании у правящего архипастыря Нижегородской земли, который имеет богатый опыт епархиальной деятельности, приобретенный за тридцать лет архипастырского служения.
Мы живем в непростое время, иногда нам приходится переживать и скорбные дни. В самых разных областях жизни людей встречаются нестроения, разрушения, нравственное и духовное нездоровье. Мы являемся свидетелями и участниками известных откровений об этом времени преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского, всея России чудотворца. И именно в эти трудные дни испытаний Господь являет намвеликое утешение: Он возвращает нам, Церкви Русской честные мощи Саровского подвижника, печальника и молитвенника за землю Русскую. Преподобный Серафим явил собой миру внутреннее единство и цельность Православия, стал одним из самых замечательных выразителей веры, предания и жизни Православной Церкви.
Господь судил тебе получить благодать архиерейства у мощей преподобного Серафима, которые совершают свое шествие по дорогам многострадальной России из Москвы в Дивеево. Прими со смирением эту честь, следуя завету преподобного. Во мраке неверия и духовного опустошения, во всех скорбях, обуревающих наше Отечество, неси свидетельство веры и мира Христова. Нелегкое это свидетельство, но благодатная помощь Божия велика и обильна. Да будет она с тобой всегда: в трудные минуты - как утешение и руководство, в минуты радости и успеха - как ограждение от самоудовлетворенности и гордыни. А в знак духовной силы, преподанной тебе в великом Таинстве, от лица Церкви вручаем тебе жезл, который да напоминает тебе о необходимости не только самому шествовать, но и вести паству стезей спасения к жизни Вечной.