Слово при вручении архиерейского жезла епископу Богородицкому Кириллу (Наконечному), викарию Тульской епархии

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Епископу Богородицкому КИРИЛЛУ (Наконечному)

в Богоявленском кафедральном соборе 15 марта 1998 года

Преосвященный епископ Кирилл, возлюбленный во Христе брат и сослужитель!

В святые и спасительные дни Великого поста совершилось над тобой великое Таинство архиерейской хиротонии. Силою и действием Всесвятого и Животворящего Духа, через возложение рук Наших и Нам ныне сослуживших архиереев воспринял ты благодать епископства.

Два десятилетия служил ты Церкви Христовой, и пастырское служение не ново для тебя, но ныне, согласно обычаю церковному, нам, старшим собратьям, надлежит напутствовать тебя словом назидания.

Главное правило пастырского, а наипаче архипастырского служения: внимать убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы (Деян. 20, 28). Тебе предлежит совершить два великих дела - спасти свою душу и души вверенных твоему водительству.

 

Все мы знаем, что епископское служение сопряжено со многими трудностями, но мужайся и крепись, ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия (2 Тим. 1, 7); взирай постоянно на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия (Евр. 12, 2). Мы напомнили тебе о трудностях не для устрашения твоего, но для того, чтобы ты, как говорит пророк, "уготовихся и не смутихся". В этих трудностях пусть утешает тебя вера, что, приняв ныне свое избрание как призыв к большему попечению о спасении душ человеческих, как призыв к трудам и подвигам от Господа, благоволившего избрать тебя орудием Своей благодати, ты получишь и Его Божественную всесильную помощь.

По заповеди Апостола непрестанно молись (1 Фес. 5, 17). Празднуемый ныне Святой Церковью святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникский, научает нас: "Телом будем работать, а душой молиться. Внешний наш человек пусть исполняет свои телесные дела, а внутренний весь пусть будет посвящаем на служение Богу, и никогда да не отстает от этого духовного дела умной молитвы. Сия умная молитва есть свет, просвещающий душу человека и сердце его воспламеняющий огнем любви к Богу. Дело, воистину дивное и предивное! Телесно обращаешься с людьми, а умно беседуешь с Богом".

Бодрствуй в твердом хранении святой веры православной и верно паси вверенных твоему руководству духовных чад, укрепляй церковную жизнь и отеческие традиции, сохраняй непоколебимыми нравственные устои.

Ты исповедал нам святые догматы веры, основанные на Священном Писании и Священном Предании, правилах Апостольских, Вселенских и Поместных Соборов Церкви Христовой, обещав соблюдать их неизменно и до конца дней своих быть им верным. Проповедуй и учи тому, что ты исповедал, и выполняй то, что ты обещал, непрестанно возвещай слово Божие, не уставай проповедовать его, и твое служение будет благословенно Богом и почитаемо от людей.

Единственной наставницей да будет тебе Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15). В ней - свет истинного ведения. Вне ее нет спасения.

Заботливо охраняй паству твою от всяких нестроений, ересей, расколов и самочиний.

И пастыри, и миряне в своем служении должны руководствоваться святыми канонами, авторитетными постановлениями высшей церковной власти, неукоснительно следовать указаниям правящего архиерея.

Заслуживает самых строгих прещений деятельность тех священнослужителей, которые подрывают догматы и традиции церковные, думая, что они тем служат Богу (см.: Ин. 16, 2), или тех, которые кощунствуют над вековыми священными преданиями Церкви Христовой. Они вышли от нас, но не были нашими.

Охраняя святость служения церковного, вспоминай ревность Христову о доме Божием, очищай паству от тех, кто в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (Мф. 7. 15).

Не может не ужасать тебя возрождение язычества и распространение тоталитарных сект, разрушение нравственного уклада, порабощение ума и сердца, пропаганда жестокости и насилия.

Наставляй паству твою быть верными и преданными чадами Святой Церкви и Отечества, не тяготиться своим трудом, быть готовыми на всякое самоотвержение, жить честно, строго, добросовестно, не увлекаясь ложными убеждениями, пустыми мечтаниями, не хитросплетенным басням последуя (2 Пет. 1, 16).

Если бы истины Святого Православия освящали всю нашу жизнь на всех уровнях общественной деятельности, то не было бы и безверия, не было бы пагубной утраты нравственного стержня, угасания национального бытия, вредоносных тревожных смут и часто ужасающих преступлений. Нравственная, на христианских началах основанная жизнь неотразимо действует на ум, просветляет его и очищает от мрака заблуждений.

И еще хочу сказать тебе, что Христос приходил не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20, 28). Святитель Григорий Двоеслов говорит: "Находятся люди, которые в самой Церкви Святой под видом управления ею домогаются суетной власти и почестей". Стремление к господству и славе необходимо тщательно изгонять из души и не позволять овладевать собой. Помни слова Господни: есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними (Лк. 13, 30).

Возлюбленный собрат наш, ты, как и прежде, будешь помогать в управлении епархией Преосвященному митрополиту Тульскому и Белевскому Серапиону, взрастившему тебя на ниве церковной к вящей славе Божией. Храни ему верность и сыновнее послушание.

На пути твоего епископского служения Церкви Божией пусть всегдашним твоим помощником и молитвенником будет преподобный Макарий Жабынский, Белевский чудотворец, подвизавшийся в пределах Тульской епархии. К нему обращай свои молитвы. С неослабным рвением подражай его иноческим подвигам, чтобы светильник веры Христовой, горевший в нем, продолжал ярко светить в тебе всем ищущим Того, Кто есть путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6).

Приветствуем тебя со священным и, как ты сказал в своем слове при наречении, неповторимым днем твоей жизни.

А теперь прими этот жезл как символ епископского служения, как знамение власти в Церкви Христовой, прими его от Нашей Мерности, как от рук Самого Пастыреначальника (1 Пет. 5, 4) Христа, и иди с ним в мир, продолжая учение и подвиг апостольский.

Взыди на это возвышенное место, да явлен будешь зде предстоящему народу Божию, и от полноты воспринятой благодати Святого Духа преподай ему свое первое архипастырское благословение.

http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy053.htm

Связанные материалы