Слово при вручении архиерейского жезла епископу Балтийскому Серафиму (Мелконяну), викарию Смоленской епархии

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Епископу Балтийскому СЕРАФИМУ (Мелконяну), викарию Смоленской епархии

в Богоявленском кафедральном соборе в Москве 19 мая 2001 года

Христос воскресе!

Преосвященный епископ Серафим, возлюбленный во Христе собрат и сослужитель наш!

Неисповедимыми путями Промысла Божия Священный Синод избрал тебя на епископское служение в Церкви Божией и определил тебе быть епископом Балтийским, викарием Смоленской епархии, где ты должен оказывать помощь правящему архипастырю в управлении приходами, находящимися в Калининградской области. Ныне действием Святого Духа через возложение рук участвующих в твоей хиротонии архиереев ты приобщен к собору епископов Русской Православной Церкви и должен "пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа Кровию Своею" Господь (Деян. 20, 28). Ты один из первых епископов нашей Церкви, рукоположенных в XXI веке от Рождества Христова. Это налагает высокую ответственность и на поставляемого, и на поставляющих.

 

Ты хотя и облечен в полноту архиерейского достоинства, но по издревле установленному обычаю Святой Церкви стоишь перед нами, старшими твоими собратьями, ожидая нашего наставления в путь предстоящего тебе служения.

Как добрый инок, ты со смирением исповедал перед нами во время своего наречения свою немощь и священный трепет перед высотой и величием апостольских трудов.

От юности Господь призвал тебя к служению Церкви Христовой. Ты принял постриг в Москве, в Свято-Даниловом монастыре. По окончании Московской Духовной академии Господь сподобил тебя нести труд послушания церковного в Святом Граде Иерусалиме и этим как бы освятил дальнейший путь твоего монашеского делания. В последние годы ты исполнял различные административные обязанности в Отделе внешних церковных связей.

Но это все - внешние признаки жизни человека. По внешним судит человек, а Господу необходимо отдать сердце и душу. "Сын мой! Отдай сердце твое Мне" (Притч. 23, 26), - сказал Господь Бог через пророка.

Тебе предстоит быть пастырем для пастырей стада Христова в той области отечества нашего, которая отделена от нас иными государствами. Для них ты должен быть примером во всем: "в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте" (1 Тим. 4, 12) - так учит нас святой Апостол Павел.

Тебе надлежит следить за тем, чтобы клирики епархии поступали "достойно звания", в которое призваны (Еф. 4, 1), творили дело Божие с благоговением и ревностью, чтобы они своим поведением не оскорбляли святости и высоты пастырского служения и благоговейных чувств верующего народа, видящего сегодня в Церкви единственное пристанище и успокоение от множества обуревающих его бед и скорбей.

По благословению правящего архипастыря Смоленской епархии тебе надлежит с любовью принять вручаемую паству и сохранять ее в преданности Святой Церкви Русской и родному отечеству нашему.

Великий дар ты получил ныне от Господа - дар "к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова" (Еф. 4, 12). И этот дар благодати Божией по заповеди Апостола мы должны хранить и возгревать (1 Тим. 4, 14; 2 Тим. 1, 6). Если каждый христианин должен "со страхом и трепетом" (Флп. 2, 12) совершать свое служение, то с каким благоговением это должны делать мы, призванные послужить спасению множества вверенных нам душ христианских.

Наши человеческие силы слишком слабы и недостаточны для ответственного служения, к которому призвал нас Господь. Дар Божий, принимаемый нами в рукоположении, "немощная врачующий и оскудевающая восполняющий" дает нам благодатные силы посвятить всего себя Богу "в жертву живую, святую, благоугодную" Ему (Рим. 12, 1) и явиться перед Господом делателем непостыдным, право правящим слово Истины (2 Тим. 2, 15).

Тебе и всем нам, епископам Церкви Христовой, надо чаще задумываться над тем, для чего мы согласились принять столь высокое служение, как мы его проходим, в чем его сущность и какой ответ мы будем давать за все Пастыреначальнику Христу.

После святых апостолов передача по преемству благодатных даров Святого Духа в Церкви принадлежит епископам. Епископы преемственно от апостолов получили власть созидать церковную жизнь. Эта власть имеет духовную природу и простирается на душу человека и на его удел в вечности. "Что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах" (Мф. 16, 19), - сказал Господь Апостолу Петру. Власть епископа - это власть любви, власть, осуществляемая в служении. Об этом ясно говорит нам Святое Евангелие: "...цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий" (Лк. 22, 25-26).

В минуты уединенной молитвы чаще обращайся к своей совести и не заглушай ее голоса. Пребывай в терпении и всегда помни слова Христа Спасителя, обращенные к Апостолу Павлу: "...сила Моя совершается в немощи" (2 Кор. 12, 9).

Возложи все упование на Господа, на заступничество Божией Матери, на молитвы святых, особо - святых, в Земле Российской просиявших.

Сохраняй послушание Предстоятелю Церкви, не пренебрегай советами старших собратий твоих по епископскому служению, без воли митрополита Кирилла, викарием которого ты назначаешься, не твори ничего.

Не считай формальным и не имеющим отношения к современной жизни исповедание веры, которое ты произнес сегодня перед собором епископов. "Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная" - так исповедуем мы и должны оберегать неповрежденность святой веры Христовой, особенно сознавая, что многие лжеучители явились в мир и пытаются отторгнуть нетвердых в вере от Святого Православия. Немало их и в пределах области, где будет проходить твое служение.

Промыслом Божиим при пострижении в монашество тебе нарекли имя "избранника возлюбленного Божией Матери" преподобного Серафима Саровского. Святой молитвенник о Земле Русской учил: "Стяжи мирный дух, и тысячи спасутся вокруг тебя". Сегодня, как никогда, нужно стяжать этот дар Духа Святого, стяжать дух мира, братолюбия, чтобы нести любовь и радость о Господе ближним и дальним. "Не будь побежден злом, но побеждай зло добром, - призывает нас святой Апостол. - Ибо Царствие Божие... праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей. Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию" (Рим. 12, 21; 14, 17-19).

Помни и то, что Русская Православная Церковь на протяжении всей своей истории была всегда с народом и разделяла с ним его скорби и радости.

Положи все эти глаголы мои в сердце твоем и без смущения и боязни вступай на указанный тебе Промыслом Божиим путь, помня, что не от человеческой воли выпал тебе этот жребий, но от Господа, от Которого "стопы человеку исправляются" (Пс. 36, 23).

Мы верим, что твое епископское служение будет благоуспешным для Церкви Божией и спасительным для тебя и паствы.

Твоя архиерейская хиротония совершена нами в Богоявленском кафедральном соборе у раки со святыми мощами святителя Алексия - великого архипастыря Церкви Московской, благословением и молитвами которого будет укрепляться и одухотворяться твое служение.

Приветствую и поздравляю тебя от себя и от лица архипастырей, принявших участие в твоей архиерейской хиротонии, с принятием сугубой благодати Божией. Господь да укрепит тебя и да поможет в предстоящем твоем делании на ниве Христовой.

А теперь прими этот архипастырский жезл как знамение силы Божией, сопутствующей тебе в новом, высоком служении, как символ власти и видимую опору в трудных обстоятельствах архипастырской жизни и от данной тебе благодати преподай свое первое архиерейское благословение верующему народу Божию, усердно и благоговейно молившемуся о тебе и о предстоящем твоем епископском служении.

http://www.srcc.msu.ru/bib_roc/jmp/01/06-01/02.htm

Связанные материалы