Слово при вручении архиерейского жезла епископу Корсунскому Гурию (Шалимову)

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Епископу Корсунскому ГУРИЮ (Шалимову)

в Богоявленском кафедральном соборе 14 января 1993 года

Преосвященный епископ Гурий, возлюбленный о Господе собрат! Дух Святой через церковное тайнодействие поставил ныне тебя епископом пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20, 28).

Ты стоишь сейчас перед нами с возложенными на тебя знаками архиерейского достоинства; прими от нас и благие пожелания, и с любовью обращенное к тебе назидание, и напутствие на новый, предлежащий тебе путь служения.

Приветствую тебя, боголюбезного собрата нашего и сослужителя, с даром благодати Божией и высоким послушанием, даруемым тебе в Церкви Христовой.

 

Благим знамением и добрым воспоминанием будет для тебя твоя архиерейская хиротония, совершенная в первый день нового года по старому стилю, в день священного празднования памяти святителя Василия Великого, имя которого, наряду со святителями Григорием Богословом и Иоанном Златоустом, ежедневно возносится в парижском Трехсвятительском подворье как имя покровителей храма, в котором предстоит тебе возносить жертву бескровную за люди, коих вручил тебе ныне Господь...

"Воистину велик Василий, воистину он есть столп огненный, воистину Дух Святой говорит его устами",- отзывался преподобный Ефрем о святителе Василии. Его называли "красотой иерархии". "Несокрушимая и незыблемая твердость силы и крепости Христовой", "постоянство, непоколебимость нрава" и одновременно забота о бедных, смелое заступничество за обиженных, странноприимство - так рисуют святителя Василия его современники: святитель Григорий Богослов и святитель Амфилохий Иконийский.

Вступая на крестный путь архипастырского подвига, имей перед глазами жизненный пример сего славного святителя Божиего.

Образом своего служения, по словам апостола Павла, имей всегда Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия (Евр. 4, 14). Он есть глава тела Церкви, поступай достойно Его, во всем угождай Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога, укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью, благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете (Кол. 1, 18, 10-12).

Чем выше служение, чем значительнее дар, тем больше нужно внимания и осторожности, чтобы сохранить себя целым и непричастным какой-либо скверне. Святы будьте,- призывает нас Вседержитель,- ибо свят Я Господь, Бог ваш (Лев. 19, 2).

Необходимо тщательно заботиться о возгревании дара Божия (2 Тим. 1, 6), "потому как,- говорит святитель Иоанн Златоуст,- от нас зависит и погашать, и воспламенять этот дар. От внимания и усердия он воспламеняется... он есть в тебе, но ты доставляй ему больше силы, то есть исполняй его крепости, радости, веселия; стой мужественно".

Чем выше служение, тем больше требуется от носителя его правды, веры, любви, мира (2 Тим. 2, 22), рассудительности, воздержания, терпения, благочестия, братолюбия (2 Пет. 1, 6).

Прислушайся к совету святителя Григория Богослова: "Призываемому к высокому церковному служению - прежде нужно соделаться достойным Церкви, а затем уже алтаря, и прежде - достойным алтаря, а потом уже предстоятельства".

До сего времени ты являл себя нам как добрый, благоговейный служитель алтаря Господня в различных епархиях Русской Православной Церкви; в последнее десятилетие ты духовно окормлял чад нашей Церкви в Рабате и Цюрихе.

В полученном тобой ныне жребии апостольского служения мы видим благой Промысл Божий, призвавший тебя быть пастырем над пастырями, учителем веры и благочестия вверяемой тебе паствы российского рассеяния в Западной Европе и тех, кто вошел в ограду Православной Церкви в результате их православного свидетельства в западном мире.

Ты поведал нам страх свой при наречении во епископа. Да не смущается сердце (Ин. 14, 1) твое высотою предлежащего архипастырского служения; да не устрашает тебя трудность исполнения соединенных с ним обязанностей. Святитель Григорий Богослов утешает: "Не те подвергаются осуждению за свою боязнь, которые страшатся принимать дар, не те - за свою ревность, которые с готовностью следуют избранию: так как одни устрашаются важности служения, а другие повинуются по вере в Призывающего".

В деле служения Святой Церкви Христовой благоплодный успех зависит не от человеческих сил или дарований, но от всесильной благодати Божией (2 Кор. 12, 9), врачующей наши немощи и восполняющей наши недостатки. Святой апостол Павел в Первом послании к Коринфянам говорит: Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий (1 Кор. 3, 6-7).

Смиренное сознание своего недостоинства, своей неподготовленности к архипастырскому служению, высказанные тобой, могут служить гарантией благодатности твоего служения Церкви Христовой.

Спали духовные оковы, долгое время заставлявшие наш народ пугаться своих религиозных убеждений. Среди людей вне Церкви пробуждается тяга к духовному, искание своих корней, своих традиций, желание получить духовную помощь и укрепление. Не в меньшей мере это коснулось российских граждан, работающих за рубежом. Почти во всех странах, где есть наши приходы, открылись воскресные школы, налаживается нормальная приходская жизнь не только для прежних прихожан, но и для наших сограждан, работающих в посольствах, консульствах, миссиях, представительствах. Число прихожан будет увеличиваться за счет миграции россиян в поисках работы и лучших условий жизни. К этому надо быть готовым, слово благовестия должно коснуться каждого переступившего порог русского храма - кусочка Русской земли вдали от Родины. Духовный вакуум не должен и не может быть заполнен враждебной христианству философиею и пустым обольщением (Кол. 2, 8). Церковь должна вернуть своих чад в Отчий дом, ко Христу, к своим исконно русским традициям и обычаям, ко многому, что так бережно лелеялось и передавалось из поколения в поколение в русских семьях на Западе.

Не будь самонадеян. Бегай гордости. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4, 6). Все упование возлагай на всемогущую силу Божию. В этом уповании обретешь мир, утешение, ободрение. Вверяемое тебе служение совершай со страхом и благоговением. По вере в благость призывающего тебя Господа и в силу преподанной тебе в Таинстве благодати, без смущения, но в смиренном преклонении перед волей Божией, отдай все свои силы новому послушанию.

Длительное время паства Корсунской епархии не по вине Священноначалия Русской Православной Церкви оставалась без епископского окормления. Живая связь между паствой и Матерью-Церковью, которую осуществляет епископ, вновь восстановлена. Многократно Господь судил мне, в бытность мою архиепископом и митрополитом, служить в Трехсвятительном подворье и посещать храм Святителя и Чудотворца Николая при Русском старческом доме. Эти намоленные храмы несут живое свидетельство о трудном пути русской эмиграции, в силу трагических революционных событий оказавшейся в западном мире, о силе их молитв, о крепости уз, связывавших их с Родиной, о верности Матери-Церкви, которую они пронесли до конца своих дней. Имена их, уже отошедших в мир иной,- митрополита Вениамина (Федченкова), митрополита Николая (Еремина), многих усердных пастырей, церковных тружеников, мирян - мы всегда будем с благоговением молитвенно вспоминать. Мы помним и молимся за пастырей и верных чад нашей Святой Церкви, живущих ныне в рассеянии. Сердце наше - с ними, молитвы наши о них не угаснут. Передайте им наше патриаршее благословение и нашу радость по поводу вновь обретенной возможности епископского окормления Корсунской епархии.

А теперь прими жезл сей в знамение даруемой тебе от Бога в Церкви Христовой власти духовной и от почившей на тебе благодати преподай благословение Господне предстоящим людям, сомолитвенникам нашим о тебе и о предстоящем тебе служении.

http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy030.htm

Связанные материалы