Слово при вручении архиерейского жезла епископу Барнаульскому и Алтайскому Максиму (Дмитриеву)

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Епископу Барнаульскому и Алтайскому МАКСИМУ (Дмитриеву)

в Храме Христа Спасителя в Москве 20 января 2002 года

Преосвященный епископ Максим, возлюбленный о Господе собрат наш и сослужитель!

В кафедральном соборном Храме Христа Спасителя за Божественной литургией "Первосвященник великий, прошедший небеса, Иисус Сын Божий" (Евр. 4, 14) через нас, твоих собратьев и епископов, поставил тебя на высшую ступень священства и соделал епископом"пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею" (Деян. 20, 28).

Мы, совершители твоей хиротонии, с любовью приветствуем тебя и поздравляем с принятием благодати архиерейства. Вместе с поздравлениями мне надлежит по древней традиции, вручая тебе жезл - символ архипастырской власти, поделиться мыслями и дать наставление в предстоящий тебе путь епископского делания на ниве Христовой.

 

Во второй день великого праздника Богоявления, в день Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Дух Святой, живущий в Церкви Христовой и исполняющий ее Своими дарами (1 Кор. 12, 4-11), обильно излиял на тебя Свою благодать. Духовная обстановка сегодняшнего богослужения всем нам напоминает картину празднуемого события.

Праздник Крещения Господня в водах Иордана - праздник Богоявления: "Бог Господь и явися нам". Христос принимает Крещение, чтобы начать служение всем людям, чтобы явить всем Свою любовь и дать"нам залог Духа" (2 Кор. 5, 5). Крещение возвещает Пятидесятницу, с которой начинается Крещение Духом Святым Церкви (Деян. 1, 5; 11, 16) и всех тех, кто в нее войдет.

Откровение троичного Богоявления дается в этот момент только Иоанну Предтече, большему "из рожденных женами" (Лк. 7, 28), первому пророку Нового Завета.

Всякий раз, когда мы устремляемся к Христовой любви, перед каждым из нас, перед всей Церковью стоит Предтеча Господень с его проповедью покаяния.

В этом мире, колеблемом ветром всяких учений, где слишком много пророков лжи, он стоит пророком Истины и больше пророка (Лк. 7, 26). Он возвещает о приходе Христа и готовит к этому событию призывом к покаянию. И Церковь, вместе с Предтечей знающая тайну Святой Троицы, будет звать всех людей подвизаться в покаянии и обличении зла до скончания века.

Сегодня твоя Пятидесятница, и Дух Святой сошел на тебя, как некогда в Сионской горнице на святых Апостолов. Позаботься, "чтобы благодать Божия не тщетно была принята" тобой (2 Кор. 6, 1). К тебе, как и к Апостолу Петру, как и к каждому епископу Церкви Божией, обращены слова Спасителя: "Любишь ли ты Меня... Паси овцы Моя" (Ин. 21, 15-16). В подобие совершенной любви, открывшейся во Христе Иисусе, мы призваны пасти "Божие стадо... непринужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду" (1 Пет. 5, 2-3), с готовностью душу положить за паству свою (Ин. 10, 11).

С терпением, мужеством и любовью неси свой архипастырский крест, не давая места нерадивости и теплохладности, грубости и высокомерию. Помни слова Христовы: "Кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий..." "Ибо... Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Лк. 22, 26; Мк. 10, 45).

Облеченный полнотой учительной и канонической власти, не используй преимущества своего иерархического положения при решении тех или иных вопросов. Руководствуйся не человеческими суждениями - они далеко не всегда совпадают с волей Божией, но предписаниями Закона Божия и правилами Святой Церкви, которые ты нам сегодня исповедал. Не принимай поспешных решений, возлагай надежду на помощь Божию, черпай ее в молитве к Богу, прибегай к предстательству Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих. "Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины" (2 Тим. 2, 15). "Будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое" (2 Тим. 4, 5) с "мудрою кротостью" (Иак. 3, 13).

Являй себя "как служитель Божий, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах... в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах" (2 Кор. 6, 4-8).

В том, что совершилось сегодня над тобой, мы видим промыслительное действие десницы Божией. Господь незримо вел тебя к принятию благодати архиерейства, споспешествуя тебе на твоем жизненном пути.

Четырнадцать лет тому назад в стенах великой Лавры, у раки с мощами Преподобного Сергия Радонежского, ты дал обеты монашества, был рукоположен в священные степени диакона и пресвитера и направлен нести послушание в возрожденную Тобольскую Духовную семинарию. Ты посеял добрые семена в души и сердца тех, кого учил и воспитывал, кто пел под твоим руководством в стенах Тобольской семинарии. Об этом свидетельствует и то, что часть хора учащихся Тобольской семинарии сегодня славила Господа во время Божественной литургии в Храме Христа Спасителя. Завершив свои труды в вертограде духовного просвещения, ты призываешься к новому, высокому и многотрудному служению в Церкви Божией.

Ты облечен благодатью архиерейства во второе лето третьего тысячелетия от Рождества Христова. Твое архипастырское служение начинается в знаменательное для нашего народа время, время значительных перемен в нашем обществе. Долгожданную надежду на духовное возрождение нашего многострадального отечества мы получили более десяти лет назад. За это время тысячи храмов были восстановлены и открыты, построены заново, во многих обителях возродилась монашеская жизнь, Духовные учебные заведения и воскресные школы стали нести свет Христова учения молодому поколению. Но главное - это люди, которые потянулись ко Христу, к Его Святой Церкви. Часто это время называют Вторым Крещением Руси.

Многовековая история Русской Православной Церкви неотделима от истории нашего отечества. Святая Церковь всегда провозглашала евангельские идеалы братства и мира, любви и единомыслия как непреходящие ценности человеческой жизни. В принятых на последнем Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви "Основах социальной концепции" достаточно четко показано, как разрушительны бездуховность и безнравственность, какое страдание могут принести вражда и разделение, сказано, что погибель ждет тех, кто потерял веру и ослеплен ложными идеалами потребительства.

Служение Богу в служении ближним, всему человечеству, в заботе о грядущих поколениях, в делах милосердия, в искоренении эгоизма, в воспитании нравственной чистоты, хранении отеческой веры и народных традиций, в любви и преданности своей Родине - наш долг, внутренняя потребность каждого архипастыря.

Трудно служение епископа, оно превышает меру сил человеческих. Как видимую опору в этом подвиге прими жезл сей и с этого места благослови ожидающую тебя Барнаульскую паству и находящийся здесь народ Божий, молитвенно разделяющий с нами торжество твоей архиерейской хиротонии.

http://www.srcc.msu.ru/bib_roc/jmp/02/02-02/03.htm

Связанные материалы