Слово при вручении архиерейского жезла епископу Балтийскому Пантелеимону (Кутовому), викарию Смоленской епархии
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II
Епископу Балтийскому ПАНТЕЛЕИМОНУ (Кутовому)
в Успенском кафедральном соборе Смоленска 2 мая 1993 года
Преосвященный епископ Пантелеимон, возлюбленный о Господе собрат!
Благодатию Божиею, через возложение рук соепископов, ты приобщился сонму святителей Христовой Церкви. Некогда ты принес священные обеты служить базраздельно Христу Спасителю и Его Святой Церкви. А ныне в доме Пресвятой Богородицы, кафедральном Успенском соборе города Смоленска, ты исповедал перед Церковью православную веру твою, засвидетельствовал преданность установлениям церковным и получил силу Божию, потребную тебе для продолжения апостольской проповеди и служения.
Став в ряды преемников святых апостолов, ты ожидаешь от нас, собратьев твоих, наставления и назидания. Промыслительною десницею каждому из нас указуется путь жизни, и Господом утверждаются стопы человека (Пс. 36, 23). Тебя Господь призвал к высшему подвигу епископского служения. Нелегок этот путь и труден для слабых человеческих сил.
Святой апостол Павел, назидая своего ученика Тимофея, говорит ему о епископстве, как о служении, сопряженном со страданием: переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа (2 Тим. 2, 3).
Да не устрашают неизбежные на твоем пути скорби и страдания, ибо они - залог тех светлых, духовных радостей, которые обещал даровать Господь верным Своим.
Со светлыми упованиями, в полном послушании Церкви Христовой, со смиренной и благоговейной преданносгью воле Божией, не ища своего личного блага, духом горя, с молитвенным умилением сердца - вступи на путь благовестия и учительства.
Помни об органической связи веры и жизни, будь светильником миру, высоко стоящим на свещнице, к тому же призывай и сопастырей, и всех верных во Христе.
Вчера в евангельском чтении мы слышали великое поручение Воскресшего Господа святым апостолам, а через них и нам: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16, 15-16). Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 4, 2), "чтобы слово учения,- как подчеркивает вселенский учитель святитель Иоанн Златоуст,- по крайней мере, непрерывностью своею могло укрепиться в слушателях".
Сохраняй себя, сколько можно, от всякого греха, чтобы не сказал кто, что беремся лечить других, а сами покрыты струпьями. Уклоняйся от зла,- предостерегает псалмопевец,- и делай добро, и будешь жить вовек: ибо Господь любит правду, и не оставляет святых Своих (Пс. 36, 27-28). Живи для Бога, а не для похвалы от посторонних людей, сораспинайся Христу, чтобы с апостолом Павлом мог сказать: уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20).
По свидетельству Златоуста, ты должен быть "весьма благоразумен и опытен во многом, знать все житейское не менее обращающихся в мире", быть "многосторонним, но не лукавым, не льстецом, не лицемером, но исполненным высокой свободы и смелости и, однако, умеющим и уступать с пользой, когда потребует этого положение дел, быть кротким и вместе строгим. Нельзя со всеми подвластными обращаться одинаковым образом, так же как врачам нельзя лечить всех больных одним способом и кормчему - знать одно только средство для борьбы с ветрами. И корабль Церкви волнуют постоянные бури: эти бури не только вторгаются извне, но зарождаются и внутри, и требуют великой внимательности и признательности".
С верой и страхом Божиим совершай свое служение, взирая на Пастыреначальника Христа, в правости сердца возноси молитву свою, освящая себя и паству, прося и умоляя о соединении земного с небесным, о мире и благоденствии, о скором избавлении страждущего Отечества нашего от всех бед, нестроений, конфликтов, озлобленности, алчности, распущенности, обнищания. Этот молитвенный труд есть одновременно и твоя обязанность перед Богом и Церковью.
Таким хочет видеть тебя православный народ, таким должен быть ты, сопричтенный ныне Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви.
Ты призываешься к епископскому служению в качестве викария и помощника Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, много сил положившего для возрождения среди населения Калининградской области православных приходов, просветительной деятельности и душепопечительства. Воспринимай с любовью его опыт и жертвенное служение Святой Матери Церкви.
Помогай созидать дом Поместной Церкви на твердом основании православной веры, установлений церковных и святоотеческих преданий, дабы не исполнились слова евангельской притчи: и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое (Мф. 7, 27).
Не может быть Церкви вне общения с епископом, нет благодати вне Церкви. Блюди единомыслие с братьями твоими епископами, будь верен церковному Священноначалию, храни истину Христову, противостой раздорам, шатаниям, расколам, лжеучениям.
Мы приветствуем твое видение предстоящего тебе служения. Почти 50 лет земля Калининградская не имела ни одного православного храма, люди разных национальностей, собранные в ней, жаждут миссионерской, просветительской деятельности. Необходимо духовное окормление верующих, необходима. проповедь среди молодежи и взрослых, открытие приходов, строительство храмов, налаживание приходской жизни во всем ее многообразии. Это - и церковноприходские школы, служение милосердия среди одиноких, больных, престарелых, находящихся в местах заключения. Необходимо противостоять натиску религиозной экспансии со стороны инославия, сект и оккультных лжеучений...
Возлюбленный брат, наставленный нашими пожеланиями, вместе с апостолом Павлом просим и умоляем тебя Христом Иисусом, чтобы ты, приняв от нас, как должно тебе поступать и угождать Богу, более в том преуспевал (1 Фес. 4, 1).
Пречистая Божия Матерь, изобильно являющая милость Свою ко граду Смоленску, да будет твоей Усердной Заступницей и Покровом, укрепляя твои силы душевные и телесные. Знаменательно, что в этом величественном храме, у святыни земли Русской - иконы Божией Матери "Одигитрия", совершалось твое диаконское, пресвитерское, а ныне епископское рукоположение.
Да будет тебе благим напутствием несомненное небесное покровительство и благословение первого христианского миссионера в пределах твоего служения - епископа Пражского Адальберта, подвигам которого ты с благоговением подражай.
А теперь, по чину священнодействия, прими этот жезл архипастырский как знамение твоего нового служения Святой Церкви и благослови предстоящих людей сего богоспасаемого града Смоленска, которые усердно молились о благодатном твоем освящении.