Годичный акт МДА 1992 года
Из слова Патриарха Алексия II на годичном акте в Московской Духовной академии
14 октября 1992 года
Школа, учащимися которой вы являетесь,- святое место, ибо Сама Владычица Богородица избрала его, явившись Преподобному Сергию Радонежскому. Царица Небесная обещала ему, что Ее милость будет неотступна от места сего и что умножится число учеников Преподобного, о чем он непрестанно молился и о чем имел благодатное удостоверение в небесном видении многочисленных прекрасных птиц.
Жизнь и служение Преподобного Сергия должны быть для вас живым примером нравственного совершенствования и христианского подвига, его имя вам подобает запечатлеть на скрижалях сердца как символ вашего высокого церковного и пастырского призвания. Подвиг Преподобного Сергия всечеловечен и память его благословенна.
Но вам, наследникам его благодатных заветов, важно соприкоснуться с живой тайной его Богоизбранничества, перед которой можно вздыхать и молиться и которую нужно блюсти в себе до конца. Как рано его душа открылась Божественному свету и восприняла его немеркнущий луч! Как рано он стал общником Божественной благодати, свыше посланной ему для уразумения в Ростове Великом книжной мудрости и обязательных в его время наук! Не здесь ли кроется источник того удивительного расцвета, которым ознаменовался золотой век русской культуры и русского просвещения: Епифаний Премудрый, Андрей Рублев, Стефан Пермский - все эти всемирно известные деятели русской агиографии, иконописи и апостольского служения вышли из круга учеников и собеседников Преподобного Сергия Радонежского.
Культурное возрождение Московской Руси стало возможным благодаря возрождению нравственному, начало которому было положено трудами Преподобного Сергия. Его топор одиноко застучал в лесной глуши, ознаменовав строительство новой России. Преподобный Сергий сам пожелал пройти историческим путем своего народа, сделав огромный шаг от пустынного уединения до участия в политической жизни Московского государства.
Из русской истории вы знаете, какие суровые и неимоверные трудности перенес наш народ, создавая на протяжении тысячеверстных пространств и тысячелетней истории свое единство, строя свое государство, отстаивая свою веру и создавая свою культуру.
Уединение поставило юного Сергия лицом к лицу с суровой русской природой, с ее дикой, неуступчивой властью. Но трудности пустынного жития были всего лишь фоном для сияния славы его духовного подвига. Тот, с кем говорили горние силы в явлениях огня и меча, был послан России для спасения ее народа, призванного всей своей историей и культурой, трудом, созерцанием и гением служить Богу и исполнять свое высокое историческое предназначение в мире.
Вас, духовных наследников Преподобного Сергия, должно радовать, ободрять, вдохновлять то обстоятельство, что вы находитесь в основанной им обители, являющейся центром монашества, древнерусской культуры и отечественного духовного просвещения.
Лавра и академия связаны между собой исторически, нравственно и духовно, взаимно обогащают друг друга по образу того согласия, общения, единства, которые предначертаны аввой Сергием. На протяжении многих веков Лавра Преподобного Сергия оставалась нравственной опорой нашего государства.
Ее неприступные стены не поколебались даже тогда, когда поколебалась Россия, ибо в России был "взбранный воевода от Царя Сил Господа Иисуса" - Преподобный и богоносный Сергий.
Академия должна готовить пастырей, достойных высокого церковного служения. Под академий я подразумеваю и духовную семинарию, и все школы, которые находятся я стенах Московской Духовной академии. Вы должны быть достойны высокого церковного служения, быть людьми чести и долга, способными со всей ответственностью сознавать исключительную важность текущего исторического момента. Вы, будущие пастыри, должны быть преданы идее церковного единства и мира но примеру Преподобного Сергия, который смиренно отказался от предложения святителя Алексия занять митрополичий престол, а в конце своей жизни благословил на Московскую Первосвятительскую кафедру митрополита Киприана. Этим актом Преподобный Сергий благословил объединение Восточной и Западной русских митрополий под единым Главой Русской Церкви, ибо знал, что не по внутренним, а по внешнеполитическим причинам Русь была разделена на две половины - Восточную и Западную, и что неизбежно, самим ходом истории, должно произойти их церковное и государственное объединение.
Выходя на пастырское и церковное служение вы должны также помнить о том, что помимо опасностей церковных разделений и соблазнов вас подстерегает много трудностей совсем иного характера. Сегодня наша Церковь и народ переживают нашествие проповедников с Востока и Запада, скрывающихся под маской учителей истины, сеющих учение различных лжемистиков и лжепророков, которые всеми путями и средствами стремятся расхитить Церковь Христову и разделить народ. В этих условиях иерархи и пастыри Церкви должны тесно сплотить свои ряды и быть неусыпными стражами вверенного им наследия Божия. Здесь, в духовной школе, вы должны накопить духовные, нравственные запасы, приобрести необходимый творческий заряд и конкретные знания, чтобы суметь противостать врагам Божественной истины и спасения.
В предстоящем пастырском и церковном служении ваше отношение к простому народу должно строиться на нравственных началах, завещанных Преподобным Сергием. Вы знаете, что Преподобному Сергию были чужды корысть и честолюбие. Он понимал дело служения народу как Божие дело и призывал своих учеников к милосердию и страннолюбию. Любовь к человеку, внимание к его нуждам, забота о его благе и вечное спасение должны стать главными принципами вашей широкой и многогранной пастырской деятельности как в стенах храма, так и за его пределами. Вас ждут всюду: в детских приютах и школах, в больницах и домах престарелых, в учебных заведениях, в армии и на флоте, в градах и весях. И всюду вы должны с достоинством нести высокое и авторитетное звание воспитанников Московских Духовных школ.
Не уклоняясь от пройденного святоотеческой мыслью многовекового пути и опираясь на великое наследие русской богословской науки, Московская Духовная академия должна направить свои творческие силы на развитие отечественной богословской, библейской и церковно-исторической науки во всех аспектах и во всех областях. Возрождение отечественного богословия - это большой, длительный путь, открывающий в перспективе новую страницу в нашем церковном будущем. На этом пути вас, тружеников и учащихся Московских Духовных школ, должны вдохновлять примеры умозрения и подвига Московских митрополитов Платона и Филарета, стоящих у истоков отечественной богословской науки и сумевших возрастить ее до степени величайшего явления нашей отечественной истории в ее самых высоких и блестящих духовных достижениях.
Из книги "Церковь и духовное возрождение России".