Приветствие участникам богословско-философской конференции «Пресвятая Троица», 6 июня 2001 года

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Приветствие участникам богословско-философской конференции «Пресвятая Троица»

6 июня 2001 года

Ваше Высокопреосвященство, всечестные отцы, возлюбленные о Господе братья и сестры, уважаемые дамы и господа!

Сердечно приветствую вас, участников Международной богословско-философской конференции «Пресвятая Троица», собравшихся ныне в стенах гостиничного комплекса «Даниловский».

Символично то, что вы проводите свою встречу в период, когда Православная Церковь продолжает праздновать Святую Пятидесятницу, издавна почитавшуюся на Руси праздником Живоначальной Троицы. Это обстоятельство напоминает нам о том, что подлинный путь к постижению в Троице единого Бога есть не столько рациональный анализ, сколько путь нравственного совершенства, глубокой и искренней молитвы, деятельного исполнения заповедей Божиих и, что важнее всего, по слову великого русского подвижника преподобного Серафима Саровского, — путь стяжания Святого Духа.

Примечательно, что один из наиболее почитаемых русских святых, игумен Земли Русской преподобный Сергий Радонежский, основатель ставшей духовным средоточием Руси обители во имя Пресвятой Троицы, не писал никаких богословских произведений. Но именно он является, по слову известного русского христианского мыслителя, подлинным благодатным руководителем русского богословия. Он самой жизнью своей явил пример деятельного стяжания Святого Духа, Который, вселившись в него, преобразовал его в живую обитель Святой Троицы, ибо Отец и Сын неотделимы от Божества Духа. Именно об этом говорится в церковном песнопении: Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеется Троическим единством священнотайне. Созерцание Пресвятой Троицы стало для преподобного Сергия содержанием всей его подвижнической жизни, а не предметом интеллектуальной деятельности. И именно обитель преподобного Сергия явила миру чудо сверхинтеллектуального откровения о Троице - икону, написанную преподобным Андреем Рублевым, о которой священник Павел Флоренский сказал так: «Если есть Троица Рублева — значит, есть Бог».

Призыв к соборности, жертвенному братолюбию и единству, бытию «по образу» Троицы как пути преодоления ненавистной разделенности мира, навсегда стал неотъемлемым идеалом русской христианской души.

Соборность, кафоличность - неотъемлемые качества христианского вероучения. Бог Троица может познаваться в Церкви, с одной стороны, именно в силу ее соборности, а с другой стороны, Церковь обладает соборностью именно потому, что посланные Отцом Сын и Дух Святой открыли ей Троицу не абстрактно, как некое интеллектуальное знание, но как правило ее жизни.

Соборность есть внутреннее качество, но оно же проявляется внешне и как вселенскость Церкви, и как универсализм христианской проповеди. Апостолы, укрепленные силой Духа, а впоследствии и их ученики немало потрудились, дабы распространить свет Христов даже до пределов вселенной. Совсем недавно мы праздновали великий юбилей Рождества по плоти Господа нашего Иисуса Христа. Две тысячи лет исторического бытия Церкви Христовой ярко и убедительно продемонстрировали то, что свет Христовой истины может и должен просветить любую культуру и любой народ. Церковь на протяжении веков стремилась воцерковитъ лучшие достижения человеческого духа и человеческого разума. Становление святоотеческого богословия напрямую связано с воцерковлением античной философии и науки. И этот опыт имел огромное миссионерское и культурное значение. Подобная же задача актуальна и ныне. После двух тысяч лет своей истории Церковь вновь стоит перед необходимостью свидетельства миру в изменившемся культурном контексте. Сегодня вновь необходимо воцерковление, христианизация всего того ценного, что есть в современной культуре и науке. Православное богословие открыто к диалогу с наукой, культурой, философией. Но этот диалог не должен быть истолкован как стремление богословия к достижению компромисса в принципиальных, вероучительных и нравственных вопросах с «миром сим», с одной стороны, ни как вторжение богословия в сферу специальных наук — с другой. Речь должна идти о диалоге, основанном на взаимном уважении и стремлении к нахождению общего языка и общих ценностей.

Именно поэтому мы искренне рады тому, что настоящая конференция продолжает взаимополезный диалог православного богословия с современной наукой и философией, развиваемый Синодальной Богословской комиссией Русской Православной Церкви на протяжении ряда последних лет. От всей души желаю благословенных успехов всем участникам Международной богословско-философской конференции «Пресвятая Троица» в предстоящих трудах и надеюсь, что их результаты внесут важный вклад в развитие диалога Церкви и общества и укрепят ее свидетельство миру.

Из книги "Церковь и духовное возрождение России". Т.3. Ч.2 Стр.355.

Связанные материалы