Патриарх Алексий II читателям собрания дневников Николая Японского
К читателям полного пятитомного собрания дневников святого равноапостольного Николая Японского
9 сентября 2003 года
Житие и подвиги святого равноапостольного Николая Японского на протяжении многих десятилетий вызывают особый благоговейный интерес у верующих людей, являя пример ревностного служения Господу и народу Божию.
Со времени прославления в лике святых архиепископа Николая (Касаткина) в 1970 году прошло уже немало лет. Для многих русских людей история их соотечественника, отправившегося в середине XIX века ради проповеди Евангелия и насаждения православной веры в далекую Японию, стала уверением в том, что апостольское служение не является уделом только самого раннего периода Церковной истории. Ведь каждый, кто вслед за апостолом Петром способен обратиться ко Господу со словами: вот, мы оставили все и последовали за Тобою (Мф. 19, 27), уже осознает, что и он причастен к великому служению, которое совершает Церковь во все времена от сошествия Духа Святого на учеников Христовых в день Святой Пятидесятницы до последнего дня в истории человечества.
Вслед за своими предшественниками — святителями Стефаном Пермским, Иннокентием Московским, преподобным Германом Аляскинским, преодолев огромные даже по современным меркам расстояния, святой равноапостольный Николай оказался в далекой стране, чуждой и даже враждебной христианству. Гражданские законы Японии еще до конца XIX века грозили всякому, изменившему отеческим верованиям - язычеству и буддизму, - смертной казнью. Древняя культура страны, формировавшаяся на протяжении многих веков в полной изоляции не только от христианской Европы, но и от соседних с нею стран Дальнего Востока, казалось, не могла допустить проникновения в нее православной веры. Японский язык, столь сложный для усвоения иностранцами, со множеством его диалектов, казался непреодолимой преградой между проповедником из далекой России и представителями коренного населения. Политическое, экономическое, а затем и военное противостояние конца XIX - начала XX веков между Россией и Японией усугубили все эти сложности. Именно в таких условиях начал свое служение, покинув родные пределы в 1860 году, новый апостол Японии. А по прошествии чуть более полувека, когда святой равноапостольный Николай, совершив свое земное служение, отошел ко Господу, было осуществлено, казалось бы, невозможное. К этому времени 32 ты-сячи православных уроженцев Страны Восходящего Солнца были объединены в 265 церковных общин и духовно окормлялись 41 священником, православные соборы в Токио и Киото, множество небольших православных церквей были к тому времени построены на японской земле. Православие перестало восприниматься японцами как чуждое национальной традиции явление. С великим почтением стали относиться представители всех сословий японского общества к основателю Русской Духовной Миссии в их стране.
Несомненно, эти плоды апостольского служения святого Николая заставляют всех нас с особым почтением и вниманием относиться к его дневниковым записям, сохранившимся в архиве Святейшего Синода, находящемся сегодня в РГИА (Санкт-Петербург).
С 1979 года изучением и подготовкой к печати дневников святого равноапостольного Николая занимается известный японский ученый-русист и историк российско-японских отношений профессор Кэнноскэ Накамура. Первое издание дневников святителя увидело свет в 1994 году в издательстве Университета Хоккайдо.
Это второе издание дневников русского апостола Японии, предпринимаемое на его родине, также стало возможным благодаря кропотливому труду профессора Кенноскэ Накамура и его японских и российских коллег.
Думаю, что такое полное издание дневников святого равноапостольного Николая Японского, содержащее исключительное по своему значению свидетельство его великого служения Богу и людям, обогатит церковную сокровищницу и, произведя глубокое благотворное действие на многих наших современников, будет способствовать их духовному совершенствованию и усвоению ими православной традиции.
Посещая Японию для поставления в 2000 году нового Предстоятеля Японской Православной Церкви митрополита Даниила, мы воочию убедились в апостольских трудах святителя Николая. О них свидетельствуют храмы, построенные его трудами, и в первую очередь кафедральный собор в Токио, а также в Киото, Хакадате. Но главное свидетельство его подвигов — это православные японцы, которые сохраняют живую память о святителе Николае и глубочайшее уважение к его трудам. Мы убедились, что просветительское и миссионерское дело, которое осуществил на островах Японии святитель Николай, живо, и его равноапостольский труд создал православную Церковь Японии, сохраняющую традиции, напевы и богослужения Русской Православной Церкви в Стране Восходящего Солнца на японском языке.
Из книги "Церковь и духовное возрождение России". Том 3.