Годичный акт МДА 1996 года
Из слова Патриарха Алексия II на годичном акте Московских Духовных школ
14 октября 1996 года
Ваше Преосвященство Владыка ректор! Глубокоуважаемые профессоры, наставники и учащиеся Московских Духовных школ!
Мне доставляет большую радость возможность находиться у вас в этот светлый и радостный день, когда Московская Духовная академия торжественно отмечает свой престольный академический праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
Оценка перемен, происшедших в последние годы в нашей стране, со всей очевидностью выявляет многообразие и грандиозность задач, стоящих перед Святой Церковью в настоящее время. Картина относительной безопасности Русской Православной Церкви, характерная для застойного времени, стала быстро и динамично меняться на наших глазах. Ветер политической и религиозной свободы рассеял висевшую над обществом мглу неверия, но, к сожалению, принес на русскую почву многочисленные плевелы сектантских и нехристианских лжеучений.
Теперь наступило время решительных действий со стороны Русской Православной Церкви, ее богословов, пастырей, церковнослужителей и мирян. Волна восторгов и эйфории по поводу нашествия различных заокеанских проповедников уже прошла, оставив после себя всплеск разочарований, психических заболеваний и разбитых человеческих судеб. В больших городах России настала необходимость создания специальных православных центров по реабилитации жертв различных эзотерических культов. Однако лишь немногие из пребывающих в заблуждении душ способны осознать драматизм своего положения и найти путь, ведущий в ограду Святой Православной Церкви. В лице своих пастырей и мирян Церковь должна сама идти навстречу современному человеку, находящемуся в состоянии мировоззренческой и религиозной растерянности, чтобы помочь ему избавиться от расставленных всюду сетей лжерелигиозных и антицерковных учений. Формирование православного миросозерцания и нравственного образа жизни в современном российском обществе Церковь должна считать своей важнейшей задачей.
Сегодня во всей актуальности встала проблема возрождения миссионерского служения Русской Православной Церкви, которая на протяжении всего своего тысячелетнего бытия свято и неуклонно выполняла богозаповеданную миссию и ревностно трудилась для блага великих и малых народов России. Свое миссионерское служение Православная Церковь в России осуществляла в рамках развития русской культуры и государственности, которые в своем историческом распространении охватили огромные пространства Европы и Азии, дойдя до своих естественных географических рубежей. Русская Церковь явила миру имена величайших проповедников Святого Евангелия в новейшее время. Среди русских иерархов-миссионеров как звезда первой величины сияет имя святителя Иннокентия, митрополита Московского, апостола Америки и Сибири.
Знаменательно, что имя святителя Иннокентия, по указанию которого в Московской Духовной академии был создан Покровский академический храм, мы вспоминаем именно сегодня, в престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Знаменательно и то, что время возрождения православной миссии Русской Церкви совпало с подготовкой к празднованию 200-летия со дня рождения святителя Иннокентия.
В декабре прошлого года Священный Синод принял решение об образовании и координации деятельности епархиальных миссионерских отделов. Каждая епархия и каждый приход должны в меру своих возможностей осуществлять в окружающем нас мире миссию православного благовестия и свидетельства.
Здесь, в Московских Духовных школах, пребывающих под пречистым Покровом Пресвятой Богородицы, перед вами, будущими богословами и пастырями, предначертан высокий идеал православного миссионерского служения в лице прославленного Церковью святителя Иннокентия, митрополита Московского, апостола Русской Америки и Сибири, Преосвященного Макария (Невского), митрополита Московского, апостола Алтая, святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, подвизавшегося на поприще апостольского служения в Северо-Американских Соединенных Штатах.
Взирая на их апостольский подвиг и видя, сколь необъятно поприще миссионерских трудов нашей Православной Церкви сегодня, вы должны всемерно стремиться к приобретению получаемых здесь церковных знаний, помня о том, что эти знания вам будут необходимы в вашем предстоящем служении Церкви, которое является самым высоким и священным по своей сокровенной сущности и самым многосторонним и универсальным по своему внешнему характеру среди всех человеческих служений.
Только в обладании всеми сокровищами богословского, патриотического и литургического наследия Святой Церкви вы сможете надлежащим образом организовать жизнь православного прихода, который представляет собой видимое и конкретное проявление жизни Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.
Всем вам должны быть присущи высокое сознание канонической верности Священноначалию Русской Православной Церкви, одухотворенность и нравственная доблесть в образе жизни и служения, глубокая озабоченность духовным состоянием вверяемых вам человеческих душ, неукоснительное следование пастырскому призванию и долгу.
Приобщаясь здесь к свету Божественной истины, вы во исполнение евангельской заповеди Христа Спасителя о проповеди Его учения всем народам (Мф. 28, 19) должны распространять этот свет, выступая с проповедью, лекциями и беседами на приходе, в школах, университетах, детских учреждениях, войсковых частях, местах лишения свободы, госпиталях и больницах. Эти встречи, проводимые пастырем и его помощниками, должны быть регулярными и заключать в себе определенный систематический цикл вероучительных и духовных тем. В каждом приходе, помимо детской воскресной школы, должны проводиться занятия с прихожанами и всеми интересующимися учением Православной Церкви, на которых должны объясняться истины Священного Писания и догматического учения Церкви, преподаваться уроки церковной истории, церковнославянского литургического языка Православной Церкви, патристики и церковного искусства.
Правильная организация жизни православного прихода, приобретающая в наше время поистине миссионерское значение, должна иметь в качестве своей цели приобщение народа Божия к неисчерпаемому богатству Вселенского Предания, в обладании которым каждый православный христианин сможет сознательно и глубоко исповедовать свою веру и приступать к источникам Божественной благодати и освящения, открываемым в живоносной стихии Святой Православной Церкви.
В этот высокоторжественный и праздничный день, когда наша мысль с благоговением обращается к тайне небесного заступления Божией Матери, я молитвенно желаю всем вам, будущим служителям Церкви Божией, чтобы здесь, под пречистым Покровом Пресвятой Богородицы, вы исполнялись духа премудрости и разума, духа веры и благочестия, духа истины и любви и чтобы в предельно возможной совершенной полноте духовной и творческой сформированности могли вступить на открывающееся перед вами высокое и спасительное служение делу Божию на земле.
Из книги "Церковь и духовное возрождение России".