Завершение Рождественских чтений 1996 года

Из заключительного выступления Патриарха Алексия II на торжественном заседании IV Международных Рождественских образовательных чтений

22 января 1996 года

Мне хотелось бы остановиться на следующих принципиальных вопросах, которые были затронуты в выступлении А. И. Солженицына.

Священный Синод и Архиерейский Собор Русской Православной Церкви приняли решение о неучастии православных священнослужителей в работе органов представительной власти как общероссийского, так и местного уровней. Считаю, что это совершенно правильно. Я на собственном опыте испытал, что означает для священнослужителя быть избранным в высший орган государственной власти. Поэтому со всей ответственностью скажу: священнику не место в центре политических дебатов, которые иногда ведутся со всем ожесточением, озлобленностью и нетерпимостью людей друг ко другу.

Вспоминаю то время, когда мне пришлось быть на союзных съездах народных депутатов. Тогда вырабатывался Закон о свободе совести и участие священнослужителей в его подготовке было очень важно, потому что находилось немало юристов, которые считали, будто Положение о религиозных объединениях 1929 года (совершенно дискриминационное по отношению к верующим) является эталоном для России. Такое мнение непременно нужно было преодолеть. Поэтому так важно на тот момент было участие священнослужителей.

И все же это не наше место - быть в центре политических дебатов. Далеко не всегда, скажем, приходской священник способен грамотно и на достаточном юридическом уровне отстаивать позицию Церкви при выработке законов, касающихся религиозного образования, веротерпимости и тому подобных.

С другой стороны, у нас появляются иные возможности влияния на законодательный процесс. Мы надеемся, что по мере возвращения народа к вере, к духовным ценностям такие возможности будут возрастать благодаря тому, что среди депутатов увеличится количество православных мирян, которые смогут выразить мнение Церкви и отстоять его.

Не могу также согласиться и с тем, что трансляции по телевидению праздничных богослужений в их полном объеме - излишне продолжительны и малополезны. Это отнюдь не так, даже совсем наоборот. И подтверждение тому - многочисленные письма, которые приходят, в том числе и на телевидение, от людей, лишенных возможности пойти в храм: по болезни, из-за преклонного своего возраста или потому, что в месте их проживания просто нет пока еще церкви. Поэтому нам приходится изыскивать через благотворителей те огромные деньги, которые требует телевидение за трансляцию Рождественских и Пасхальных богослужений.

Не могу не коснуться экспансии Римо-католической Церкви, некоторых протестантских деноминаций и сект, которые мы подчас называем тоталитарными. Такая экспансия, к сожалению, осуществляется и, к сожалению, мы, находясь на своей земле, не всегда оказываемся в равном с ними положении. На пресс-конференциях мне иногда задают вопрос: а что, у вас некому выступить на телевидении? Или: почему в воскресный день мы не слышим проповеди православного священника, но сразу по трем каналам выступают японские, корейские и американские проповедники? Дело в том, что мы, как я уже говорил, просто не имеем возможности платить коммерческому телевидению миллионы рублей за минуту эфирного времени. А для инославных миссионеров с их сребрениками никаких препон нет. И телевидение, таким образом, откровенно способствует духовной агрессии в нашей стране, неразборчиво и беспрепятственно предоставляя свои каналы.

Несколько иначе действуют тоталитарные секты, и мы уже видели те трагические последствия, которые они приносят нам и могут еще принести.

Тоталитарные секты - человеконенавистнические по сути своей. Они стремятся подавлять психику человека, используя для этого психотропные средства, гипноз и другие недопустимые средства воздействия. В своей работе они делают упор на молодежь. Поэтому одно из средств их работы заключается в том, чтобы оторвать детей от своих родителей, заставить их забыть о детстве, об отчем доме, уничтожить все, что их с этим связывает. Даже детские фотографии разрываются такими сектантами, если у кого-либо из молодых людей их обнаружат. По существу дела происходит отрыв не только от отчего дома, но и от Отечества. Деятельность таких сект несет опасность не только отдельным людям и Церкви, но в первую очередь самому государству, обществу в целом. И то, что последователи Муна, другие сектанты проникают чрезвычайно активно даже в государственные структуры - я имею в виду, в частности, область образования, в том числе и высшие учебные заведения - это очень опасно. Потому что не просвещать пришли все эти миссионеры и их последователи, а разделить нас окончательно - по вероисповедному признаку.

Критика из уст писателя А. И. Солженицына прозвучала и в адрес священнослужителей, дескать, и ориентируются они плохо в социальной жизни, и ораторы слабые, и вообще не готовы ко встрече с мирянами вне стен храма. К сожалению, доля правды в этом есть. Но, хочу отметить, что внешность бывает порой обманчива, есть священники, которые и говорят вроде бы тихо и мало, а люди к ним тянутся, потому что молитвенники они великие. И дай Бог, чтобы таких молитвенников было на нашей Русской земле больше.

Что касается обновленческих мотивов и замечаний А. И. Солженицына о необходимости большей простоты и понятности богослужений, приближения их к восприятию современного человека, то надо сказать, что доходчивыми, понятными и простыми должны быть, в первую очередь, проповеди священнослужителей.

Вот даже сегодня я получил записку, в которой меня спрашивают, почему в Церкви не научают тому, как надо молиться? Ведь действительно очень многие из тех, кто вышел из предыдущих десятилетий, не умеют этого делать, хотя иногда уже просто чувствуют потребность в молитве, мне приходилось слышать удивительные свидетельства таких людей. Людям, воспитанным на отрицании духовных ценностей, часто бывает трудно даже переступить порог храма. Это процесс не простой. Но множество людей идет по дороге к храму, множество уже пришли к нему, и им конечно же очень важно знать - как жить по-христиански, как обращаться к Богу, как совершать свой молитвенный труд. Вот чему - доходчиво и просто - должны научать священнослужители нашу паству.

В заключение мне хотелось бы напомнить слова апостола Павла, который говорит: тщанием не лениви, духом горяще, Господеви работающе (Рим. 12, 11). Будем же неленивым духом работать Господеви. И да поможет всем нам Господь в деле просвещения, научения и наставления вере христианской, духовным и нравственным ценностям.

Из книги "Церковь и духовное возрождение России".

http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy445.htm

Связанные материалы