Обращение к участникам международной конференции "Духовные основы политики и принципы международного сотрудничества" (МГИМО, 20-21 мая 1997 года)
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II
Обращение к участникам международной конференции "Духовные основы политики и принципы международного сотрудничества"
(МГИМО, 20-21 мая 1997 года)
Дорогие участники конференции, Христос воскресе!
Искренне рад приветствовать участников конференции, организованной центром "Церковь и международные отношения" и открывающей новый этап в деле собирания сил ради мирного устроения нашей общей жизни, что представляется особенно важным в год, объявленный в России Годом согласия и примирения.
Я уже отмечал в своем докладе на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в феврале сего года доброе начинание Московского государственного института международных отношений по созданию этого центра, призванного объединить ученых, политиков и деятелей Церкви, одинаково уверенных в том, что политика - не самоцель, а лишь инструмент в руках человеческих. Результаты социальных преобразований зависят не столько от политических деклараций и доктрин, сколько от того, кто и во имя чего использует этот инструментарий - люди, чьи сердца открыты покаянию и милосердию, или лжеучители, готовые принести в жертву политическим целям судьбы людей и народов.
Политик, от решений которого зачастую зависят судьбы миллионов людей, должен, как впрочем и всякий человек, постоянно помнить о сокровище среди сокровищ - бесценном даре жизни - и о величайшем доверии к человеку, его нравственным силам.
Сегодня как никогда важно найти духовные ориентиры международного сотрудничества, способного сберечь дар жизни, ибо водораздел тысячелетий - это судьбоносные годы. Кажется, невелик срок, отделяющий нас от третьего тысячелетия по Рождестве Христовом. Однако именно в эти годы человечество подводит итоги прожитого и дает оценку нажитого. Мир не только возвращается к своим истокам, но и прозревает будущее, определяет стратегию социального развития. И чем ближе мы стоим к духовным истокам жизни, сохраняя себя в любви Божией, тем шире горизонты, открытые нам. Воистину, у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (2 Пет. 3, 8).
Рубеж времен ознаменован чередой грозных потрясений. Силы зла собирают обильную жатву по всей земле, не оставляя в покое и народы России. Расширение политических прав и свобод оборачивается зачастую сужением социальных прав и гарантий, а свобода совести - свободой от совести...
Боль каждого из нас - разделение народов, которые объединяла не только общая история, совместный труд и плоды его, сохраненные в национальных культурах и жизненных укладах, исторической памяти и формах экономической интеграции, но и нечто большее - то, что творит саму историю,- Промысл Божий.
Постоянно помня о судьбе народов и семей, разделенных границами новообразованных государств, о подвиге архипастырей, клира и мирян, на плечи которых выпала нелегкая ноша миротворцев, повсюду, где зреют или происходят межнациональные конфликты, мы должны видеть главное: желание народа сохранить связь времен и свое единство является гласом Божиим.
Церковь отделена от государства, но не свободна от ответственности за судьбы народа. Кто и как может отделить, к примеру, правовой институт гражданства от гражданства духовного, от "подданства веры", если именно это неформальное, но истинное чувство сплачивало людей и народы, целую череду поколений со времен становления российской государственности? Разве не оно одно сохраняло и сохраняет - через церковные приходы и общины - миллионы людей в рассеянии, людей, не по своей воле утративших гражданство, но и во внуках, и в правнуках своих сохранивших гражданственность?
Убежден, что уже наметившееся сотрудничество между Русской Православной Церковью и государством в вопросах, связанных с положением соотечественников за рубежом, сотрудничество, усиленное поддержкой иных конфессий, позволит нам с Божией помощью так повлиять на становление региональной стратегии стран СНГ и Балтии, чтобы и здесь возобладали, наконец, тенденции к расширению прав людей и народов, соединенных узами исторической и духовной преемственности. В рамках Европейского сообщества и в ряде других регионов мира происходит становление так называемого регионального гражданства и соответствующее развитие национальных институтов гражданства. У наших народов не меньше предпосылок к грамотному решению этой проблемы. Необходимо сделать все, чтобы разделение не обернулось новым великим рассеянием, чтобы люди, волею судеб ставшие беженцами или апатридами, лицами без гражданства, или "иностранцами" на отчей земле, могли сохранить и кров, и достоинство, и язык, и культуру своих предков, и веру отцов, без которой умерщвляется национальная культура, обедняется и оскверняется язык, извращается чувство достоинства и утрачивается любовь к родной земле.
Одна из самых острых проблем, решение которой невозможно представить без нашего соборного участия,- небывалое в истории (по степени и масштабам невосполнимого ущерба) имущественное разделение народа и, следовательно, глубокое социальное расслоение. Образовалась пропасть между богатством и бедностью. Угроза состоит не только в уродливом имущественном неравенстве, которое в равной степени подрывает безопасность и бедных и богатых, угрожает стабильности всех социальных и государственных институтов, но и в возникновении все новых форм очагового и массового обнищания, в том числе и таких, как нищета работающих, но не имеющих возможности прокормить себя и семью, невыплата заработанного честным трудом и задержка пенсий, и без того мизерных...
Пропасть между богатством и нищетой увеличивается день ото дня, поглощая и уничтожая надежду на гражданский мир и социальное партнерство. Она может быть преодолена только при условии честного и открытого диалога с государством, которое, назвав себя социальным (в соответствии с Конституцией), не имеет права на антисоциальную политику.
Годы социально-экономических и политических реформ - период испытаний для общества и граждан, для государства и его институтов, а также и для Церкви, которая помогает вновь обрести единую для всех - и для государства, и для народа, и для каждого человека, систему ценностей, духовную опору жизни. Без этой системы координат расколотое общество не восстановит и не сохранит целостности, а государство - единства, ибо не будет гражданского согласия в мире, забывшем об участи обездоленных. Существует внутренняя связь между экономическим реформированием и задачами социального служения, что должно не разъединять, а объединять и народ, и Церковь, и государство, если оно действительно стремится стать социальным государством.
Церковь Христова вне политики. Но это не означает, что мы не имеем позиции по многим принципиальным вопросам. Социальная защита и культурное развитие (социальная и культурная политика) - прямое дело всех, кого объединяет миссия социального служения.
Едва ли не главный позитивный итог внутренней политики заключается в том, что водораздел тысячелетий отделил эпоху гонений на Церковь от набирающего силу религиозного возрождения в России, где атеистическое государство требовало заменить истину Божию ложью и поклоняться, и служить твари вместо Творца (Рим. 1, 25). На смену эпохе тотального огосударствления всех сфер жизнедеятельности с посягательством на управление духовной жизнью человека приходит, наконец, эпоха внутреннего миротворчества, восстановления семейного, национального и духовного укладов, а следовательно, и роли общин, которые, как свидетельствует весь исторический опыт, служат важнейшим звеном самоуправления, но остаются нежизнеспособны без воскрешения приходской жизни.
Что же касается внешней политики, то и здесь миротворчество не имеет альтернативы. Эпоха так называемого биполярного мира, а точнее, постоянного ожидания тотальной войны между двумя мировыми системами, сменяется ныне на наших глазах и при нашем участии поиском национальных, региональных и общепланетарной стратегий выживания. Точнее было бы, конечно, говорить не о стратегии выживания, а о стратегии жизни, поскольку невозможно выжить, стремясь только к физическому самосохранению, спастись, забыв о Спасителе и подчинив все помыслы идолам века сего. Да и что толку в выживании ради выживания, если наш общий дом не будет достоин Спасителя?
Желаю вам благословенных успехов в решении важных вопросов, которые стоят перед конференцией.