Из выступления на открытии съезда Союза православных братств 16 февраля 1993 года

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Из выступления на открытии съезда Союза православных братств

16 февраля 1993 года

Задача братств и сестричеств - в честном сотрудничестве с иерархами и клириками способствовать возрождению церковной жизни во всем ее многообразии.

Десятки лет жили мы под разрушительным законом 1929 года. Сегодня мы возрождаем церковную жизнь. Всюду не хватает священнослужителей.

Духовные учебные заведения сегодня не могут обеспечить кадрами все вновь открывающиеся приходы. Я надеюсь, что с Божией помощью в течение трех-четырех лет мы решим кадровую проблему. А сейчас приходится рукополагать благочестивых мирян, прошедших домашнюю подготовку для диаконского, а иногда и пастырского служения, приняв у них экзамен и взяв с них обязательство заниматься на заочном отделении семинарии.

Но "природа не терпит пустоты". Многое в приходской, епархиальной жизни сейчас возрождается заново. Это и церковноприходские воскресные школы, и службы милосердия и благотворительности в больницах, в домах престарелых, в местах заключения. Это работа с армейскими коллективами. В армии сейчас много проблем, и нужны люди, которые работали бы с военнослужащими в это непростое время.

Начинать всю эту деятельность часто приходится с нуля: утрачен опыт, ушли в мир иной те люди, которые подвизались в прошлом в области церковного социального служения.

И возрождение братств и сестричеств мы и понимаем ныне как помощь в решении тех задач, которые стоят перед Церковью. Мы считаем, что одни священнослужители не решат всех тех вопросов, которые сейчас стоят перед нами. Часто встречаясь со священнослужителями и спрашивая их о том, как проходят занятия в церковноприходских школах, убеждаешься, что недостаточно, если в церковноприходской школе преподает только священник: в лучшем случае - он хороший проповедник, но опыта педагогической работы не имеет. Потому братства, сестричества должны внести свой вклад в это святое дело. Нужно заинтересовать детей, нужно привнести в церковноприходские школы опыт воспитания, который накоплен в семьях, хотя и в наших семьях также много проблем, потому что прошедшие 70 лет повлияли и на семью, разрушили семейный уклад. Чаще всего отец и мать, оба вынужденные из-за материальных трудностей работать, отводили своих детей, как только они просыпались, в детский садик и только вечером приводили их обратно; поэтому все формирование детей проходило не в семье, а в этих детских садах.

Сегодня перед нами стоят многие трудности, в преодолении которых братства и сестричества должны принять самое активное участие. От Дальнего Востока до западных границ Украины и Белоруссии наблюдаем мы сегодня настоящую религиозную экспансию различных конфессий, организаторы которой не жалеют денег. Только на рекламу выступлений американского проповедника Билли Грэма в Москве было затрачено более 300 тысяч долларов. Кришнаиты, представители восточной мистики, римо-католики, иезуиты, протестантские фундаменталисты, различные секты: иеговисты, сатанисты - кто только не пришел сегодня на Русь, в пределы бывшего Союза, чтобы здесь проповедовать!

Мое глубокое убеждение, что вовсе не задача христианизации России движет этими людьми, а желание еще более разделить нас. Сегодня разделение среди общества, среди народа доходит до своей кульминации: люди разделены по политическим взглядам, по социальному положению, национальной принадлежности, но если нас разделят еще и по религиозной принадлежности, тогда не восстановим мы Святую Русь, не возродим Россию.

Здесь говорилось о том, что необходимо сохранить единство Церкви. Это сегодня одна из самых важных задач, которые мы видим перед собой: сохранить единство Святого Православия и Русской Православной Церкви. Попытки разделения имеют место в разных регионах, особенно явны они на Украине, в Молдавии, Прибалтийских республиках. Некоторые политические деятели, не скрывая своих целей, открыто заявляют, что Московская Патриархия и Русская Православная Церковь - это последняя структура, которую непременно нужно разрушить: легче тогда будет бороться с Православием и легче будет одержать победу различным силам, которым сегодня мешает возрождающаяся Россия.

Не должно то, что происходит вокруг нас,- противостояние, нетерпимость, озлобленность - входить в нашу церковную среду. Мы должны нести мир, успокоение людям. Промыслительно, что мощи преподобного Серафима Саровского были обретены именно в это время и пронесены через всю Россию - из Санкт-Петербурга через Москву, Московскую, Владимирскую, Нижегородскую области в Дивеево. Проходя этот путь, я почти на всех богослужениях напоминал слова преподобного Серафима Саровского: "Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя". Если будет у нас в душе мир, он распространится и на окружающих; не будет мира у нас в душе - наша немирность будет распространяться и на окружающих нас.

Прошлый съезд православных братств, который проходил в Санкт-Петербурге, в этом отношении оставил печальное впечатление. Само название "братство", "сестричество" говорит о необходимости братского духа. Они должны являть пример решения всех вопросов в спокойной, мирной обстановке, а не в духе противостояния, нетерпимости, как это было в Санкт-Петербурге.

Скажу, что не только Русская Православная Церковь сегодня подвергается опасностям и трудностям, но и Православие в целом, потому что экспансия униатов осуществляется и в Болгарии, и в Чехии, и в Словакии, и в ряде других стран и Православных Церквей.

Идет массированная католическая и мусульманская пропаганда против сербов. Мы сопереживаем православным сербам, разделяем их скорби. Получив последнюю телеграмму от Святейшего Патриарха Павла, я ее воспринял как вопль души. На моей недавней встрече с Президентом России одним из главных был вопрос о Сербии, потому что сербы - один из самых близких нам славянских православных народов.

Порою Союз братств или отдельные братства обращаются с требованиями принять какие-то решительные или кардинальные меры,- поверьте, ни одно обращение не остается нерассмотренным - но иногда нам лучше видно, как поступить в том или ином случае. Вот, в частности, Украина. Сегодня давление на православных на Украине со стороны разных политических сил огромно. Причем часто люди, стоящие у власти, не скрывая своих взглядов, спокойно относятся к тому, что униатские и католические приходы поминают Римского Папу, но совершенно не переносят, если поминается Патриарх Московский. Когда им был задан этот вопрос со стороны представителей Всемирного Совета Церквей, один из помощников Президента сказал: "Рим нас не оккупировал, а Москва оккупировала". Интересно узнать, когда это было?

Митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру нелегко нести свое служение. На съезд украинского духовенства, который состоялся в конце года, было оказано массированное давление, чтобы он обратился с вопросом об автокефалии. Но и епископат, и духовенство нашли мужество сказать, что вопрос этот решен и передан на рассмотрение очередного Поместного Собора. Но попытки грубого, административного давления продолжаются - во все послевоенные годы не было такого грубого вмешательства, как сейчас на Украине,- вплоть до физического. Нужно сочувствовать нашим православным братьям на Украине и помогать им молитвой и поддержкой. Но иногда наши слишком прямолинейные заявления осложняют их положение.

Создание приходов Русской Зарубежной Церкви на территории России - это печальный факт, очередная попытка разделить нас. Если на одной улице будут два храма, и священник будет с церковного амвона призывать: не ходите в этот храм, он "красный", а другой будет говорить: не ходите в тот храм, он "зарубежный", то в конце концов люди не пойдут ни в тот, ни в другой. В конечном счете Русская Зарубежная Церковь вносит раскол в Церковь, пытаясь разделить нас, православных, на каких-то "белых" и "красных".

Мы живем в судьбоносное время, такой возможности, которая сейчас представляется, несмотря на сопротивление отдельных местных властей и деятелей, несмотря на экспансию и прозелитизм, осуществляемые различными конфессиями, такой возможности для возрождения церковной деятельности может и не быть больше. И каждый из нас ответит и пред Богом, и перед историей: какой вклад он внес в возрождение Церкви, в возрождение духовных и нравственных начал в жизни нашего народа.

Хотелось бы, чтобы и вы все почувствовали свою личную ответственность за будущее Церкви, не противопоставляли бы себя священнослужителям, иерархии: ведь Богу Единому ведомы те слезы, которые приходилось и приходится проливать всем нам на наших келейных молитвах за судьбы Церкви. Почти за три года своего патриаршего служения я в полной мере почувствовал и осознал тяжесть патриаршего креста, ответственность за Церковь, за ее сегодняшний и завтрашний день, за ее единство, за ее возрождение. И осуществить это возрождение, сохранить это единство мы можем только вместе, только общими усилиями. К этим общим усилиям я призываю всех вас.

Прошу всех вас не только действовать, но и молиться. Молитва имеет великую благодатную силу, она укрепляет нас. Прошу ваших молитв обо мне, о моем служении. Прошу передать всем братствам мои слова и мой призыв к сохранению единства и мирного духа. Прошу вас постоянно видеть перед собой те огромные задачи и ту огромную ответственность, которая на нас ложится. Бог вам в помощь!

http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy467.htm

Связанные материалы