"Земля вверена человеку Богом" (март 1998 года)
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II
"Земля вверена человеку Богом"
март 1998 года
В широкое обсуждение темы построения земельных отношений вовлекаются сегодня самые различные общественные силы.
Это и неудивительно, ибо данная тема без преувеличения является одной из главенствующих для будущего страны и ее народа. Русская Православная Церковь, никогда не стоявшая в стороне от общенациональных забот, не может устраниться и от дискуссии по проблемам земельной собственности, землепользования и сельского хозяйства в целом.
Бог, Сотворивший Небо и землю (Быт. 1, 1), напоминает нам словами Псалмопевца, что земля есть Господня (Пс. 23, 1). Любые представления о принадлежности земли кому-либо из людей достаточно условны, ибо она вверена нам Творцом. Именно Бог призвал человека обладать ею (Быт. 1. 28), и именно Он дал праотцам указания о том, как рачительно и ответственно пользоваться землей, возделывая ее не только для себя, но и для будущих поколений. В Книге пророка Исаии читаем: всегда ли земледелец пашет для посева, бороздит и боронит землю свою? Нет; когда уровняет поверхность ее, он сеет чернуху, или рассыпает тмин, или разбрасывает пшеницу рядами, и ячмень в определенном месте, и полбу рядом с ним. И такому порядку учит его Бог его; Он наставляет его (Ис. 28, 24-26). Сам Господь указал людям и на то, что земле нужно давать время для восстановления ее естественных ресурсов: шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник твой, и собирай произведения их, а в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай (Лев. 25, 3-4).
Священное Писание также напоминает нам о необходимости справедливо распределять плоды земледельческого труда, которые должны быть прежде всего достоянием самих трудящихся на земле, но одновременно достигать всех, кто испытывает нужду в пропитании. Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов,- читаем во Втором послании апостола Павла к Тимофею (2 Тим. 2, 6). А в Книге Левит запечатлено такое указание Господа древним земледельцам: когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай, и виноградника твоего не обирай дочиста, и попадавших ягод в винограднике не подбирай; оставь это бедному и пришельцу (Лев. 19, 9-10).
Следуя заветам Божиим, Святая Церковь всегда наставляла землепашцев в таком духе, а нередко и сама была организатором сельского труда. Широко известны примеры монастырских хозяйств, которые в сложнейших климатических условиях получали невиданные урожаи за счет бережного отношения к природе и кропотливой, смиренной работы, совершавшейся веками. Многие приходские общины на селе были своеобразными содружествами хлеборобов, объединенных не только общим делом, но и твердой верой, дающей людям сознание высшего предназначения их труда как послушания Богу и проявления любви к ближнему. Не случайно годовой сельскохозяйственный цикл в миропонимании русского крестьянина был накрепко связан с церковными праздниками, а пословицы и поговорки, имеющие хождение среди сельских жителей, до сих пор укоренены в Библии и церковном предании. В православной традиции искони поощрялась благотворительность. Накормить странника и неимущего от плодов своего труда всегда считалось делом богоугодным и спасительным.
Сегодня Церковь возрождает свое практическое участие в аграрной деятельности через многие инициативы монастырей и приходов, где иноки и миряне пытаются восстановить некогда прерванные традиции земледелия. Впрочем, эти примеры остаются весьма скромными на фоне очевидных кризисных процессов, поразивших сельское хозяйство России.
К сожалению, за последние несколько лет наша страна утратила многие прежние достижения в этой области и оказалась перед угрозой превращения в вечного импортера продовольствия. В некоторых местах современные методы работы на земле уступают место ручному труду. Многие земледельцы оказываются не в состоянии реализовать плоды своих трудов из-за засилья различных коммерческих посредников и даже откровенно криминальных кругов, контролирующих некоторые рынки. Наконец, небывалому оскудению подвергся сам количественный и качественный состав тех, кто трудится на российской земле. Уход людей, особенно молодежи, в города, ужасающий рост пьянства и бытовой преступности среди сельских жителей ставит русскую деревню на грань демографической катастрофы.
Во всем этом усматривается следствие попыток радикально, любой ценой изменить вековой уклад сельской жизни - а мы знаем, что такие попытки предпринимались и в тоталитарный период, и в самые недавние годы. До сих пор актуальны слова Патриарха Тихона, сказанные им в 1918 году: "Мы хотели создать рай на земле, но без Бога и Его святых заветов... И вот мы алчем, жаждем и наготуем в земле, благословенной обильными дарами природы, и печать проклятия легла на самый народный труд и на все начинания рук наших".
В таких условиях страна и народ должны сделать все, чтобы бережно сохранить вверенную нам Богом землю и вновь научиться возделывать ее так, чтобы принести добрый плод самим себе, своим детям, внукам и правнукам. Власть и все общество должны любыми доступными средствами поддерживать те хозяйства, которые доказали свою эффективность и ответственность в природопользовании - будь то крупные аграрные сообщества или скромные семейные фермы. Тем же, кто не может пока правильно организовать свой труд, но работает неленостно и с полной отдачей, нужно помочь обучением новым методам, предоставлением техники и технологий, льготными займами. Наконец, необходимо сделать все, чтобы изменился существующий порочный порядок, когда крестьянин, продающий свою продукцию посредникам за бесценок, получает мизерный процент от ее рыночной стоимости. Рынки должны быть открыты для всех, а не для "избранных".
Крайне важно, чтобы крестьянин уверенно осознавал родную землю как свой дом и не имел причин стремиться "на страну далече". Для этого государству и всем нам необходимо поддерживать сельское образование и здравоохранение, очаги культуры и досуга. Не умолчу о возрастающей роли в жизни села приходских общин. Батюшками и церковными активами ведется немалая работа по созданию воскресных школ, благотворительных структур, кружков народной культуры и просвещения. Все это, полагаю, также нуждается в общественном поощрении, ибо служит благу всех жителей конкретной местности.
С особой тщательностью надобно подходить к рассмотрению вопроса о формах собственности на землю. Бесспорно, хлебопашец должен чувствовать себя хозяином на своей земле. Если однажды кто-либо лишит его земли, само его доверие к собственному труду будет надолго подорвано, и наша недавняя история красноречиво свидетельствует об этом. Вот почему крайне необходимо, чтобы государство предоставило крестьянину твердые гарантии стабильности его труда на земле.
В то же время было бы крайне неосмотрительно и опасно дозволять спекулятивные операции с земельными наделами, вывод их из сельскохозяйственного употребления, продажу за бесценок любым лицам или фирмам отечественного или иностранного происхождения, не намеренным использовать плодородные земли с отдачей для народа.
В любом случае решения, связанные с будущим российской земли, нужно принимать на основе величайшей осторожности и взвешенности, с учетом мнений всех слоев общества и особенно крестьянства, придерживающегося ныне различных форм организации труда. Все ветви власти, центральной или местной, все, от кого зависит судьба нашей земли, должны помнить об ответственности за Господню землю перед Богом, народом и историей.
Надеюсь, что вместе, соборно, мы придем к правильным решениям по данному вопросу. Верю, что нам удастся возродить славные земледельческие традиции нашего Отечества, которые должны стать не только достоянием истории, но и непременной составляющей будущего. И да сбудутся на народе нашем обетования, данные некогда ветхозаветному народу Божию: буду радоваться о них, благотворя им, и насажду их на земле сей твердо, от всего сердца Моего и от всей души Моей. Ибо так говорит Господь: как Я навел на народ сей все это великое зло, так наведу на них все благо, какое Я изрек о них (Иер. 32, 41-42).