Приветствие участникам Межрегионального конгресса "Историческое духовное наследие дружбы народов России: традиции и современность", 21 июня 2007 года
Святейший Патриарх направил приветствие участникам Межрегионального конгресса «Историческое духовное наследие дружбы народов России: традиции и современность».
Конгресс народов России «Историческое духовное наследие дружбы народов России» проходит в Якутске с 21 по 24 июня 2007 года. Этот всероссийский форум приурочен к знаменательной дате — 375-летию вхождения Якутии в состав Российского государства.
Ваше Преосвященство! Уважаемые участники! Дорогие братья и сестры!
Приветствую всех собравшихся для участия в конгрессе «Русский мир и духовное единство народа». Заявленная тема дает нам еще раз возможность поразмыслить над духовными доминантами и культурным соцветием народов уникальной цивилизационной модели, возникшей на просторах нашего Отечества.
На протяжении веков становление Российского государства проходило под влиянием духовных ценностей, дарованных православной верой. Освоение северных, сибирских и дальневосточных территорий стало естественным процессом распространения духовных, культурных, экономических, социальных, образовательных и научных форм и начал восточнохристианской цивилизации.
Приобщая к свету христианской жизни новые народы, православные миссионеры следовали завету Спасителя: "идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам" (Мф. 28,19-20).
Чуждое духу потреблений и насилия, Евангельское отношение к ближнему формировало у проповедника уважительное отношение к местному населению, как к наследию Божию, которому он призван служить по-отечески. Щедро делясь своими знаниями по медицине, аграрному хозяйствованию, бытовому устроению жизни, православный миссионер располагал их сердца к принятию Божественной Истины.
Огромное значение в подходах христианского просвещения имела миссионерская школа восточно-славянского мира, у истоков которой стояли святые и равноапостольные братия Кирилл и Мефодий. Не забывая о том, как сами славянские народы приняли Христа, получив письменность и Священное Писание на родном языке, русский миссионер понимал необходимость усвоения наречия и культуры того народа, к которому шел проповедовать. Создавая письменность, переводя Священное Писание и богослужение на местные языки, Российское государство обеспечивало сохранение и развитие языкового, национального и культурного многообразия всех входящих в братскую семью местных народностей. Общий равноправный подход ко всем населяющим Россию жителям давал возможность выявлять талантливых и лучших и вовлекать их для участия в общегосударственном гражданском строительстве.
Сегодня мы с особой благодарностью вспоминаем имя святителя Иннокентия (Вениаминова), просветителя Якутии и Камчатки, Курильских и Алеутских островов, митрополита Московского и Коломенского, как апостола и благовестника, как доброго делателя в винограднике Христовом. Для нас светлый образ святителя Иннокентия может стать примером неразрывного служения Святой Церкви и земному Отечеству. Трудно не согласиться с той оценкой, которая дана его миссионерским трудам уже в наше время: «Громадные территории на трех континентах планеты в Америке, Азии и Европе, на которых раскинулось Отечество наше в XVIII-XIX вв., были освящены разумом, соединены непоколебимой волей духа и согреты сердечным теплом первого епископа Камчатского, Алеутского и Курильского. Миллионы людей, внимая его словам и следуя его поступкам, укрепляли свою веру основу нравственности, совершенствовали моральные устои семьи и государства» (Кравченко В.).
В настоящее время существует не меньшая потребность в тех подвижниках духа, которые также самоотверженно несли бы Свет Христовой Истины в различных регионах нашего Отечества.
Сегодня перед нашими соотечественниками стоит задача сохранения преемственности национальной жизни, ее ценностей и многоукладного устроения, культурного и этнического многообразия. Русский мир на протяжении веков, расширяя свои границы, не подавлял, но обогащал и обогащался культурным богатством и историческим опытом окружающих народов. Согреваемая духом Православия, русская культура, благодаря своей универсальности, не только смогла перерасти свою этническую ограниченность и замкнутость, но, побуждая к историческому творческому акту окружающие народы, созидала братскую общность, соцветие равновеликих и равнозначных народов Российского государства.
Вселенское значение отечественной культуры побуждает нас и сегодня блюсти «единство духа в союзе мира»(Еф. 4, 3), являть окружающему миру единство в разнообразии, во взаимном служении друг другу, по слову Апостола: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом» (1 Кор. 12, 4-9).
Уверен, что в наше время христианская закваска восточнохристианской цивилизации может стать спасительным лекарством как от проявлений национальной нетерпимости и экстремизма, так и от навязывания агрессивного секулярного мировоззрения, разрушающего национальное, культурное, языковое и религиозное многообразие народов земли.
Призывая благословение Божие на работу представительного форума, желаю всем Вам плодотворной работы на благо, созидание, мирное устроение и процветание земного Отечества.
Верю, что труды, направленные к созиданию мира и согласия в российском обществе, к укреплению братских связей народов России, послужат всем лам к обретению верного пути к Отечеству Небесному.
+ Алексий, Патриарх Московский и всея Руси