«Россия — наше Отечество, а не "эта страна"» (Речь на общем годичном собрании Российской академии образования), 21 апреля 2004 года

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

«Россия — наше Отечество, а не "эта страна"» (Речь на общем годичном собрании Российской академии образования)

21 апреля 2004 года

Уважаемый Президент Российской академии образования Николай Дмитриевич Никандров! Уважаемые члены президиума, дамы и господа, дорогие братья и сестры!

Думаю, всех нас волнует и заботит будущее нашей страны, мы спрашиваем себя, кто придет на смену нам, старшему поколению. Образование в России всегда находилось на высоком уровне, и сегодня специалисты из нашей страны весьма ценятся за рубежом. Однако я уверен, что просвещение обязательно должно быть тесно связано с воспитанием. Они нераздельны, как два крыла, и их сочетание делает человека Человеком с большой буквы.
Огромную тревогу вызывает рост беспризорности в нашей стране: около миллиона детей в России остались без опеки родителей. Понятно, что после революции, после гражданской войны появилось много бродяг, потерявших в этих социальных катаклизмах своих близких. Но если сейчас, в начале XXI века, на улицах наших городов вновь появилось около миллиона маленьких сирот при живых родителях, мы должны задуматься о причинах этого явления. Необходимо немедленно принимать меры, чтобы разрешить проблему, которая ставит под удар будущее всей страны.

Воспитание должно осуществляться в семьях, в учебных заведениях, но когда становление человека проходит в подвалах, на чердаках, в подворотнях, то результатом этого становится распространение среди молодежи наркомании и алкоголизма. Разговаривая с воспитанниками детских домов, я узнал, насколько невыносимые для детей условия часто создаются в семьях, в которых родители меньше всего заботятся о воспитании своих чад. Несколько дней назад я услышал, сколь огромно в России число матерей, которые не хотят брать на себя бремя воспитания детей и отказываются от младенцев в роддомах.

Но и в благополучных семьях имеются серьезные проблемы с воспитанием детей, потому что средства массовой информации, которые сегодня оказывают огромное влияние на подрастающее поколение, пропагандируют культ насилия, жестокости, безнравственности. Нас убеждают в том, что жизнь человеческая ничего не стоит. Компьютерные игры, столь популярные среди детей, с малых лет приучают их к мысли о том, что убийство — это вполне обычная вещь. И когда мы слышим, что подростки, среди которых бывают даже девочки, зверски расправляются со своими сверстниками, нас это ужасает, мы не можем понять, откуда в них эта жестокость.

Некоторые считают, что воспитание не имеет прямого отношения к образованию, но я уверен, что для того, чтобы вырастить достойных граждан нашей страны, которые любили бы свою Родину, знали ее историю, которые были бы патриотами России, мы должны непременно дополнить образование достойным воспитанием.

В 1970-е годы в Колонном зале Дома Союзов на одной из миро творческих конференций выступил писатель Константин Симонов Он начал свое выступление вопросом: нужно ли через 20 лет после окончания Великой Отечественной войны писать и говорить о ней. И, отвечая на свой же вопрос, сказал, что необходимо помнить об этой войне, ибо рассказы о мужестве, проявленном нашим народом, имеют огромное воспитательное значение для будущих поколений. И в наши дни, может быть, как никогда прежде, богатейшую историю своей страны нужно знать и помнить подрастающему поколению, подвиги нашего народа должны стать жизненным примером для юных россиян На одном из собраний, посвященных 700-летию со дня преставления святого благоверного князя Даниила Московского, мэр Москвы Ю. М. Лужков рассказал, как однажды он подошел к группе школьников, которые стояли возле памятника маршалу Жукову, и спросил их знают ли они, кто такой был Даниил Московский. Ответа не знал никто. Тогда он спросил, кто такой Димитрий Донской. Ответа также не было. А на вопрос, знают ли они, кто такой Иван Калита, один и: ребят сказал, что это был человек, который носил сумку и собирал деньги. Вот какое представление у сегодняшних школьников о тех, кто основал Русь, кто собирал вокруг Москвы славянские земли, распространял пределы России от края и до края света, кто полагал все свои силы на то, чтобы наша страна стала великой державой.

В настоящее время поднят, в том числе и на уровне Президента России, вопрос, касающийся содержания школьных учебников по истории Отечества. 70 учебников получили гриф Министерства образования, однако эти пособия по-разному трактуют нашу историю, зачастую противореча друг другу. В. В. Путин приводил в качестве примера один из учебников, согласно которому было бы лучше, если бы фашисты победили, а мы проиграли в Великой Отечественной войне. Думаю, это является свидетельством полного отсутствия чувства патриотизма у авторов данного пособия. Я очень рад решению о подготовке нескольких учебных пособий по этому предмету, в которых бы правильно трактовались события истории нашего государства.

В течение последних лет мы регулярно ставим вопрос о том, чтобы факультативно, с согласия учеников и их родителей, ввести в школах преподавание предмета «Основы православной культуры». Нам часто говорят: «Мы не допустим преподавания в школах "Закона Божия"». Но «Основы православной культуры» - это не «Закон Божий», а культурологический предмет, в рамках которого учащиеся смогут узнать о тысячелетней истории развития культуры и духовности нашего народа. Уверен, что каждый уважающий себя человек должен знать ее и гордиться ею.

И тем не менее мы встречаем противодействие в этом вопросе. Например, нам говорят, что введение такого предмета обидит мусульман. Но если мусульмане живут в России, среди русского народа, они должны знать основы православной культуры, точно так же, как православные, проживающие в местах компактного расселения мусульман, должны знать историю и основы исламской культуры. Так уже происходит в Татарстане Точно так же образованный человек должен знать основы культуры буддизма и иудаизма, тоже являющихся традиционными религиями России. Знание основ своей культуры делает человека цивилизованным, помогает узнать и понять историю своей земли. Иначе мы станем Иванами, не помнящими родства.

Встречаясь с новым министром образования и науки А. А. Фурсенко, я нашел понимание с его стороны в вопросе о том, чтобы вне сетки программы, в рамках факультатива, ввести в школах преподавание предмета, знакомящего детей с основами православной культуры России.

Не следует стесняться говорить о православных корнях нашей страны. Почему сегодня при принятии Европейской конституции в преамбуле этого документа не желают упомянуть, в основном по требованию Франции, о христианских основах европейской культуры? Отчасти такая позиция является следствием значительного присутствия мусульман во Франции, но тем не менее полагаю: было бы неправильным и неразумным игнорировать тот факт, что европейская культура имеет все же христианские корни.

Церкви, государству и обществу следует объединить усилия не только в области образования, но и, что немаловажно, в сфере воспитания, чтобы противостоять негативному воздействию средств массовой информации, стремящихся зачастую воспитывать подрастающее поколение в духе негативизма, пропагандируя без каких-либо ограничений со стороны властей жестокость, насилие и безнравственность. Интернет также представляет потенциальную опасность для детей и подростков, поскольку может служить как для достижения познавательных целей, так и использоваться для развращения молодежи.

Я хотел бы привести несколько примеров, демонстрирующих, как Православная Церковь занимается воспитанием тех, кто лишен родительского тепла и ласки. Некоторое время назад Церкви был передан бездействовавший в течение многих лет пионерский лагерь в 12 километрах от Троице-Сергиевой Лавры в деревне Топорково. На его территории мы организовали приют для мальчиков. Были оборудованы спортивные сооружения, средняя школа, храм, жилой корпус и четыре цеха: столярный, слесарный, керамический и пошивочный, - чтобы дети в этом приюте получали не только образование, но и профессию, которая могла бы их прокормить. Между прочим, как это ни неожиданно, многие из мальчиков — воспитанников приюта, хотят работать именно в пошивочном цехе.

Данный пример свидетельствует о том, что, организуя православные приюты и детские дома, мы не ставим себе целью подготовку монахов или священнослужителей, но стремимся в первую очередь воспитать достойных граждан страны.

в Малоярославце при женском монастыре существует большой приют для девочек из семей, в которых родители страдают алкоголизмом или наркоманией. Среди воспитанниц есть и такие, кто сам когда-то пробовал наркотики. Глядя сегодня на этих девочек, убеждаешься, что такие дети не потеряны для страны, для общества, для будущего. Подобные примеры не единичны. Таким образом, Церковь вносит свор вклад в будущее страны.

Я рад встрече с людьми, которые посвятили свою жизнь непростому делу образования и воспитания молодежи. Во всем мире славятся наши ученые, и нужно, чтобы славные традиции российской педагогики и впредь сохранялись и приумножались.

Нередко приходится слышать, как наши сограждане говорят о России: «эта страна». Меня это коробит. Понятно, что данное выражение является калькой англоязычного фразеологизма, однако для соотечественников, объединенных общей любовью к России, гораздо естественнее говорить о своем Отечестве как о «нашей стране». Мы должны чувствовать ответственность за свою страну, гражданами, сынами и дочерьми которой мы являемся.

Я от души желаю Российской академии образования благословенных успехов в благороднейшем деле образования подрастающего поколения россиян. Но не устаю повторять, что только в том случае, если мы будем сочетать образование и воспитание, мы сможем вырастить достойных граждан нашей страны, которые будут знать свою историю, любить свое Отечество и будут готовы ему служить.

Из книги "Церковь и духовное возрождение России". Т.3 Ч.2 Стр. 411.

Связанные материалы