Выступление на открытии выставки "Патриарх Никон и его время", 27 июня 2002 года

Выступление Святейшего Патриарха Алексия II на открытии выставки "Патриарх Никон и его время"

27 июня 2002 года

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый Дмитрий Ефимович, министр культуры Российской Федерации! Многоуважаемый Марат Викторович, председатель Конституционного Суда! Многоуважаемый Александр Иванович, наш гостеприимный хозяин! Уважаемые дамы и господа! Дорогие братья и сестры! 

Сегодня мы в залах Государственного исторического музея открываем выставку, которая дает нам возможность соприкоснуться с одной их наиболее драматических личностей в истории Русской Православной Церкви и, пожалуй, всей России – Патриархом Никоном.

Значение XVII столетия, сосредоточившего в себе уникальные и зачастую трагические события перелома во всех сферах духовной, государственной и культурной жизни народа России, еще не выяснено полностью. Сложнейшие внутренние противоречия этого бурного и проникнутого высокими идеалами века отражены в двух могущественных фигурах - царе Алексее Михайловиче и Всероссийском Патриархе Никоне. Отношения их дружбы и вражды самым существенным образом повлияли на русскую историю.

Одним из фрагментов реформаторской деятельности Патриарха, целью которой было приведение русской церковной жизни в соответствие с современной ей жизнью греческих церквей, стала богослужебная реформа. Она началась в 1653 году и продолжилась при преемниках Патриарха Никона. Активное участие государства в реформе и насильственное ее насаждение привели к последствиям, которые многие историки называют катастрофическими. С этого момента начинается история русского старообрядчества - раскола, который не изжит и по ныне.

Не менее значительные последствия имели споры по вопросу о соотношении Патриаршей и царской власти. В 1652 году митрополит Новгородский и Великолуцкий Никон поставил условием принятия Патриаршего сана "неложное послушание царя и бояр Патриарху, яко начальнику, и пастырю, и отцу краснейшему, елико вам возвещать буду о догматах Божиих и о правилах". Это обещание царем и боярами было дано. 

В деле церковного управления Патриарх Никон разрушил существовавшую практику поставления епископов и настоятелей монастырей по царскому указу и, по свидетельству Павла Алеппского, "распоряжался самодержавно". Как писал митрополит Макарий (Булгаков), в лице Патриарха Никона "власть русского Патриарха достигала такой степени, какой она не достигала ни прежде, ни после". 

Однако в результате придворных интриг Патриарх потерял влияние в царском дворе и в гневе отказался от управления Церковью. Затянувшееся на многие годы противостояние опального Первоиерарха и царя имело и более далекие последствия. Во второй половине XVII столетия царская власть старательно ограничивала полномочия Предстоятеля Церкви, и в конечном итоге на два долгих столетия Патриаршество на Руси было упразднено.

В течение трех веков историки Церкви и государства вновь и вновь обращаются к судьбе Патриарха Никона и его дружбе-противостоянию с царем Алексеем Михайловичем, пытаясь найти новые объяснения этому важнейшему для русской жизни XVII столетия конфликту. Думаю, что и в новом веке эта тема останется актуальной для исторической науки. 

Опыт XVII столетия свидетельствует, что и попытки создания теократии (полного подчинения всей жизни общества церковному управлению) и желание сделать Церковь частью государственного аппарата, подчинив духовную власть светской, приводят к негативным последствиям и для государства (ввергаемого в схизмы политических и идеологических волнений и революций), и для духовного здоровья общества. 

История XVII столетия дала нам важный урок, позволяя на живом примере убедиться в том, что имеющие различные природы Церковь и государство не могут и не должны сливаться во единое целое, ибо порядок священства - один, а порядок царства – другой. Светская и духовная власти должны вместе трудиться во благо своего народа и благо своей страны.

Я сердечно благодарю Александра Ивановича и всех тех, кто внес свой вклад в устроение этой выставки. Говоря сегодня о личности Патриарха Никона, не могу не вспомнить один роман, посвященный его жизни. Там описана сцена возвращения Никона из ссылки в Ферапонтов монастырь: кортеж остановился на берегу Волги, немощного Патриарха вынесли из экипажа, Никон огляделся вокруг и сказал: "Как прекрасен мир Божий! И как печально, что люди заедают друг друга, как будто нет всем места на земле!" Я думаю, что эти слова хорошо иллюстрируют ту трагическую судьбу, которая постигла Патриарха Никона, а также являются и его завещанием потомкам жить в мире и согласии. Это завещание относится и ко всем нам. Мы должны беречь все нас окружающее, помогать друг другу и созидать, ибо XXI век по моему глубокому убеждению должен быть веком созидания, мира и благополучия. 

http://www.sedmitza.ru/text/417260.html

Связанные материалы