К открытию выставки «Сохраненные святыни Соловецкого монастыря», 16 июля 2001 года
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II
К открытию выставки «Сохраненные святыни Соловецкого монастыря»
16 июля 2001 года
Уважаемая Елена Юрьевна! Уважаемые гости выставки!
Сердечно приветствую вас на открытии выставки «Сохраненные святыни Соловецкого монастыря». Она открывается в знаменательный для всей Русской Православной Церкви, но особенно для Соловецкого монастыря и стольного града Москвы день, ибо именно в этот день в 1652 году из Соловецкой обители в Успенский собор Московского Кремля были принесены святые мощи святителя Филиппа, митрополита Московского.
С монашескими подвигами и деяниями митрополита Филиппа в бытность его настоятелем Спасо-Преображенской Соловецкой обители в 1539-1557 годах связан расцвет Соловецкого монастыря. С его святительским подвигом, с бесстрашным обличением неправды сильных мира сего и заступничеством пред грозным царем за невинных и обижаемых неразрывно связан образ и пример мужественного и милосердного архипастыря, душу свою полагающего за вверенную Богом паству.
В этот столь великий для нас день мы открываем выставку, посвященную святыням и реликвиям Соловецкой обители, сохраненным и спасенным от расточения и утрат трудами многих тружеников музея «Московский Кремль».
Впервые мы можем увидеть такое полное собрание святых икон, пред которыми молились поколения соловецких иноков и паломников, нам представлены подлинные шедевры ювелирного искусства, шитья, литья, чеканки, служившие для украшения храма и богослужений, очень интересно и, безусловно, важно для истории обители и шире — для всей русской церковной истории — собрание грамот XVII столетия из Соловецкой ризницы.
Выставка собрала воедино около 100 искуснейших произведений человеческого труда, проникнутого молитвою и верою в Господа. Эти шедевры - плод творчества человеческого и явный знак помощи Божией, ибо красота есть одно из проявлений Божественного творения и Его к нам милости.
Я рад, что сегодня мы все - и церковные, и светские - ученые, деятели, труженики глубоко осознали, что значение этих шедевров прежде всего в том, что они являются святынями нашей Русской Православной Церкви, нашего народа и нашей великой культуры. Мы осознали, что предками нашими нам даровано великое духовное наследство и наша обязанность сохранить его, передать следующим поколениям и не расточить, а приумножить уже нашими трудами.
Из книги "Церковь и духовное возрождение России". Т.3 Ч.2 Стр. 471.