Обращение к участникам Симпозиума "Болевые точки планеты: Балканский узел" (1999 г.)

Обращение Патриарха Алексия II к участникам Симпозиума "Болевые точки планеты: Балканский узел"

14 апреля 1999 года

Дорогие участники симпозиума, Христос воскресе!

Искренне рад приветствовать участников симпозиума, организованного Учебно-исследовательским центром МГИМО МИД РФ "Церковь и международные отношения" при участии Управления Президента Российской Федерации по связям с общественностью. Надеюсь, что ваши усилия внести свою лепту в дело мира не будут напрасными.

Миллионы людей в России и во всех концах планеты молятся о даровании мира народам Югославии, о прекращении бомбардировок мирных городов и сел в центре Европы, о спасении великого дара - жизни и национальных святынь. Мы видим нависшую над человечеством угрозу превращения рубежа тысячелетий в огневой рубеж, в линию фронта, разделяющего народы и государства. Балканский узел, а точнее, желание разрубить его, используя методы государственного терроризма, вновь может стать началом мировой войны. Кажется, восстали все силы ада, чтобы разрушить хрупкий мир, с таким трудом поддерживаемый в конце второго тысячелетия от Рождества Христова.

Дело ученых, политиков и военных специалистов объяснить причины балканской катастрофы и спрогнозировать ее последствия для мирового сообщества с позиций национальной и коллективной международной безопасности, сохранения баланса сил, защиты природного и культурного наследия. А природа и культура несут сегодня столь же невосполнимые потери, как и люди, ставшие заложниками поджигателей новой войны. Но поиск выхода из тупика - дело каждого из нас, всех людей доброй воли, представляющих самые разные слои общества, отличающихся цветом кожи и приверженностью к разным национальным укладам, имеющих зачастую противоположные политические пристрастия и объединенных лишь одним общим качеством - неутраченной способностью различать добро и зло.

Церковь Христова - вне политики. Но когда политика входит в жизнь людей, сея на своем пути смерть и разрушения, когда она врывается в мирный быт мечом и огнем, разделяя людей на "своих" и "чужих" по признаку крови или по убеждениям, когда она пытается использовать саму веру как инструмент разрушения мира, цинично именуя себя политикой миротворчества, то может ли Церковь оставаться безучастной? Нет, поскольку истинное миротворчество - долг Церкви. Никто и никогда не ввергнет нас в бездну отчаяния и уныния, не лишит мужества и надежды на мир, если сердца наши будут открыты Господу.

Напомню слова апостола Павла: Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?.. за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас (Рим. 8, 34-37).

Что можно сделать сегодня, сейчас, чтобы остановить войну и найти мирное решение конфликта? Конечно, и на силу есть сила, способная сдержать агрессора. Но достойный ответ следует искать не в поставках оружия и не в расширении круга участников военного противостояния, а в снятии блокады. Блокада - слово, до боли знакомое нам. Никогда не забудут его блокадники, их дети, внуки, правнуки. Не забудут, если вновь не прервется связь времен, не выпадут новые звенья из цепи поколений. По милости Божией мы не утратили способности сопереживать тем, кто так же, как ленинградцы в сорок первом, оказались в тисках блокады, кто засыпает и просыпается под вой сирен...

Необходимо сделать все, чтобы прорвать блокаду Югославии, равно опасную и для народов этой многострадальной страны, и для всех народов мира. Но речь идет не только о продовольственной и экономической помощи нашим братьям по вере и всем жертвам войны. Следует предпринять все, что необходимо, для снятия блокады политической и, что особенно важно, культурной. Возвращение к духовным истокам культуры, к живому источнику Православия вернет мир в души людей и уверенность в будущем, будет способствовать укреплению взаимного доверия и сотрудничества на ниве социального служения между представителями всех культурообразующих конфессий, исторически представленных в наших странах. С этой точки зрения инициативу Президента о союзе народов России, Белоруссии и Югославии следует рассматривать как воистину миротворческую.

Великое чудо возвращения людей к Матери-Церкви и религиозное пробуждение народов наших стран - залог нашей общей духовной победы. Господь Своею благодатью стучится в сердца людей, и они находят дорогу к храму. Но в поиске духовных ориентиров находятся не только люди, но и государства, определяющие стратегию своего развития на век грядущий.

Поэтому сегодня, как никогда, важно и в рамках международного сотрудничества вернуться к незыблемым ценностям христианства, ибо только это позволит нам сберечь дар жизни.

Миротворчество не имеет альтернативы. Но эпоха взаимного доверия и сотрудничества придет на смену эпохе постоянного ожидания новой мировой войны только в том случае, если наш общий дом будет достоин Воскресшего Христа Спасителя.

Желаю вам благословенных успехов в решении важных вопросов, которые стоят перед симпозиумом.

Из книги "Церковь и духовное возрождение России".

http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy577.htm

Связанные материалы