Путь к примирению (1997 г.)
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II
Путь к примирению. Обращение к читателям газеты "Континент"
Ноябрь 1997 года. "Megapolis-Continent", 1997, № 47, с. 1
Рад возможности обратиться к аудитории еженедельника "Континент", с достоинством и в мирном духе освещающего многие насущные проблемы современного общества. Особо отмечу, что газета не первый год участвует в духовно-просветительской деятельности, в ознакомлении массового читателя с церковной жизнью.
После радикального поворота общественной жизни в сторону свободы убеждений сразу же наступил период их открытых столкновений. В этих условиях Русская Православная Церковь, освободившись от оков прямых преследований и запретов, в трудных условиях восстановления и нового строительства в своей внутренней жизни, не отодвинула на второй план свое общественное миротворческое служение, но ее руководство постоянно и настойчиво призывало к миру и согласному решению проблем строительства новой России. Не буду перечислять даже основные инициативы в самые решительные моменты общественно-политических кризисов. Но из-за частого сознательного ложного утверждения в прессе о том, что Церковь молчала, когда в Чечне лилась кровь, вынужден вновь напомнить о том, что с самого начала вооруженных действий и позже со стороны Церкви в разных формах следовали неоднократные призывы к решению проблемы политическими средствами, без кровопролития. Эти призывы немедленно предоставлялись в распоряжение информационных агентств. И если средства массовой информации их не использовали, то это вина не Церкви.
Отрадно, что Президент Российской Федерации объявил 1997 год Годом примирения и согласия, тем самым наглядно отразив чаяния подавляющего большинства народа в государственной политике.
Пережив бурные потрясения, дважды оказавшись на грани новой гражданской войны, страна, как хочется надеяться, поняла опасность новых противостояний, осознала, что еще одного безвременья мы можем не пережить. Вот почему так важно, чтобы идеи гражданского мира стали не просто очередным политическим лозунгом, но легли в основу трудов каждого из нас - священнослужителей, государственных лидеров, политиков, публицистов, десятков миллионов людей.
Апостол Павел пишет: весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом (Гал. 5, 14-15). Для созидания общественного согласия необходимо прежде всего преодолевать конфронтационное мышление, которое было, к сожалению, свойственно многим из нас в течение XX века. Надобно понять, что попытки уничижить и очернить другого, а тем более призывы к насилию, разжигание вражды, разного рода угрозы - двигают народ к катастрофе, а значит, ставят под вопрос будущее России.
В особой степени должны служить примирению средства массовой информации, имеющие огромную аудиторию и беспрецедентное влияние на жизнь современного общества. Каждое скверное, черное, оскорбительное слово, звучащее с телеэкрана, может затронуть чувства миллионов людей, больно ранив одних и подвигнув на вражду других. Приверженность же журналиста идеалам правды и добра, видная в его трудах, сегодня как ничто другое созидает спокойствие, гармонию, дает людям надежду на достойную жизнь.
Для достижения гражданского мира необходимо скорейшее и справедливое решение экономических и социальных проблем, которыми тяжко болеет общество и которые разделяют большие города и провинцию, молодых и пожилых, тех, кто приобрел в последние годы новые материальные блага, и тех, кто оказался не по своей вине на обочине жизни. Разлад в народе не будет преодолен, если продолжатся страдания пожилых и немощных людей, детей-сирот, многодетных семей, беженцев, безработных и других социально незащищенных граждан. Лишение многих и многих справедливой оплаты труда, бедственное положение рабочих, военнослужащих, врачей, учителей, других представителей интеллигенции - все это также серьезно затрудняет наше движение к согласию.
Общественный мир немыслим без порядка. Разгул в стране преступности и безнравственности, к которому многие начинают привыкать, будто к некой "норме",- должен быть остановлен всеми средствами, какие есть у общества и государства. Если люди не смогут чувствовать себя в безопасности, если на хозяйственную и политическую деятельность будут влиять криминальные силы, успех всех положительных процессов в стране окажется под вопросом. Восстановление порядка, преодоление преступности требуют определенных усилий, затрат и даже жертв. Впрочем, напомню слова святителя Московского Филарета, сказанные еще в середине прошлого века: "Как вы пришли в страну, где есть беспорядки привычные, то надобно как можно тихо приводить людей к порядку, чтобы порядок не показался стеснением".
Наконец, мне, как Предстоятелю Русской Православной Церкви, многие столетия созидавшей духовный образ России, представляется чрезвычайно важным, чтобы голос Церкви был слышен в обществе, чтобы ее вклад в самые различные процессы уважался и воспринимался как естественное желание послужить построению в Отечестве нашем мирного, справедливого и доброго общества. Ибо мы не сильны против истины, но сильны за истину (2 Кор. 13, 8). Да, не все в России исповедуют Православие, не все активны в церковной жизни. Но каждый должен понимать, что без возвращения к историческим духовным корням - а большинство нашего народа ищет или уже нашло эти корни именно в православном христианстве - не будет нравственного оздоровления в обществе, не будет умиротворения страстей века сего и построения лучшей жизни. Так считают десятки миллионов наших сограждан. И их выбором нельзя пренебрегать.
Дай Бог, чтобы власти, различные общественные силы, весь народ наш прошли путь примирения. Повторю, что путь этот нелегок. Он требует многих трудов, требует преодоления печального наследия древних и недавних разделений. Но иного пути, убежден, у России нет.
Из книги "Церковь и духовное возрождение России".