Время духовного преображения (2000 г.)
Газета “Труд” от 10 июня 2000 года.
Десять лет назад, 10 июня 1990 года, в Богоявленской кафедральном соборе российской столицы состоялась интронизация – торжественное поставление нового Предстоятеля Русской Православной Церкви – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, избранного на этот высший церковный пост тремя днями ранее на внеочередном Поместном Соборе. Обращаясь к архипастырям и многочисленной пастве, Первосвятитель, в частности, сказал тогда: “Вступая на предстоящее мне поприще во время, исполненное особых знамений, сознаю, что оно налагает на всех нас большую ответственность… В вихре совершающихся в мире перемен особенно важным представляется нам опора на вечное и незыблемое… Церковь наша – и это мы явственно видим -вступает на путь широкого общественного служения…”
Минувшее десятилетие в судьбе Русской православной церкви можно охарактеризовать одним словом – “возрождение”. Ныне многие сферы общественной и культурной жизни находятся под благотворным попечением Церкви, она активно влияет на укрепление российской семьи, развивает традиционное социальное служение, возвышает свой голос в пользу стабильности и спокойствия в стране. Во всем этом зримо проявляется результат молитв и трудов Предстоятеля Церкви, архипастырей, священников, миллионов верующих. В связи с юбилейной годовщиной интронизации Святейший Патриарх Алексий II любезно согласился ответить на вопросы читателей “Труда”, касающиеся важных аспектов духовной жизни, взаимоотношений Церкви и общества.
Даром свободы надо распорядиться достойно (2000 г.)
Газета “Коммерсантъ” от 10 июня 2000 года.
- Ваше Святейшество, 10 июня отмечается десятилетие Вашей интронизации. Эти десять лет почти полностью совпадают с первым десятилетием новой, посткоммунистической жизни страны. Как в целом Вы оцениваете перемены, произошедшие за это время в обществе и в Церкви? Что Вас больше всего радует и что вызывает сожаление?
– Когда в июне 1990 года я прибыл в качестве митрополита Ленинградского и Новгородского на Поместный Собор, который должен был избрать нового Патриарха Московского и всея Руси, у меня не было предчувствия грядущих перемен в моей жизни. Однако Бог судил именно мне принять бремя Первосвятительского служения в переломные для судеб Отечества и Церкви времена.
Подробнее: Даром свободы надо распорядиться достойно (2000 г.)
Интервью перед Пасхой (2000 г.)
Журнал "Профиль", 2000 г.
Сергей Черепов: Ваше Святейшество, приближается Пасха, Христово Воскресение. Как собирается праздновать это событие Русская православная церковь? В каких мероприятиях вы будете участвовать лично?
Алексий Второй: Святая Пасха не случайно является главным праздником православной церкви. В этот день мы воспоминаем событие, о котором святитель московский Филарет говорил, что одно мгновение изменило лицо мира. Воскресение Господа не просто факт давней истории. Это основа христианской веры, ведь Спаситель победил и нашу смерть, открыв человеку дорогу к освобождению от греха и погибели, дорогу в вечную жизнь. 2000-летний юбилей Рождества Христова, который мы празднуем в этом году, запечатлевает и пасхальные торжества. Поэтому день Светлого Воскресения будет сугубо радостным, станет последней вехой перед общецерковными юбилейными празднованиями, запланированными на август.
В полночь первого дня Пасхи, 30 апреля по новому стилю, я с архипастырями и духовенством совершу крестный ход, утреню и божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе Москвы. Днем, в четыре часа, в храме Христа Спасителя патриаршим чином будет отслужена Пасхальная великая вечерня. На следующий день буду служить в Кремле, в Успенском патриаршем соборе, также с крестным ходом. Светлая Седмица – первая неделя после Пасхи – для меня будет наполнена богослужениями, обменом поздравлениями с духовенством и верующими, торжественными встречами. 3 мая планирую совершить краткую поездку в Белгородскую область, на Прохорово поле, где будет освящен колокол, символизирующий единство братских славянских народов – русского, белорусского и украинского, сыны которых сражались на этом месте во время Великой Отечественной войны.
Иисус Христос всегда с нами (2000 г.)
Журнал "Наш современник" (№4, 2000).
Владимир Островский: Ваше Святейшество, сегодня, когда мы видим страдания на земле, мы исповедуем нашу надежду, что Христос Воскресший нам поможет и спасет человечество. Каковы итоги деятельности Православной Церкви в XX веке? Что бы Вы хотели отметить в деятельности Церкви за последние десятилетия?
— Да, действительно, человечество сегодня подвержено многим страданиям и бедствиям. Люди то и дело получают информацию о новых катастрофах и природных катаклизмах, о конфликтах и войнах. Однако мы, христиане, верим, что Господь Иисус Христос всегда с нами и готов прийти на помощь всем, кто на деле будет стремиться жить по Его святой воле.
По образному выражению Святых отцов Церкви — "Бог спасает нас не без нас". Поэтому людям, со своей стороны, необходимо приложить должное волевое усилие, чтобы сделать правильный духовный выбор в пользу созидающих душу христианских ценностей и вступить на этот узкий, но благодатный путь. Весь ход человеческой истории показал, что соблюдение святых заповедей Божиих (не убий, не укради, не прелюбодействуй...) приносит людям благо — мир, взаимную любовь и жизнеспособное государственное устройство. И напротив — их нарушение неизбежно приводило человеческое сообщество в состояние духовной дисгармонии, к охлаждению любви и войнам. Так что здесь очень важно, чтобы человечество само деятельно захотело спасения. Тогда будут позитивные перемены. Но пока что, увы, у людей слишком много искушений и соблазнов — начиная от давнего желания устроить все самим, без Бога (чем это заканчивалось в истории — всем хорошо известно) и кончая сегодняшними попытками легализации греха и гедонистического отношения к жизни.
У самолета в Иерусалим (2000 г.)
Интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II сайту «Православие 2000».
Патриарх начинает новое тысячелетие поездкой во Святую Землю
- Ваше Святейшество, почему празднование 2000-летия Рождества Христова, в общем-то условной даты, принимает какой-то карнавальный характер, куда вовлекается и Православная Церковь?
- Мы празднуем не просто наступление нового тысячелетия. Мы празднуем пришествие в мир Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа, мы празднуем начало христианской эры. Если вспомнить обстановку перед юбилеем тысячелетия Крещения Руси, то надо подчеркнуть, что тогда власти говорили: это ваш собственный внутрицерковный праздник, и он не будет никак отмечаться на государственном уровне. Но в конце концов все пришли к осознанию того, что у нас общая православная киевская купель. Хотелось бы верить, что и празднуя 2000-летие христианства, люди познают, что Христос для всех нас является путем, истиной и жизнью. Если мы осознаем это и будем жить по заповедям Спасителя, то в XXI век мы войдем на прочных христианских основах жизни и преодолеем разделение, противостояние, нетерпимость, с которыми мы сталкиваемся сегодня постоянно.
- Каким Вы видите взаимодействие Церкви и государства в новом веке?
- В последнее десятилетие нам пришлось закладывать совершенно новые отношения между Церковью и государством. Отношения, которых не было в истории России. До революции Церковь была государственной, и это во многом вредило; после революции, несмотря на отделение Церкви от государства, продолжилось грубое вмешательство власти в церковные дела и даже в богослужебную жизнь. В условиях религиозной свободы сложились совершенно иные отношения: без вмешательства Церкви в политическую жизнь государства, без вмешательства государства во внутреннюю жизнь Церкви (правда, в некоторых государствах бывшего Советского Союза по инерции продолжает действовать прежняя модель). Я думаю, что именно в таком направлении и нужно продолжать нашу деятельность.