Время духовного преображения (2000 г.)
Газета “Труд” от 10 июня 2000 года.
Десять лет назад, 10 июня 1990 года, в Богоявленской кафедральном соборе российской столицы состоялась интронизация – торжественное поставление нового Предстоятеля Русской Православной Церкви – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, избранного на этот высший церковный пост тремя днями ранее на внеочередном Поместном Соборе. Обращаясь к архипастырям и многочисленной пастве, Первосвятитель, в частности, сказал тогда: “Вступая на предстоящее мне поприще во время, исполненное особых знамений, сознаю, что оно налагает на всех нас большую ответственность… В вихре совершающихся в мире перемен особенно важным представляется нам опора на вечное и незыблемое… Церковь наша – и это мы явственно видим -вступает на путь широкого общественного служения…”
Минувшее десятилетие в судьбе Русской православной церкви можно охарактеризовать одним словом – “возрождение”. Ныне многие сферы общественной и культурной жизни находятся под благотворным попечением Церкви, она активно влияет на укрепление российской семьи, развивает традиционное социальное служение, возвышает свой голос в пользу стабильности и спокойствия в стране. Во всем этом зримо проявляется результат молитв и трудов Предстоятеля Церкви, архипастырей, священников, миллионов верующих. В связи с юбилейной годовщиной интронизации Святейший Патриарх Алексий II любезно согласился ответить на вопросы читателей “Труда”, касающиеся важных аспектов духовной жизни, взаимоотношений Церкви и общества.
— Ваше Святейшество! Нынешнее время по праву называют церковным ренессансом, а он тесно связан с вашим именем, с вашим Патриаршим служением. Какие главные задачи вы ставили перед собой, оказавшись во главе Церкви, и удовлетворены ли достигнутым? (Нина Барашкова, Тверь).
— Господь судил мне взойти на Патриарший Престол в период, когда у Церкви впервые после долгих гонений появилась возможность возродить свою жизнь во всей полноте. Задачи, которые жизнь поставила не только передо мной, но и перед всеми церковными людьми, связаны именное возрождением Православия. По прошествии десяти лет могу сказать, что некоторые из намеченных тогда целей уже достигнуты. Возвращены верующим тысячи храмов, в сотнях монастырей налаживается иноческая жизнь. Во многих епархиях вновь открыты духовные школы, в которых готовятся к пастырскому служению тысячи будущих священников и других церковных тружеников. Возрождается издательская деятельность Церкви, ее миссионерское и социальное служение. Отрадно, что все это происходит на фоне постоянно возрастающего интереса к Церкви и ее жизни в обществе. Мы, православные христиане, тоже не являемся сторонними наблюдателями происходящих в стране процессов. Самостоятельная, активная общественная позиция Русской Православной Церкви — одно из несомненных достижений последнего десятилетия.
Не хотел бы связывать продолжающееся возрождение церковной жизни только со своим именем. Псалмопевец писал: “Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его” (Пс. 126.1). Поэтому мы должны в первую очередь благодарить Подателя всех благ — Бога. Отмечу и то, что ради церковного возрождения много потрудились и трудятся иерархи, священники, монашествующие, миряне. Огромную роль играет понимание нужд Церкви представителями светской власти и всем нашим народом — без их содействия многое из достигнутого было бы невозможно.
— Я человек верующий, но меня посещает нередко чувство безысходности. Сейчас правит бал обман — ив “верхах”, и в “низах”, страшно находиться дома (взрывы, воры), страшно на улице (грабежи, убийства), страшно дышать, есть, пить (загрязнены воздух, вода, пища). С надеждой на ответ обращаюсь к Первосвятителю нашей Церкви: за что нам такие испытания? Или мы действительно присутствуем при начале “последних времен”? (Галина Чернова, Москва).
— Во все времена различные настроения и бедствия являются следствием нравственного упадка, духовной расслабленности. Очевидно, что моральное состояние современного общества нельзя назвать благополучным. Поэтому только истинное покаяние, возвращение к подлинным духовным ценностям может коренным образом изменить ситуацию в стране. Долг православного человека в этой ситуации — не отчаиваться, продолжать свидетельствовать об истине Христовой словом, делом, жизненным примером там, куда Господу было угодно нас поставить.
Говоря о “последних временах”, нужно помнить, что “времена и сроки” Бог положил в Своей власти: “О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один” (Мф. 24. 36). Исполнения времен христиане ожидали всегда, начиная с апостольского века. Ведь для искренне верующего сердца каждый день — словно бы последний в том смысле, что мы должны быть неизменно готовы дать Господу ответ о своих словах и поступках.
— Мне, как и миллионам сограждан, хочется видеть нашу страну духовно богатой, экономически сильной. Но, думаю, этого нам так и не дождаться. Конечно, восстанавливаются и строятся православные храмы, мечети, синагоги, однако существенного изменения духовной ситуации в России к лучшему, на мой взгляд, все-таки не происходит. В чем причина этого. Ваше Святейшество? Горестно, что наша страна вступает в новый век и в новое тысячелетие в столь немощном состоянии… Выпрямимся ли? (Александр Петров, Челябинск).
— Невозможно в одночасье возродить то, что планомерно разрушалось в течение десятилетий. Созидание всегда требует несравненно больших усилий, нежели разрушение, а обретение духовного и материального благополучия станет результатом самоотверженного труда нескольких поколений. Кроме того, Священное Писание говорит, что “не придет Царствие Божие приметным образом” (Лк. 17. 20), и не следует слишком пристально вглядываться во внешние знамения возрождения. Впрочем, оно, бесспорно, совершается. Достаточно вспомнить положение Церкви и верующих два десятилетия назад, когда мы и мечтать не могли о сотнях открытых монастырей, о тысячах новых книг, о православных теле- и радиопрограммах… Слава Богу, то время ушло в прошлое. Ныне все большее число людей активно вовлекается в приходскую жизнь, в благотворительные и просветительские труды Церкви. Именно это, а не преходящая “мода на религию”, вселяет надежду на преображение нашего народа.
Восстановление экономического и политического могущества нашей страны не должно происходить в отрыве от возрождения духовной жизни. Иначе мы подвергнемся опасности поставить во главу угла стяжание богатства любой ценой, подменить законность и милосердие насилием и произволом. Очень важно всегда помнить слова нашего Господа и Спасителя: “Без Меня не можете делать ничего” (Ин. 15.5).
— Недавно Россия праздновала 55-летие Великой Победы. Я читал, что гитлеровское руководство Германии одной из целей войны ставило разрушение Русской церкви — “в каждой деревне должна быть своя религия”. Не ту же самую задачу — и нередко вполне успешно —решают нынешние недруги России и Православия, опутав нашу страну паутиной сотен вредоносных сект, новых религиозных движений, центров? Сбиваясь в “ассоциации”, они получают официальную регистрацию и берутся за свою разрушительную работу. В связи с этой проблемой — вопрос: не пришло ли время серьезно уточнить действующий Закон РФ “О свободе совести и о религиозных объединениях”? Кто здесь призван проявить законодательную инициативу? (Алексей Аношин, Санкт-Петербург).
— Прежний закон, принятый в 1990 году и действовавший до 1997 года, регламентировал деятельность религиозных объединений далеко не лучшим образом. Упомянутый вами закон, принятый более двух лет назад, является значительным позитивным шагом в деле развития взаимоотношений Церкви и государства. Он стал плодом непростого диалога между Русской Православной Церковью, государственной властью и другими религиозными общинами, действующими на территории России. Конечно, этот закон не идеален. Он, как и другие правовые акты, может совершенствоваться. Тем не менее очевидно, что общество осознало важность духовных приоритетов, и главным достижением закона 1997 года я бы назвал законодательно оформленную возможность более ответственно подходить к вопросу регистрации нетрадиционных религиозных организаций. У государства появилась возможность в судебном порядке пресекать деятельность псевдодуховных объединений, несущих опасность для личности, семьи и народа.
Необходимо, впрочем, отметить, что никакие меры сдерживающего характера не решат проблему тоталитарных сект. Для того, чтобы воспрепятствовать экспансии лжеучений, необходимы не только законы, но и проповедь животворящих истин Православия, непрестанный пастырский труд по раскрытию перед людьми, находящимися в духовном поиске, всего богатства церковной жизни, православного богослужения. Несомненно, Священноначалию необходима посильная помощь благочестивых мирян в этом важном для Церкви и России деле.
— В предстоящем августе в Москве пройдет очередной Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, хотя ранее шла речь, насколько я знаю, о созыве Поместного Собора. Если это так, то с чем связано изменение “формата” предстоящего церковного форума? И не могли вы хотя бы в общих чертах поведать о проблемах, выносимых в повестку дня Архиерейского Собора? (Василий Серпак, Ростовская обл.).
— Это будет юбилейный Собор, посвященный 2000-летию Рождества Христова. Одним из основных его деяний станет причисление к лику святых многих новомучеников и исповедников российских, пострадавших за Христа во время гонений XX века. Ожидается и принятие новой редакции Устава об управлении нашей Церкви. Собором также будет рассмотрена Концепция Русской Православной Церкви по вопросам церковно-государственных отношений и проблемам современного общества в целом. В этом документе предполагается изложить основы церковного учения по ряду современных общественно значимых проблем, включая отношение Церкви к светской культуре и науке, вопросы общественной нравственности, экологии, биоэтики, войны и мира, взаимодействия Церкви с властью, армией, правоохранительными институтами. Одним словом, будет дан авторитетный ответ на многие из вопросов, с которыми обращаются к Церкви современники. Наконец, Собор оценит состояние церковной жизни за последние три года. Завершится он торжественным великим освящением воссозданного Храма Христа Спасителя, которое состоится 19 августа, в праздник Преображения Господня. А на следующий день в Успенском соборе Кремля будет совершено прославление новых святых.
Невозможность созыва Поместного Собора объясняется большим числом проводимых в текущем году юбилейных мероприятий, многие из которых имеют общегосударственное значение. Созыв такого обширного форума, как Поместный Собор, требует огромных сил, материальных средств и продолжительного времени. В условиях юбилейного года это едва ли возможно.
— Ваше Святейшество! Вы благословили нового президента страны Владимира Путина на достойное служение во главе государства. Как вы оцениваете первые шаги и возможности нынешнего руководства? Ожидаете ли каких-то важных изменений во взаимоотношениях Церкви и государства, укрепления ее роли в обществе? (Капитолина Морозова, Оренбургская обл.).
— Церковь с уважением относится к волеизъявлению народа. Большинство граждан России на выборах оказало доверие Владимиру Владимировичу Путину. Это означает, что с его именем в сознании людей, претерпевших в уходящем столетии неисчислимые страдания, связаны надежды на укрепление порядка и законности, на ответственное строительство государственной жизни. Владимир Владимирович пользуется широкой общественной поддержкой — в последнее время она была достаточно редким явлением. Поэтому его возможности поистине велики. Верю, что он употребит их на пользу Родины, во благо ее духовного и материального процветания.
В наших отношениях с властью мы придерживаемся принципа свободного сотрудничества, не позволяющего государству или Церкви довлеть друг над другом. Когда считаем нужным, мы критикуем власть, особенно если она не внемлет нуждам народа. Надеюсь на понимание такой позиции со стороны нового руководства. При этом, конечно, Русская Православная Церковь будет неизменно оказывать помощь в делах, направленных на возрождение нашего Отечества. Она предписывает своим чадам повиноваться государственной власти и молиться за нее, “дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте” (1 Тим. 2. 2), потому что власть — это в первую очередь огромная ответственность за судьбы миллионов людей, за сохранение мира и согласия в обществе. Ответственность перед народом, историей и Богом.
Публикацию подготовил Александр КОРОЛЕВ.