Господь не раз отодвигал кончину мира (1998 г.)

Журнал "Профиль", N25, 6 июля 1998 года.

Сергей Черепов: Ваше Святейшество, наша страна встречает третье тысячелетие в условиях жестокого экономического кризиса и частых стихийных бедствий. Как тут не вспомнить Откровение Иоанна Богослова -- знаменитое библейское пророчество об антихристе, а также многочисленные предсказания о конце света. Что думает по этому поводу Русская православная церковь? В состоянии ли человечество узнать дату конца света?

Алексий Второй: Подобные вопросы задают сегодня многие. А некоторые пытаются и отвечать "от ветра головы своея" -- манипулируют с графическим изображением числа 666, ведут различные вычисления. Сейчас, например, стало модно умножать 666 на З... (получается 1998.-- "Профиль").

Однако надо помнить, что Сам Господь сказал о Своем втором пришествии и о наступлении нового времени, когда небо и земля изменятся: "Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти".

Подробнее: Господь не раз отодвигал кончину мира (1998 г.)

До Иерусалима пешком я не дойду (1998 г.)

Газета "Коммерсант Дэйли" от 16.07.1998 года.

Сегодня в Петербурге (16.06.1998 г.) начнется церемония захоронения царских останков. Без патриарха и президента. Приняв решение не ехать на панихиду, высший иерарх Русской православной церкви продемонстрировал стране, насколько влиятельным может быть его мнение. О том, как он сам оценивает свое влияние в обществе, кому помогает своим авторитетом и кого поддерживает, патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II рассказал корреспонденту "Коммерсанта" РОМАНУ КОСТИКОВУ.

     - Завтра состоится погребение царских останков. Вы предполагали, что ваш отказ принимать участие в погребении повлечет за собой отказ от участия в похоронах президента и многих других политиков?

     - Мы не координировали наши действия с правительством. Я считаю, что наше решение было и мягким, и мирным, и спокойным; оно не вызвало никаких противостояний в нашем обществе. Но это не было учтено, к сожалению. Мы подробно изучали все материалы. Если есть сомнения, церковь не может ошибаться.

     - Но все-таки вы не ожидали, что оно вызовет такие последствия?
     - Когда мы принимали решение, мы об этом не думали. Но жизнь подсказывает, что, видимо, наши доводы тоже имеют вес. И, как оказывается, воспринимаются многими политиками.

Подробнее: До Иерусалима пешком я не дойду (1998 г.)

Каким быть священнику? (1998 г.)

Интервью студенческому православному журналу Московской духовной академии и семинарии “Встреча”.

– Ваше Святейшество, за последние годы в Русской Православной Церкви значительно возросло число священнослужителей. Создается впечатление, что кадровый вопрос близок к своему разрешению. Так ли это?

– Действительно, сейчас стало значительно меньше священнических и диаконских вакансий, самого появления которых было никак не избежать – ведь за последнее время открылись тысячи храмов. Но я бы не сказал, что проблема кадров духовенства полностью решена. В первую очередь это касается дальних епархий в России и некоторых стран ближнего зарубежья, где подчас священник пастырствует на нескольких приходах. Нельзя считать вполне нормальной и ситуацию, когда в крупных городах один священник приходится на десятки, а то и сотни тысяч православных верующих. Пусть не каждый из этих людей регулярно ходит в храм и активно участвует в церковной жизни – многим из них требуется духовная помощь, к некоторым священник должен идти сам, не дожидаясь их прихода в церковную ограду. Когда же пастырю надо после богослужения совершить в день несколько десятков крестин, венчаний и отпеваний, причастить болящих, да еще успеть в школу или больницу, тюрьму или воинскую часть, – неизбежно остается лишь по две-три минуты для общения с каждым пасомым. А это ненормально, особенно если человек впервые соприкасается с Церковью или нуждается в обстоятельной беседе, исповеди или в совете по сложному жизненному вопросу.

Пастырь должен звать своих овец по имени (Ин. 10, 3). И считать проблему кадров священнослужителей окончательно решенной мы сможем лишь тогда, когда не просто устранятся формальные вакансии, но на каждую сотню постоянных прихожан и на каждые несколько тысяч людей недостаточно воцерковленных, но православных по Крещению и культуре, будет приходиться по одному священнику, способному не только совершать служение в храме, но и идти к людям со словом и делом, как поступал святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Подробнее: Каким быть священнику? (1998 г.)

О современном состоянии Церкви (1998 г.)

Газета “De WELT am SONNTAG”, 27 декабря 1998 года.

Какую роль сейчас, после годов перелома, играет Русская Православная Церковь?

Миссия Церкви всегда остается неизменной. Господь Сам предначертал ее, сказав: “Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам”. Продолжая эти слова, Христос – Глава Церкви – обещал сопутствовать данной миссии: “И се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь” (Мф. 28. 19-20). Только чудесной и всесильной помощью Божией можно объяснить то, что наша Церковь выстояла в годы тяжелейших гонений и неуклонно возрождается в нынешнее отнюдь не легкое время.

Посреди разочарования и духовной опустошенности, посреди экономических, политических и социальных неурядиц миллионы обретают дорогу к Богу, находят полноту и осмысленность бытия в последовании Христу. Это ли не чудо, это ли не знак водительства Господня? Когда вокруг скудость и разрушение, люди несут последнюю копейку на строительство или реставрацию поруганных в прошлом храмов. Это ли не основание для надежды на лучшее будущее? Убежден, что Православие остается и навеки пребудет мистической скрепой бытия русского народа, его духовным стержнем. Не утратить, но укрепить его – задача Церкви в контексте общественного строительства.

Подробнее: О современном состоянии Церкви (1998 г.)

О "екатеринбургских останках" (1998 г.)

Еженедельник “Фигаро-магазин” 18 июля 1998 года.

Несмотpя на позицию Русской Пpавославной Цеpкви, выpаженную в опpеделениях Священного Синода и в pяде Ваших выступлений, “екатеpинбуpгские останки” все-таки будут захоpонены как цаpские в собоpе святых апостолов Петpа и Павла в Петpопавловской кpепости в восьмидесятую годовщину убиения Импеpатоpа, его семьи и их веpных слуг. Как Вы будете отмечать эту скоpбную годовщину?

Как известно из соответствующего Синодального Опpеделения, 80-я годовщина екатеpинбуpгской тpагедии будет для нашей Цеpкви днем скоpби и покаяния за совеpшенный наpодом гpех убийства, днем молитвы о убиенном Импеpатоpе, его семье и их веpных слугах, pавно как и обо “всех в годину лютых гонений за веpу Хpистову умученных и убиенных”, имена котоpых ведает Сам Господь.

Панихиды о стpадальцах пеpиода лихолетья с особым упоминанием имен Импеpатоpа Николая и его близких будет совеpшена 17 июля в хpамах нашей Цеpкви, включая санкт-петеpбуpгский собоp святых апостолов Петpа и Павла. Я совершу это поминовение в Успенском собоpе Тpоице-Сеpгиевой Лавpы, где буду находиться в канун дня памяти Пpеподобного Сеpгия Радонежского.

Подробнее: О "екатеринбургских останках" (1998 г.)