Свидетель правды — ангел Белорусской Церкви (предисловие к книге о митрополите Минском Филарете), 5 февраля 2003 года

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Свидетель правды — ангел Белорусской Церкви (предисловие к книге о митрополите Минском Филарете)

5 февраля 2003 года

Все мы, члены Святой Церкви, должны свидетельствовать о Христе примером своей жизни. И поэтому весьма своевременно в Киевском издательстве «Дух и буква» начался выпуск серии книг под названием «Свидетели правды». В этой серии вышла и книга митрополита Филарета «Богословие добрососедства».

И действительно, всеми своими трудами: и церковными, и жизненными, и словесными — Владыка Филарет свидетельствует о непреходящих ценностях христианства во всем строе жизни человека, свидетельствует о Христе, Спасителе нашем, сказавшем: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6).

Сложный, нелегкий путь служения ожидал Его Высокопреосвященство, когда он начал исполнять свое церковное послушание на Белорусской кафедре. В исторической ретроспективе мы видим, сколько бед претерпела земля Белой Руси. Экспансия инославия и отстаивание православной веры, время богоборчества — вплоть до мученической гибели служителей Церкви и простых верующих людей, Великая Отечественная война, унесшая жизнь каждого третьего жителя Беларуси... И снова - десятилетия «плена вавилонского», в угаре которого властями предержащими было обещано сделать Белоруссию первой атеистической республикой в СССР, «свободной» от храмов Божиих, от священнослужителей, наконец - от самой Веры. Весь этот драматический путь искони православного народа - от дней святого великого князя Владимира и его сродницы по плоти княжны Предиславы - святой преподобной Евфросинии, игумений Полоцкой, - народа земли, на коей ныне простирается государство Беларусь, оставил неизгладимый след, наложил особый отпечаток на весь строй, на уклад жизни населения Белорусской республики, определил особую ментальность людей к концу 70-х годов XX столетия, когда Владыка Экзарх начал здесь свое служение.

И, уверен, именно особая сложность судьбы Православия в пределах этого края предопределила решение Священноначалия направить на Белорусскую кафедру митрополита Филарета — опытного, несмотря на свою молодость, иерарха, известного деятеля миротворческого движения, имевшего уже к тому времени международный авторитет. Хочу особо отметить, что к моменту назначения Владыки на служение в Беларусь он уже снискал безусловное уважение и у гражданских властей, тем самым подтверждая требование апостола Павла к кандидатам на епископское служение — иметь доброе свидетельство от внешних (1 Тим. 3, 7). Это обстоятельство, несомненно, тоже сыграло свою роль при направлении Владыки в Белорусскую митрополию.

Епископы одной генерации, одного исторического этапа в судьбах Отечества нашего, мы с Владыкой Экзархом всея Беларуси начинали свое архиерейское служение в годы, когда за веру уже не расстреливали, но сколько нам пришлось пережить, отстаивая интересы Церкви, будут судить Бог и история. Это был период, когда наш нынешний юбиляр исполнял ряд ответственных церковных послушаний: ректора Московской Духовной академии, заместителя Председателя, позже -Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Патриаршего Экзарха Средней Европы, Патриаршего Экзарха Западной Европы, а я, наряду со служением епархиальным архиереем в Эстонии, 22 года состоял в должности Управляющего делами Московской Патриархии. Характеризуя те времена, я, помнится, писал: «Епархиальные архиереи часто приезжали к нам, но я не помню, чтобы кто-то, приехав, сказал: Владыка, порадуйтесь, у меня в епархии все хорошо. Все привозили свои проблемы, свои беды, свою боль. А многим ли мы могли помочь?..»

...Избранный в 1990 году Патриархом, я уже год спустя совершил поездку в пределы Белорусского Экзархата. И с той поры Божией милостию уже пять раз посетил земли Белорусские, которые дотоле Патриархи никогда не посещали. Мне удалось во время этих визитов, которые я бы назвал паломническими, ознакомиться с жизнью всех 10 епархий Белорусской Православной Церкви.

Смысл встреч с белорусской паствой, как и всех моих поездок по другим епархиям, восходит к традиции, заложенной святыми апостолами: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам... как они живут (Деян. 15, 36), - говорил апостол Павел.

Постепенно, от визита к визиту в белорусские края, передо мною развернулась глубоко впечатлившая меня картина воскрешения духовной жизни православной Беларуси.

Так, тщанием Владыки за последние 10 лет в Беларуси число православных приходов возросло почти в четыре раза. Единственный монастырь на всю Белую Русь - в Жировичах — дал приют считанным монахам и монахиням к началу служения митрополита Филарета на Белорусской кафедре. Ныне же — более двадцати обителей открыли двери для иночествующих и паломников.

Вплоть до начала последнего десятилетия XX века на всей территории Беларуси была единственная Минско-Белорусская епархия. И вот в ее лоне нелегкими трудами митрополита и его сподвижников были воссозданы исторические, древние архиерейские кафедры, епархии, число коих достигло десяти. Это деяние Владыки прежде всего принесло огромную пользу численно возрастающей белорусской пастве, -ведь теперь в каждой епархии появился свой епископ. И, конечно, стали управляемыми многие процессы внутрицерковной жизни. Все это и создало предпосылки для образования на территории тогда еще Белорусской ССР Экзархата, получившего право именоваться Белорусской Православной Церковью.

Это было предложение Владыки митрополита, который, глубоко вникнув в обстановку и исторические реалии белорусского народа, пришел к заключению о необходимости создания здесь Экзархата. И, заметим, это было осуществлено еще до Вискулей, т. е. еще до того, как Беларусь стала самостоятельным государством.

Исторические заслуги Патриаршего Экзарха всея Беларуси — как плод напряженного труда, преданности долгу своего церковного послушания, подвига веры — это не только восстановление разрушенных, поруганных, закрытых и строительство новых храмов и монастырей; это - воссоздание Минской Духовной семинарии и придание ей статуса высшего учебного заведения; это — впервые в пределах Белорусской земли — создание Духовной академии и принципиально новой для Церкви формы образования — Богословского факультета в Европейском Гуманитарном Университете; по существу - впервые в истории Белой Руси построение завершенной системы подготовки кадров Церкви; это — воссоздание общеправославной святыни — Креста преподобной Евфросинии Полоцкой; это - возрождение из небытия ранее традиционной миссионерской и диаконической деятельности Православной Церкви в Беларуси...

Особо же подчеркну роль митрополита Минского и Слуцкого Филарета в том, что на благословенной белорусской земле между Церковью и государством стало возможным и во многом сложилось плодотворное сотрудничество, знаменуя собой принципиально новые в истории взаимоотношения государства и Церкви.

Но мне хорошо известен строй души моего собрата Владыки Филарета: ему тягостны комплиментарные оценки его трудов и похвалы. Помнится, в марте 1985 года мне, тогда митрополиту Таллинскому и Эстонскому, Святейшим Патриархом Пименом было поручено поехать в Минск и от имени Священного Синода перед лицом белорусской паствы поздравить митрополита Филарета с его пятидесятилетием. И то, что я сейчас расскажу о реакции юбиляра на славословия в его адрес, — не только мое впечатление, а наблюдения многих присутствовавших тогда в Соборе. Закончилась Божественная литургия, на солею перед иконостасом вышли архиереи, приехавшие поздравить собрата, и я начал поздравительную речь.

По мере того как я перечислял труды и заслуги юбиляра, Владыка как-то мрачнел, еще ниже опускал голову и, наконец, потупившись, совсем сник и, казалось, даже как-то съежился. Когда же я завершил приветственное слово, митрополит мгновенно выпрямился (может, даже сдержал вздох облегчения) и произнес великие слова псалмопевца: Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу (Пс. 113, 9). И добавил: «Я — сын Церкви, и делал только то, чему Она меня научила».

Потому мне и пришелся по душе авторский замысел этой книги: воспользоваться юбилейной датой 25-летия служения Высокопреосвященнейшего митрополита Филарета на Беларуси не для того, чтобы воскурить ему фимиам, и даже не для того, чтобы воздать должное известному иерарху. Книга задумана так, чтобы представить миру людей как верующих, так и неверующих образ одного из подлинных чад Православной Церкви, образ нашего современника, сумевшего через все катаклизмы переломного периода истории пронести безраздельную преданность воле Божией, Отечеству - Небесному и земному -и своей пастве.

А что до отношения к личной славе, то Святейший Тихон, Патриарх Московский и всея Руси в трагические 1917-1925 годы, сказал: «Пусть погибнет имя мое в истории, лишь бы Церкви была польза». И эти простые и искренние слова святителя — урок всем нам, архипастырям.

Благословляя труды по изданию настоящей книги, я разделяю упование ее составителей и авторов, что вместе с ними многие люди, которым довелось знать Владыку в разные годы его жизни, служения, своими рассказами о встречах с митрополитом и совместных трудах с ним в целом создадут как бы мозаичный портрет иерарха, богослова, педагога, архипастыря, проповедника, молитвенника, миротворца, наконец, просто человека-христианина. И вот по такому человеку, каковым в представлении окружающих предстает Владыка, и будут судить читатели о современном Православии, о его сынах и их духовном облике.

Есть у меня и личный повод для публикации своего слова в этом издании.

Могу ли я забыть, что при торжественном акте интронизации Патриарха, коим я был избран в 1990 году, именно митрополит Минский Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, стоя рядом со мною за престолом в алтаре Московского Богоявленского Кафедрального собора, возводил меня на горнее место, посаждал на патриарший трон - в соответствии с чином церемонии интронизации! Могу ли я забыть, что в тот день именно Владыка Экзарх вручил мне патриарший священный куколь - как духовный шлем спасения! Могу ли я забыть сказанные мне тогда им, ангелом Белорусской Православной Церкви, напутственные слова: «... Отныне ты - ангел всероссийской Церкви, отныне забота о чистоте веры православной, о чистоте жизни всероссийской паствы становится смыслом твоего служения».

Помощь Божия да сопутствует архипастырским трудам Владыки во славу Святой Церкви Христовой и на благо паствы, которую Патриарший Экзарх всея Беларуси ведет к богатству славы Господа и к утверждению ее Духом Его (Еф. 3, 16).

Из книги "Церковь и духовное возрождение России. Т.3. Ч.2".

Связанные материалы