90-летие восстановления Патриаршества

Содержание материала

Патриаршее слово на торжественном акте по случаю 90-летия восстановления Патриаршества

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выступил с приветственным словом на торжественном акте по случаю 90-летия восстановления Патриаршества, который состоялся 19 ноября 2007 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя.

Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, многоуважаемый Дмитрий Анатольевич!

Уважаемые представители государственной власти и традиционных религий, дорогие братья и сестры!

Девяносто лет назад в Храме Христа Спасителя после Божественной Литургии свершилось судьбоносное событие — избрание Патриарха Московского и всея Руси. После двухсотлетнего перерыва в управлении Церковью «первым епископом» и передачи его полномочий созданному светской властью Синоду, на престол Первосвятителей Московских был поставлен Святейший Патриарх Тихон, вошедший в историю как мудрый пастырь и мужественный исповедник.

Состоявшееся избрание одиннадцатого Патриарха спустя два столетия после насильственного упразднения Патриаршества царем Петром I, явилось главным историческим итогом Поместного Собора 1917-1918 годов.

Это событие, проходившее на переломном рубеже эпох, ознаменовало возвращение к каноническим нормам церковного устройства и определило судьбы Православия в нашем Отечестве на протяжении всего ХХ века — исполненного противоречий и трагедий, ставшего горнилом «огненного искушения» (1 Пет. 4:12) не только для Церкви, но и для всего нашего народа.

Значение Патриаршества для Русской Православной Церкви не исчерпывается лишь функциями церковного управления.

В 1589 году Патриаршество на Руси было учреждено решением русских архиереев, которое было подтверждено Восточными православными Патриархами. Однако это было событие не только внутрицерковное, но и государственное, поскольку в нем сплелись как церковные, так и общенациональные интересы. Первосвятитель — духовный символ народного единства, печальник и ходатай за свою паству.

Так было на протяжении всего XVII века, явившего нам замечательные образы: пламенного патриота священномученика Патриарха Ермогена, а также опытного устроителя церковных дел и мудрого советника самодержавной власти — Патриарха Филарета.

В последующие два столетия несмотря на все трудности, пережитые Церковью, в период, когда императорская власть стремилась к осуществлению контроля над всеми сферами церковной жизни, Православие явило величайшие духовные достижения в тех областях, где государственная бюрократия была не всевластной.

XIX век — время расцвета старчества и духовного опыта русских монастырей, время подъема русской церковной науки, расширения сферы духовного образования. Это время святых преподобных Серафима Саровского, Оптинских старцев, великих миссионеров: Иннокентия Московского, Николая Японского, Макария (Невского). Русская Церковь достойно прошла через этот неоднозначный период, сохранив живую веру, и дала христианскому миру в первые же годы жестокого атеистического гонения сотни и тысячи новых мучеников за веру, среди которых были и епископы, и рядовое духовенство, и монашествующие, и миряне.

Гонения на Церковь начались сразу после захвата в России власти большевиками, чье атеистическое мировоззрение приняло агрессивную форму богоборчества и террора против Церкви.

Устами святого Патриарха Тихона Церковь обличала гонителей веры и одновременно предостерегала своих чад от участия в братоубийственных политических распрях, противных христианскому духу.

Труды Первосвятителя не дали осуществиться планам разделения Русского Православия на противоборствующие группировки. Слова «Патриаршая Церковь» стали синонимом верности Христу и готовности пострадать за Него «даже до смерти» (Флп. 2:8).

Именно святитель Тихон, чье понимание народной жизни было глубже любых политических предпочтений, сумел встать над политической борьбой и сохранить Церковь. Осуждая антирелигиозный террор, Патриарх уже весной 1918 года принял решение о невмешательстве Церкви в гражданскую войну, ибо его паства — православный народ — находилась по обе стороны противостояния.

Нелегок был выбор, перед которым оказался святитель Тихон, а впоследствии и его преемник — митрополит Сергий: это был выбор самой судьбы Русской Церкви: уйти ли ей в катакомбы, порвав с гонительницей-властью; или выстоять перед лицом господствующего атеизма, сохраняя легитимность своей иерархии, догматическую чистоту и самим своим зримым присутствием свидетельствуя, что она и есть в мире «столп и утверждение истины».

Митрополит, а впоследствии Патриарх Сергий выбрал последнее ради сохранения Церкви, поступая так по заповеди Христовой: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13).

Обладая глубоким пониманием происходящего, митрополит Сергий в двадцатые годы не поддался искушению апокалиптических настроений, царивших среди части русского духовенства и мирян. В своих обращениях к пастве он вместе со многими епископами писал о деснице Божией, неуклонно ведущей каждый народ к предназначенной ему цели. Эта глубокая вера в Божественный Промысел давала силы для преодоления суровых испытаний. Митрополит Сергий сознавал, что эти страшные времена — не последние для Православия на Руси, и что Церковь, когда Богу будет угодно, освободится, но для этого ее нужно сохранить. Чувство глубочайшей ответственности определяло его последовательную борьбу за единство Церкви Христовой.

Твердая вера в Промысел Божий питала патриотизм Русского Первоиерарха. В условиях господства пролетарского интернационализма в 1927 г. в своем послании митрополит Сергий употребил почти запрещенное тогда слово «Родина». Слова о Родине прозвучат и в послании митрополита Сергия, написанном им собственноручно 22 июня 1941 года, в первые часы войны, с призывом защитить страну.

Его патриотические воззвания давали ключ к пониманию духовного смысла борьбы с фашистской чумой. Фактически власть предержащие вынуждены были опираться именно на такую трактовку расстановки сил в войне. Внятный и авторитетный голос Предстоятеля оказался востребованным. С ним вынуждены были считаться. В 1943 году Русской Церковью был избран на Первосвятительское служение Патриарх Сергий. Сколько ему пришлось пережить в эти десятилетия, ведомо только Богу!

Его преемники по Патриаршему Престолу приняли это крестоношение. Святейший Патриарх Алексий I и Святейший Патриарх Пимен вступили после него на путь Предстоятельства Церкви, хотя все еще и гонимой и попираемой, однако сохраненной в ее канонической незыблемости и очищенной от расколов и внутренних распрей.

На рубеже 50-60-х годов, в период т.н. «хрущевских» гонений, когда повсеместно закрывались храмы и упразднялись епархии, Святейший Патриарх Алексий вместе с Синодом и епископатом всеми доступными способами пытались противостоять им.

Когда он увидел, что государственная политика по отношению к Церкви стала ужесточаться, и, фактически, началось новое гонение, — решился даже на открытый протест, выступив с яркой апологетической речью на конференции советской общественности за разоружение 16 февраля 1960 года, где было сказано: «Что могут значить все усилия человеческого разума против христианства, если двухтысячелетняя история его говорит сама за себя, если все враждебные против него выпады предвидел Сам Христос и дал обетование непоколебимости Церкви, сказав, что и врата адовы не одолеют Церкви Его».

Люди, близко знавшие тринадцатого Патриарха Московского и всея Руси, неизменно отмечают его глубокую церковность, укорененность в традиционной православной культуре. О нем можно сказать: «Он жил в Церкви, он дышал воздухом Церкви».

В годы Предстоятельства Патриарха Алексия динамично развивались отношения с семьей братских Поместных Церквей, происходил поиск путей сотрудничества со всем христианским сообществом. Это помогло сохраниться многим святыням, выстоять перед лицом угрозы закрытия храмам и монастырям, получившим поддержку со стороны христианского мира.

В 60-70 годы наша Церковь вела активную миротворческую деятельность, стремясь к объединению усилий верующих всего мира в борьбе против «гонки вооружений» и преодоления состояния «холодной войны».

Четырнадцатым Патриархом после учреждения Патриаршества на Руси и четвертым после восстановления Патриаршества стал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков).

В семидесятые годы Церковь продолжала испытывать давление со стороны власти, однако и в этих условиях, встречаясь со множеством проблем и искусственно создаваемых трудностей, она продолжала выполнять свою спасительную миссию.

Одним из главных стало для Святейшего Патриарха Пимена попечение о средоточии и сердцевине церковной жизни — о богослужении. В эти непростые годы Церкви удалось достичь определенных успехов в сфере обеспечения литургической деятельности храмов всем необходимым. Эту задачу удалось осуществить благодаря созданию художественно-производственного предприятия «Софрино».

Патриарху Пимену суждено было возглавить празднование знаменательного юбилея — 1000-летия Крещения Руси, накануне которого власти вернули Церкви древнейшую Московскую обитель — Свято-Данилов монастырь. Началось общецерковное возрождение этой порушенной в прошлом святыни. В 1988 году в ней состоялись главные юбилейные торжества. С тех пор монастырь стал духовно-административным центром нашей Церкви.

В июне 1990 года состоялся Поместный собор Русской Православной Церкви, перед которым стояла задача избрать нового пятнадцатого Предстоятеля Русской Церкви и определить основной вектор развития церковной жизни в новых социально-политических условиях.

Перед нами, архипастырями, духовенством и всей Церковной полнотой, стояли совершенно новые задачи, требовавшие принципиально новых подходов. Важнейшая среди них — сохранить единство Русской Церкви в условиях распада Советского Союза, масштабного дезинтеграционного процесса, охватившего не только бывшие союзные республики СССР, но и часть республик Российской Федерации. Необходимо было по-новому выстроить церковно-государственные отношения, укрепить позиции Православия в обществе.

В минувшие годы получила развитие система церковного управления, восстанавливались и строились тысячи храмов в России, Украине, Белоруссии, Молдавии, прибалтийских республиках, странах средней Азии, находящихся в юрисдикции Московского Патриархата, вновь открывались десятки монастырей, началось массовое издание православной литературы, миллионы новых прихожан заполнили и переполнили храмы. Эти процессы были столь масштабны и столь компактны по времени, что принято было говорить о новом Крещении Руси.

Как и прежде, Церковь наша проявляла пастырское попечение о наших соотечественниках, в рассеянии сущих. Созидались новые православные общины в странах дальнего зарубежья, несмотря на возникавшие сложности, как и прежде, развивалось и укреплялось православное единство и международное сотрудничество. Благословенным результатом непростого и длительного диалога стало восстановления канонического единства внутри Поместной Русской Православной Церкви — 17 мая сего года, в праздник Вознесения Господня в Храме Христа Спасителя был подписан Акт и совершена первая совместная Божественная Литургия с иерархами Русской Зарубежной Церкви. Божьей милостью многолетнее разделение было преодолено.

В наше время перед Русской Православной Церковью, прошедшей через испытания минувшего века, открываются новые перспективы и горизонты для спасительного служения людям. Современные конструктивные взаимоотношения с государством могут быть охарактеризованы как уважительный диалог, социальное партнерство, имеющее главной целью благо Отечества и наших сограждан. Такое сотрудничество благотворно сказывается на развитии всего нашего общества, и Церковь стала одним из значимых его институтов, его неотъемлемой частью, фактором стабильности межнациональных и межрелигиозных отношений. При этом она является хранительницей «живого и пребывающего вовек» (1 Пет. 1:23) Слова Божия, и продолжает неустанно утверждать в общественном сознании принципы христианской нравственности, предостерегая от подмены прагматическими критериями «единого на потребу» (Лк. 10:42).

Сегодня перед Православием предлежит огромное поле деятельности. К нам вновь обращен Божественный глас, взывающий: «укрепляйся и мужайся и твори: не бойся, ниже страшися, зане Господь Бог … с тобою, не отступит от тебе, ниже оставит тя, дондеже совершиши ты все дело служения дому Господня» (1 Пар. 28:20). Наши труды нужны ближним нашим, искусственно оторванным от многовековой традиции Православия и жаждущих услышать живое слово Истины. Нам предстоит осуществить еще много начинаний в области совершенствования миссионерства и катехизации, развития духовного и религиозного образования. И самое главное — мы все должны сделать все возможное для сохранения и приумножения церковного единства, взращенного трудами и кровью мучеников и исповедников двадцатого века.

Девяносто лет назад, обращаясь с посланием к пастве по случаю вступления на Патриарший престол, святитель Тихон молитвенно призывал: «Да возгорится пламя светоча вдохновения в Церкви Российской, да соберутся силы, расточенные в безвремении». Ныне, в иную историческую эпоху, слова первого Патриарха новейшего времени обретают свое реальное воплощение.

http://www.patriarchia.ru/db/text/325647.html


 

Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с 90-летием восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви

Возлюбленные о Господе преосвященные архипастыри, всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

В нынешнем 2007 году Русская Православная Церковь отмечает знаменательную дату — девяностолетие восстановления Патриаршества. Возрождение Патриаршего служения в революционном 1917 году объединило все духовно здоровые силы народа вокруг престола Первосвятителей Московских и оказалось спасительным для Церкви Христовой и Отечества.

На Поместном Соборе 1917-1918 годов, после двухсотлетнего перерыва, обусловленного внецерковными причинами, было принято историческое решение об исполнении канонического правила святых апостолов, предписывающего: «Епископам всякого народа подобает знать первого в них, и признавать его как главу, и ничего превышающего их власть не творить без его рассуждения».

Один из тех, кому Промыслом Божиим был уготован путь служения Христу «даже до смерти», священномученик Митрофан, архиепископ Астраханский и Царевский, так выразил в те тревожные дни насущную потребность Церкви в единоначалии: «Во все опасные моменты русской жизни, когда кормило церковное начинало крениться, мысль о Патриархе воскресала с особой силой... Время повелительно требует подвига, дерзновения, и народ желает видеть во главе жизни Церкви личность, которая собрала бы живые народные силы».

Это поистине уникальное событие произошло в переломный момент российской истории: в преддверии страшных, подобных апокалиптическим событий надвигающейся эпохи богоборчества Господь, укрепляя народ перед грядущими испытаниями, дал Своей Церкви возможность свободно избрать Предстоятеля.

В высшей степени пророческими были слова одного из участников Поместного Собора 1917-1918 годов: «Последние события свидетельствуют об удалении от Бога не только интеллигенции, но и низших слоев... и нет влиятельной силы, которая остановила бы это явление, нет страха, совести, нет первого епископа во главе русского народа... Посему немедля мы должны избрать духоносного стража нашей совести, нашего духовного вождя — Святейшего Патриарха, за которым и пойдем ко Христу».

Избранный Собором Первосвятитель Московский и Всероссийский Патриарх Тихон воистину стал пастырем добрым, положившим душу свою ради спасения Церкви Христовой. Его исповеднический подвиг навсегда запечатлен в истории христианства.

Святейший Патриарх Тихон ясно предвидел грядущие скорби и тяготы и сказал об этом сразу после своего избрания: «Весть об избрании меня в Патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: "Плач, и стон, и горе", и такой свиток должен был съесть пророк Иезекииль. Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне Патриаршем служении, и особенно в настоящую тяжкую годину! Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах Российских и предстоит умирание за них во вся дни. А к сим, кто доволен, даже и из крепких мене! Но да будет воля Божия!».

Святитель Тихон был не только ревностным молитвенником и подлинным архиереем Божиим, «право правящим слово истины» (2 Тим. 2:15), но и обличителем неправды, смело возвышавшим свой голос перед властью в защиту веры и Церкви.

Преемники святителя и исповедника Христова, Патриарха Тихона, продолжали идти завещанным им тернистым путем, подъемля непомерное бремя ответственности за чистоту веры и правильное каноническое устроение церковной жизни. Свидетельство этого — твердость и мужество множества православных христиан, принявших мученический венец, но не отступивших от Истины.

«Кровью мучеников созидается Церковь», — говорили древние христиане. Взирая на подвиг свидетельства о Христе многих архипастырей, священников и мирян, принявших венец мученичества в годы безбожных гонений, а также на исповедничество преемников Первосвятителей Московских, совершавших свое служение в XX веке, мы можем еще раз убедиться в правоте этих слов.

Твердость, решимость и безграничное терпение, явленные Предстоятелями нашей Церкви в тяжелые годы гонений, сделали возможным последующее духовное возрождение нашего Отечества.

Мы возносим благодарственные молитвы ко Господу Вседержителю, ибо Его божественной помощью живет и действует, «восходя от силы в силу», Церковь Христова, ибо «кто Бог велий, яко Бог наш. Ты еси Бог Творяй чудеса».

Предстательством Пречистой Богородицы, многократно являвшей Свою милость нашему народу, совершается ныне духовное возрождение на всем каноническом пространстве Русской Православной Церкви.

И за всем этим стоит молитвенное дерзновение, архипастырский труд и отеческая забота о народе Божием преставившихся от земли во обители Небесные Первосвятителей Московских, воздыхающих у престола Божия к Вседержителю и испрашивающих нам у Него «великия и богатыя милости».

Поздравляя всех с девяностолетием восстановления Патриаршества, сердечно желаю всем архипастырям, пресвитерам, диаконам, монашествующим и мирянам нашей Церкви быть на всех путях жизни своей заботливыми хранителями церковного единства, «со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4:2-3).

+АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Москва
Ноябрь 2007 года

http://www.patriarchia.ru/db/text/323345.html


 

Патриаршее слово на открытии конференции «Церковная жизнь»

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II открыл работу конференции «Церковная жизнь», посвященной 90-летнему юбилею восстановления Патриаршества на Всероссийском церковном Соборе 1917-1918 годов.

Преосвященные Владыки! Всечестные отцы! Возлюбленные братья и сестры!

Мы с вами собрались здесь, чтобы обсудить актуальные вопросы церковной жизни. Сегодняшнее мероприятие, проходящее в рамках выставки «Русь Православная», приурочено к дням празднования 90-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви. И это не случайно, так как Патриаршее и вообще иерархическое служение является неотъемлемым элементом церковной жизни.

Невозможно дать правильную оценку современному состоянию церковной жизни без осмысления ее места в обществе. С одной стороны — значительное большинство людей имеет уважение и доверие к Церкви. Такая ситуация наблюдается во всех странах присутствия Московского Патриархата. Этот факт фиксируют многочисленные социологические исследования. Однако в то же самое время церковная жизнь нередко воспринимается теми же самыми людьми только как добрая национальная традиция, которая не имеет отношения к их повседневной деятельности. В результате, соблюдая многие церковные традиции, люди продолжают жить совершенно по другим законам и правилам, далеким от христианства.

То, что для многих людей церковная жизнь остается лишь частью уважаемого прошлого, а не настоящего и будущего, является серьезным вызовом для христианства. Особенно этот вызов усиливается, когда Церковь намеренно не допускается в гущу современной жизни. Для меня совершенно очевидно, что в таких случаях речь идет о проявлении новой версии старого атеистического взгляда на религию как ложное сознание и вредное явление. Между прочим, именно такие определения нет-нет, да и появляются в средствах массовой информации и даже в учебной литературе. Однако мы не должны забывать, что этот подход был в недалеком прошлом частью государственной идеологии. И мы прекрасно знаем, к каким трагическим последствиям он привел.

Опыт наших народов показал, что враждебный подход к религии не выдержал испытание временем, а церковная жизнь пережила его. Несмотря на упорные усилия безбожной власти, Церковь выжила и обрела новые силы для возрождения. Это значит, что ее жизнь имеет правильные принципы устроения и способна воспроизводиться в каждом последующем поколении. На протяжении истории кому-то не раз казалось, что Церковь вот-вот исчезнет, и народу покажут ее последнего служителя. Но каждый раз она воскресала, а ее враги уходили в историческое небытие.

Все это означает, что мы должны очень бережно относиться ко всем элементам церковной жизни, которые мы наследуем от предыдущих поколений христиан, начиная со святых апостолов. В этом году мы отмечаем 90-летие восстановления Патриаршества в Русской Церкви. В связи с этим есть прямая необходимость сказать более подробное слово о значении иерархического служения в церковной жизни. Это важно еще и потому, что нередко именно иерархический принцип Церкви рассматривают как проявление ее косности и несовременности. Нам говорят, что это наследие прошлого, которое надо реформировать, сделав Церковь более демократичной. Якобы только тогда Церковь сможет завоевать больший авторитет среди людей и станет современной.

Однако мы уже знаем из собственной истории, чем заканчивались такие устремления. Почти триста лет назад за Церковь решили, что Патриаршество — это анахронизм, мешающий полноценной церковной жизни и проявлению соборного начала в ней. В результате более двухсот лет Русская Церковь жила без Патриаршего служения, а иерархия была включена в государственный аппарат. Если бы Патриаршество действительно являлось анахронизмом и препятствием для нормальной церковной жизни, то два столетия могли бы вполне изгладить саму мысль о нем. Но этого не произошло. Наоборот, без Патриаршества в церковной жизни появились опасные искажения. Подчиненная светской власти, Церковь не могла в полной мере иметь самостоятельный голос в обществе, а соответственно и авторитет независимого арбитра и посредника между государством и народом. Тем самым Церковь отдалилась от народа и стала постепенно терять живую связь с ним. Так исчезла и соборность, необходимостью которой пытались оправдать реформу. В связи с этим вполне характерно, что за все время синодального периода ни разу не собирались церковные соборы.

Хорошо зная последствия умаления иерархического принципа в Церкви, мы имеем, что ответить всем тем, кто призывает сегодня к революционному пересмотру традиций церковного устроения. А подобные призывы идут как изнутри Церкви, так и извне ее. Есть небольшие, но громкие церковные группы, которые желают пересмотра полномочий иерархии в деле созидания Церкви — Тела Христова. Они признают особую роль в хранении чистоты веры за мирянам, а епископов считают отступившими от Православия. Появляются требования немедленного созыва Поместного Собора для решения проблем церковной жизни, появившихся якобы по вине иерархии. Однако эти люди движимы не духом подлинной соборности, а скорее желанием подчинить себе церковную иерархию, лишить ее законных прав, скомпрометировать ее учительный авторитет. Они забывают слова святого апостола Павла, написанные в послании к Коринфянам о священнослужителях: «Каждый должен разуметь нас как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» (1 Кор. 4:1).

Иерархический строй Церкви также становится предметом критики внешних оппонентов. Такие люди недовольны тем, что иерархи представляют Церковь, говорят от ее имени, встречаются с политическими и общественными деятелями, участвуют в общественных и государственных мероприятиях. Чтобы дискредитировать эту роль церковной иерархии ей приписывают желание навязать обществу свою точку зрения, поставить под свой контроль общественные и государственные институты. Таким образом, из священнослужителей пытаются создать образ неполноценных граждан, которые не имеют права публично высказываться на разные актуальные темы и встречаться с влиятельными людьми государства и общества.

Не смотря на то, что представители этих двух сил выдвигают различные аргументы в пользу своей позиции, тем не менее за их действиями просматривается одна цель. Они одинаково стремятся к ослаблению иерархического начала в Церкви. Если бы все произошло по их воле, то Церковь потеряла бы свое влияние и авторитет в общественной жизни. Ее можно было бы не замечать и не считаться с ней. Внутри же Церкви, как показывает история, ослабление иерархического начала сопровождается нарушением канонической дисциплины и возникновением нестроений.

В противоположность упомянутым силам мы держимся единственно возможной правды о Церкви. Церковь Христова состоит из иерархии и мирян. Как иерархия не может существовать без мирян, так и миряне не могут составлять Церковь без иерархии. Различные дары Святого Духа создают естественное разнообразие в Церкви, о чем пишет святой апостол Павел: «По данной нам благодати, имеем различные дарования» (Рим. 12:6). Однако для обеспечения общения между различными дарами необходимо видимое объединяющее начало. По учению Церкви им является иерархическое служение. Тот же святой апостол Павел объясняет ефесянам и нам, что Господь «поставил одних апостолами, других — пророками, иных — евангелистами, иных — пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познание Сына Божия» (Еф. 4:11-12).

Эти слова святого апостола Павла и должны полагаться в основание церковного строительства. Желаю всем участникам настоящей конференции успеха и плодотворной работы. Да пребудет в этот день и во все дни вашей жизни Божие благословение да пребудет со всеми вами.

http://www.patriarchia.ru/db/text/315751.html


 

Патриаршее предисловие к книге воспоминаний «Современники о Патриархе Тихоне»

В ПСТГУ вышла книга воспоминаний «Современники о Патриархе Тихоне». Издание приурочено к 15-летию Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Книга выходит по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

К 90-летию восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви и избрания на Патриарший престол святителя Тихона, а также к 100-летию выдающегося подвижника истории Русской Православной Церкви в ХХ веке М.Е. Губонина выходит в свет сборник "Современники о Патриархе Тихоне", собранный и в основном подготовленный помянутым автором к 1965 году — к 100-летию святого Патриарха.

Грандиозному масштабу исторических событий ХХ века соответствовало поразительное величие святителя Тихона, скрывавшееся за редкой простотой, смирением и кротостью святого, избранного и поставленного к кормилу церковной власти Самим Богом поистине в лютую годину беспрецедентных гонений. Церковный народ удивительно любил и чтил своего Патриарха, но и тогда, и в наши дни далеко не все могут оценить по достоинству его непосильный подвиг, красоту его святости.

Живые рассказы, свидетельства близких к Патриарху Тихону людей раскрывают привлекательный, чарующий своей простотой и любовию образ, внутреннюю духовную жизнь святого, которая обычно остается скрытой в официальных актах и исторических источниках, так что хочется еще раз с глубокой благодарностью вспомнить собравшего их труженика М.Е. Губонина и пожелать, чтобы как можно больше людей ближе узнали и полюбили великого исповедника ушедшего века.

+АЛЕКСИЙ II ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

http://www.patriarchia.ru/db/text/276373.html


 

Организаторам и участникам IV -Тихоновской межрегиональной конференции «Пастырь добрый»

Ваше Высокопреосвященство! Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Искренне рад приветствовать всех Вас, собравшихся на форуме, посвященном святому XX века, Патриарху Московскому и Всероссийскому Тихону.

Нынешний 2007 год отмечен многими юбилеями, связанными с жизненным путем этого выдающегося Святителя и исповедника веры: это 110-летие его архиерейской хиротонии, 100-летие его возвращения для продолжения служения в Россию, после многолетнего несения архипастырских трудов на Американском континенте и 90-летие его избрания и поставление на патриаршее служение.

Отрадно видеть, что молитвенное предстательство святого Патриарха собрало вместе в древнем городе Торопце почитателей памяти Святителя из разных регионов нашей страны, а также зарубежья.

Жизнь этого великого ревнителя Православия является для каждого современного христианина примером жертвенного служения Церкви Христовой и народу Божьему.

Хочется надеяться, что светлый образ святого архипастыря, отпечатленный в сердце наших современников, станет живым напоминанием апостольской заповеди, призывающей: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7).

Молитвенно желаю всем участникам Свято-Тихоновской межрегиональной конференции «Пастырь добрый» помощи Божией в трудах на благо Российского Православия.

+АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

http://www.patriarchia.ru/db/text/190272.html

Связанные материалы