Слово при открытии X Всемирного Русского Народного Собора, 4 апреля 2006 года

Слово Патриарха Алексия II при открытии X Всемирного Русского Народного Собора

4 апреля 2006 года

Уважаемые главы и представители органов государственной власти! Досточтимые духовные лидеры российских религиозных общин! Преосвященные архипастыри, возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры!

Рад приветствовать участников Х Юбилейного Всемирного Русского Народного Собора. Можно с уверенностью сказать, что Собор стал местом, где люди разных политических убеждений, представляющие различные уровни и ветви власти, религиозные общины, гражданские объединения — имеют возможность обсуждать насущные вопросы жизни России и мира, совместно искать пути решения проблем, стоящих перед всеми нами.

Тема нынешнего Собора — «Вера. Человек. Земля. Миссия России в ХХI веке». Наша страна, несмотря на все перипетии прошлого века, остается великой державой. Впрочем, данную реальность нужно рассматривать не как повод для самоуспокоения, но как возможность для того, чтобы все новые и новые круги общества включились в построение будущего, основанного на нашей духовной традиции.

Слово «вера» открывает тему Собора, поскольку именно вера определяет нравственную традицию народа, его духовную жизнь, пути его культурного творчества. Она является той духовной силой, без которой нельзя подходить к решению проблем, остро переживаемых современным обществом. Перед нами стоят огромные задачи, от успешного решения которых зависит будущее нашего Отечества.

По словам Николая Яковлевича Данилевского, «каждая историческая национальность имеет свою собственную задачу, которую должна решить, свою идею, свою отдельную сторону жизни, которые стремится осуществить — задачу, идею, сторону жизни, тем более отличные и оригинальные, чем отличнее сама национальность от прочих в этнографическом, общественном, религиозном и историческом отношениях». Глубоко убежден: наша страна, всегда считавшаяся одним из центров восточнохристианской цивилизации, имеет что сказать миру. Однако для этого нужно подвергнуть свой будущий путь глубокому осмыслению, а главное — духовно обновиться.

На Соборе нам предстоит искать ответы на вопросы, касающиеся прав человека. Насколько их видение, закрепленное в современном международном праве, согласуется с замыслом Бога о человеке и его миссии в мире? В какой степени это видение прав человека позволяет православному народу жить в соответствии с исповедуемой им верой? Не стоим ли мы на грани нового языческого ренессанса, при котором твердое стояние на камне веры предков будет повсеместно признаваться нежелательным? Стремительные перемены, происходящие в общественном сознании, академической мысли, законодательстве, политической теории и практике, образовательных концепциях и иных формах человеческой деятельности призывают к тому, чтобы Церковь и окормляемые ею народы ясно выразили свое отношение к этим новым явлениям современности.

Опыт России, где на протяжении столетий проживают люди разных вероисповеданий, разных национальностей и культурных традиций, уникален. Если нам удастся задействовать потенциал традиционных религий России, ее этнического и культурного многообразия и выработать общеприемлемую концепцию по вопросам прав человека и достоинства личности, это откроет перед нами новые перспективы, поможет изменить и улучшить облик человеческой цивилизации.

Участники Собора призваны также обсудить тему, которая выражена словом «земля». Необходимо помнить, что Господь, по слову Священного Писания, говорит нам: «Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня» (Лев. 25, 23), а возделывание и хранение земли является прямой заповедью Творца человеку. Однако возделывать землю — значит не злоупотреблять ею, не истощать ее, но вводить ее в большую силу и полноту бытия.

Имя первого человека — Адам — происходит от слова «адама», означающее «земля», поэтому возделывание земли — это не только сельскохозяйственный труд, но и забота о человеке, о преображении его души и тела. Нравственное отношение к своей земле, к своей Родине невозможно без нравственного отношения к людям.

Что же касается сельского хозяйства, то в истории нашей страны оно не раз становилось полигоном для испытания амбициозных политических и экономических концепций. В результате многие миллионы людей живут в условиях крайней урбанизации, которая порождает индивидуализм, неспособность общества к единению, кризис ответственности за судьбу своей семьи, своей малой родины и всей страны.

Всемирный Русский Народный Собор, Союз писателей России и фонд «Меценаты столетия» выступили с инициативой создания движения «Добрые люди». Вот уже несколько лет движение ведет работу по собиранию и явлению России людей, которые занимаются бескорыстной помощью ближнему, наполняя кладовые нашей жизни богатством не мимолетным, но вечным, действующим, преумножающимся.

Отрадно отметить, что в рамках работы X Собора пройдет форум «Добрые люди на доброй земле», где соберутся представители многих регионов России, чтобы обменяться опытом деятельной помощи ближним.

Желаю участникам Собора мудрого и плодотворного обсуждения сложнейших вопросов, стоящих сегодня перед Россией и миром. Надеюсь, как и всегда, дискуссия на Соборе будет отличаться открытостью, а итоги нынешнего форума будут реально способствовать решению обсуждаемых нами проблем. Полагаю, что сегодня миссия России в XXI веке состоит в том, чтобы наш уникальный опыт построения единого цивилизационного пространства на основе культурной и религиозной многоукладности содействовал построению многоукладного мира, в котором бы различные цивилизационные модели входили в гармоничное и мирное взаимодействие.

Пусть наши труды оживотворятся глубокой верой, надеждой на лучшее будущее и заботливой любовью к Отечеству, к нашему народу, ко всем ближним и дальним. Благословение Божие да пребывает со всеми нами в наших мыслях и словах, во всем, что мы делаем ради России и во славу Божию.

Пресс-служба Московской Патриархии

http://www.patriarchia.ru/db/text/101938.html

Связанные материалы