Слово на открытии I Всемирного Русского Собора, 26 мая 1993 года
Слово Патриарха Алексия II на открытии I Всемирного Русского Собора
26 мая 1993 года
Уважаемый президиум, Преосвященные Владыки, досточтимые отцы, дорогие о Господе братья и сестры!
Христос воскресе!
Сегодня мы собраны здесь Господом, чтобы вместе поразмыслить о прошлом, настоящем и будущем России, о том, как нам помочь возрождению Отечества. Эта встреча призвана положить новое начало проявлению в жизни нашего народа соборного разума при духовном участии Русской Православной Церкви.
Меня радует возможность поделиться ныне с вами некоторыми мыслями о том, каким Церковь желала бы видеть движение за русское национальное возрождение. Русская Православная Церковь была и будет оставаться силой, способствующей становлению национального духа России, созидающей ее духовную культуру, заботящейся о ее единстве и целостности как национально-государственного организма. Любовь к Родине - патриотизм - изначала благословляется Церковью. Вспомним слезы Спасителя при виде Иерусалима, выразившие всю силу Его любви к великому граду Своего народа.
Истинно христианская любовь к Отечеству желает ему истинного блага и служит этому благу. А благо - это для христианина Царствие Божие. Любовь к своему народу и к Родине не должна ослаблять исполнения заповеди о любви к ближнему, каковым для нас является каждый человек, к какой бы национальности он ни принадлежал. Вспомним слова Священного Писания, заповедующие нам облечься в нового человека, который обновляется... по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол. 3, 10-11). Евангелие Царства Божия пронизано заповедью о любви к каждому человеку, к каждому народу. Кто наш ближний? По-человечески мы отвечаем на этот вопрос различным образом. Но Сам Христос дает нам на него неожиданный ответ. Он рассказывает притчу о милосердном самарянине, в которой человек, чуждый родному для Господа Иисуса и Его учеников народу, оказывается "ближним" более, чем сородичи (Лк. 10, 29-37). Христианство - со времен евангельских до наших дней - связывает воедино многие народы Востока и Запада, Севера и Юга. Оно с дерзновением и верностью Истине разрушает средостения вражды, недоверия, непонимания и замкнутости, омрачающие отношения между ними.
Христова Церковь - таинственное Тело Его - создана, дабы человек обожился, чтобы личность стала новым творением во Христе (Гал. 6, 15). Святитель Феофан Затворник писал: "Самое совершенное и великое дело, которого только может желать и достигнуть человек, есть сближение с Богом и пребывание в единении с Ним". Это единственная истинная цель Церкви. Мы верим, что если эта цель будет достигнута, мир земной преобразится, преобразятся и живущие в нем. Поэтому все, что делает Церковь, направлено к этой цели.
Итак, призвание Церкви - спасение рода человеческого, неповторимость каждой личности и многообразие людей - отражают премудрость Творца и являют собой красоту творения. Вот почему важно, чтобы каждая личность, каждый народ оставались самими собой, сохраняли свою самобытность. Отсюда со всей очевидностью следует, что каждый человек призван к заботе о благосостоянии своего народа и своего государства, к бережному отношению к своей истории и своей культуре, к защите своего Отечества. Это является нашим нравственным долгом. В этом мы видим основу христианского патриотизма.
Подлинный патриотизм не должен оскверняться враждой и ненавистью к другим народам или к кому-либо из среды своего народа, национальной гордыней, стремлением к силовому решению межнациональных и межгосударственных споров, нежеланием и неумением выслушивать различные точки зрения и приходить к согласию, стремлением монополизировать идею патриотизма в узких эгоистических целях. Наша Церковь открыта сотрудничеству на общее благо с людьми всех национальностей, культур, мировоззрений. И одновременно она желает, чтобы каждый православный христианин, которому дороги Россия и ее будущее, не декларативно, не на словах, а во всей полноте был причастен к богоданной жизни Церкви. Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного,- говорит Спаситель (Мф. 7, 21). Живя во Христе, молитвенно общаясь с Ним, принимая Таинства церковные, каждодневно научаясь истинам Священного Писания и учения Церкви, мы внутренне преобразимся и именно так сможем в полной мере, воистину служить Богу, приносить пользу своему Отечеству.
Мы, служители Церкви, видим патриотизм не потворствующим порокам народа, но очищающим его, преображающим и тем подвигающим чад Божиих к святости. Именно подобным путем мы принесем Отчизне не призрачное, временное благо, но благо высшее, непреложное. Мы не будем искать недругов, но с верой и мужеством возродимся духовно, отбросим грех и не устрашимся никого, не устрашимся и злейшего врага рода человеческого - диавола.
Тогда-то и восстанет, как уже не раз бывало, из пепла и из бездны греховной новая Русь - Русь, давшая миру многих подвижников благочестия, Русь созидающая храмы в городах, весях и сердцах, Русь, сияющая всему миру правдой и любовью, Русь Святая.
Да благословит Господь ваши труды, промыслительно начинающиеся в последний день празднования Святой Пасхи Христовой. Воскресший Спаситель да укрепит вас в служении Ему и в служении Отечеству нашему! Воистину Христос воскресе!
Из книги "Церковь и духовное возрождение России".