Визит в Элладскую Православную Церковь (июнь 1992 года)

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Из слова в Священном Киноте Афона

23 июня 1992 года

Прежде всего возношу благодарение Пречистой Богородице, Игумении Святой Горы, за то, что Она милостиво сподобила меня вместе с моими спутниками посетить Ее земной Удел.

С полной уверенностью можно сказать: нет такого русского христианина, который бы не слышал о Святой Горе и не благоговел перед подвигами ее насельников. Лучшее свидетельство искренней любви русского народа к святыням Афона - это чудотворные иконы Божией Матери, просиявшие на этих берегах и глубоко почитаемые по всей Руси. Так, в одном из красивейших храмов Москвы, в храме Воскресения в Сокольниках, ежедневно можно увидеть большое скопление верующих, собравшихся ради молитвы перед чудотворным Иверским образом Пресвятой Богородицы.

И этот пример не единичен - во многих городских и сельских церквах, в монастырях, в христианских домах с благоговением хранятся списки с чудотворных икон Божией Матери "Скоропослушница", "Троеручица", "Млекопитательница", "Акафистная", "Достойно есть". Они прочно вошли в духовную жизнь русских людей, которые в минуты радости или горя обращают на них свои взоры.

Многое можно сказать о тесных исторических связях Руси и Афона. Как к изобильному источнику благодати прибегали чада Русской Церкви к Святой Горе, чтобы обновить свои силы, взять за образец иноческие правила и уставы, получить назидательный пример для благочестивой жизни.

Богатое именами подвижников русское монашество получило свое историческое бытие с благословения Афона. Отец русских иноков преподобный Антоний Печерский принял постриг в одном из местных монастырей и по благословению игумена возвратился на Киевские горы, где, следуя афонским уставам, основал монашеское братство. Древняя летопись сохранила его наставление, обращенное к насельникам будущей Киево-Печерской Лавры: "Бог совокупил вас по благословению Святой Горы, с которым постриг меня тамошний игумен, а я постриг вас. Да будет же на вас благословение, во-первых, от Бога, во-вторых, от Святой Горы!"

Слова преподобного Антония оказались пророческими - в дальнейшем связи между русским и афонским монашеством были тесными и взаимообогащающими. История сохранила имена целого сонма известных русских подвижников, получивших богатый опыт духовной жизни в Афонских обителях, а потом продолживших свое служение в родном Отечестве. Многие прославленные монастыри и монашеские традиции на Руси возникли и развивались по образу и примеру Святой Горы. Множество моих соотечественников, движимых желанием исполнить евангельский завет, оставляли свои дома и близких, становясь насельниками Русского Свято-Пантелеимонова монастыря, его скитов и келий.

Я испытываю глубокое удовлетворение от того, что в последнее время число русских братьев-святогорцев постепенно растет, и молюсь о скорейшем восстановлении русской Афонской обители в ее былой славе и великолепии. Естественно, не все верные чада Русской Церкви, желавшие видеть красоту Святой Горы, смогли осуществить свою мечту, но и издалека они находили возможность проявлять к ней любовь и уважение: со всех концов Руси посылались в Афонские монастыри богатые вклады и дары, которые и сейчас украшают монастырские храмы. Я также рад, что за последнее время увеличилось число русских паломников, посещающих это святое место; в нашей стране издается все больше книг об Афоне, растет интерес к его истории, богатым традициям и богослужебной жизни, чему немало способствует вновь открытое в Москве Афонское подворье.

Испытывая радость от духовного общения с вами, людьми, целиком посвятившими себя посту и молитве, я обращаюсь к вам с просьбой сугубо помолиться о России, ее православном народе и Русской Церкви.

Даже в самые тяжелые годы воинствующего атеизма знали русские люди, что их соотечественники-святогорцы вместе со всем афонским братством сочувствуют их страданиям и испрашивают им сил и крепости.

В следующее воскресенье по Уставу Русской Православной Церкви будет совершаться служба всем преподобным отцам, в Горе Афонской просиявшим. Все мы соединимся в общей молитве к угодникам-святогорцам, среди которых находится и недавно причисленный к их лику преподобный старец Силуан, и будем молиться о мире всего мира и благостоянии святых Божиих Церквей. Прошу помолиться тогда о Руси и ее православном народе.

Всем вам желаю богатых милостей от Спасителя мира, покрова Пречистой Богоматери и многих лет благочестивой жизни, полной духовных радостей и молитвенных подвигов! Многая вам лета!

http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy263.htm

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Из слова после молебна в Успенском соборе монастыря Пендели

21 июня 1992 года

Мы благодарны Вам, Владыка митрополит Додонский Хризостом, за заверения в поддержке и молитвы. Я имел возможность принимать Вас в Москве, когда Вы имели поручение Блаженнейшего Архиепископа Серафима и Священного Синода Элладской Церкви передать нам озабоченность Элладской Церкви событиями в Македонии. Об этой озабоченности я информировал в праздник Святой Троицы, после богослужения, Президента России Б. Ельцина.

Сегодня обостряются межнациональные конфликты, в некоторых регионах льется кровь. Поклоняясь святыням Элладской Церкви, я всегда молился об умирении мира.

http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy262.htm

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Из слова в храме преподобного Серафима Саровского при русском старческом доме в Афинах

20 июня 1992 года

Пребывая на Элладской земле, мы рады посетить и русский уголок, где русские люди собираются на общую церковную молитву. Мы благодарны тем, кто заботится о наших русских людях. Мы слышали об этом старческом доме, и сегодня имеем возможность увидеть его - увидеть этот маленький намоленный храм, освященный в честь преподобного Серафима Саровского, иметь молитвенное общение с вами.

Хочу передать вам частицу мощей преподобного Серафима Саровского, вновь обретенных совсем недавно. Они казались утерянными безвозвратно, но обретены, когда нужно было напомнить людям земли нашей о подвиге преподобного Серафима, его наставлениях о необходимости стяжания мирного духа. Преподобный Серафим Саровский был носителем особой пасхальной радости о Воскресшем Господе Иисусе Христе. Благословение и молитвенное предстательство преподобного Серафима да пребывает всегда с этим святым храмом и со всеми, кто молится в нем.

http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy261.htm

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Из слова в синодальном дворце

18 июня 1992 года

Для нас великая честь и духовная радость сопереживать братское общение с Вашим Блаженством на священной для всех нас земле православной Эллады. Мы чувствуем себя не только среди братьев по вере, но сознаем, что здесь, в Элладе, мы - дома, в одной семье, ибо со времени Крещения Руси наша Церковь и наша богословская мысль через святых отцов и византизм воспитывались и возрастали в духе христианского эллинизма, воцерковленного в горнице святоотеческой мысли.

Святоотеческий эллинизм, являясь нашим общим достоянием и заветом, воспринимается всей Полнотой Православия как цельная система богословской мысли, как богословское исповедание Православия перед лицом современного "социального христианства" Запада.

Решать все стоящие перед христианством вопросы можно только в полноте кафолического апостольского предания, неприкосновенного, но всегда растущего. В этом деле православного свидетельства и возрождения кафолического влияния православного эллинизма велика роль и ответственность Элладской Православной Церкви. Церковь Эллады может и должна принять на себя священное служение возрождению Православных Церквей Восточной Европы, вышедших из цепей атеистической тоталитарной системы в состоянии болезненного шока, внутренних кризисов и конфронтаций.

Повторяются XV, XVI и XVII века нашей истории - века тотального наступления католического Запада на православный Восток, века уний, прозелитизма и экспансии во всех видах и формах. От этого страдали тогда все Православные Церкви и у вас на греческом Востоке, и у нас, на славянских православных землях.

И боролись мы тогда с этим нашествием сообща, объединив православную мощь русского, украинского и белорусского народов и богословское сокровище святоотеческого эллинизма вашей Церкви. И в этой совместной борьбе за Святое Православие мы выстояли, победили и сохранили Православие наших народов. Вот к этому историческому опыту совместного православного свидетельства и совместного стояния пред лицом всех трудностей и испытаний я и взываю теперь, обращаясь ко всем нашим православным братьям на этой священной земле православной Эллады, на родине и хранительнице православного эллинизма.

Напомню здесь лишь несколько фактов братского соучастия Церкви Эллады в истории нашего христианского и богословского образования и защиты Святого Православия пред лицом наступающего Запада. В XVI веке православные Украины и Белоруссии для защиты своей веры от преследований со стороны католической Польши объединяются в особые братства. Братства создают школы, типографии и издательства, цель которых - служить просвещению и защите православной веры.

В противовес латинскому и польскому языкам, служившим главным орудием распространения католичества и унии, православные братства стараются строить образование в своих школах в духе православного эллинизма: греческий и церковнославянский языки становятся средствами защиты и утверждения Православия. Учителя греческого языка и святоотеческого эллинизма приходили в эти школы с братского греческого Востока, из Элладской Церкви.

Достаточно вспомнить Арсения, архиепископа Элассонского из Фессалии, близ города Трикки, бывшего профессором греческого языка в знаменитой братской школе Львова и ставшего автором греческо-славянской грамматики "Адельфотис" (Грамматика доброглаголиваго эллино-славянского языка, напечатана во Львове и в Вильно в 1588 году). Впоследствии архиепископ Арсений был спутником и советником Вселенского Патриарха Иеремии II (Траноса) во время его поездки в Москву и учреждения там Московского Патриаршества. Владыке Арсению Россия так понравилась, что он там остался и после отъезда Патриарха Иеремии II.

Другим примером такой просветительской деятельности для защиты Православия была трагическая судьба великого подвижника и исповедника православного эллинизма в нашей Церкви, уроженца города Арты Михаила Триволиса, прославившегося у нас своей энциклопедической богословской ученостью и ставшего известным в истории нашей Церкви под именем преподобного Максима Грека, великого угодника Божия, богомудрого просветителя, учителя и исповедника Православия. Нельзя обойти молчанием и славные имена братьев Иоанникия и Софрония Лихудов из Кефалонии, с которыми связан возникший у нас во второй половине XVII века план основания в Москве Высшей Богословской школы (Академии) не только для России, но и для всего Православного Востока. Такая высшая школа была открыта в 1687 году и известна в истории как Славяно-греко-латинская Академия. Это был генезис будущего Московского университета и Московской Духовной академии.

Только теперь мы начинаем выходить из летаргического состояния эпохи распада всех наших исторических структурных связей, вавилонского пленения Церкви в системе тоталитарного господства атеистической идеологии. Нам предстоит напрячь все силы, чтобы возродить церковное просвещение и богословское образование.

В наших общественных кругах поднимается вопрос о восстановлении, а вернее создании вновь Славяно-греко-латинской академии как высшего духовного и интеллектуального центра развития православной культуры и защиты Святого Православия от нахлынувшей на нас со всех сторон и во всех формах западной пропаганды и западной миссионерской прозелитической деятельности, стремящихся поскорее использовать все трудности нашего переходного периода от старых к новым формам общественной жизни.

И теперь, мои дорогие братья по вере и по общему культурному и духовному наследию святоотеческого Православия, я хочу обратиться к вам, наследникам и хранителям православного эллинизма, с воззванием объединить наши усилия, чтобы вместе выстоять, защитить и сохранить православную веру наших народов, как это мы совместно смогли сделать в не менее тяжелые для всех нас времена - XV, XVI и XVII века.

Православная Церковь Эллады, как я уже говорил в начале моего выступления, имеет все возможности быть "председательствующей" в своей исторически засвидетельствованной ревностной любви к Православию и к своим православным братьям в Восточной Европе.

В книге Деяний святых апостолов рассказывается о видении апостолу Павлу мужа македонянина, просившего апостола: приди в Македонию и помоги нам (Деян. 16, 9-10). Апостол понял, что Господь призывает его благовествовать там. Так благовестие Христово достигло Македонии, оттуда проникло в Элладу, в Афины.

Дорогие наши братья, сейчас я свидетельствую здесь, что Господь призывает вас в Православной Элладе и нас в Православной Руси прийти на помощь Святому Православию в Восточной Европе и совместно защитить и сохранить веру наших благочестивых предков со времени святого Владимира и Крещения Руси. В заключение сердечно благодарю Ваше Блаженство за братскую любовь и гостеприимство. Многая Вам лета!

http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy260.htm