Визит в Калужскую епархию (август 2005 года)
Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при посещении детского приюта «Отрада» в Свято-Николаевском Черноостровском женском монастыре
12 августа 2005 года
Очередной визит в Калужскую епархию Святейший Патриарх Алексий начал с посещения малоярославецкого Черноостровского монастыря. Находясь в созданном при этой обители детском приюте «Отрада», Святейший Патриарх обратился к присутствующим с Первосвятительским словом
Ваше Высокопреосвященство, многоуважаемый Георгий Сергеевич, многоуважаемый Анатолий Дмитриевич,
досточтимая матушка игуменья,
уважаемые представители региональной власти,
всечестные отцы,
дорогие братья и сестры!
Совершая архипастырские визиты в различные регионы, находящиеся на канонической территории Русской Православной Церкви, я стремлюсь посетить наиболее значимые для данной области центры духовной жизни и привлечь внимание общественности к наиболее актуальным вопросам современности.
Нынешний визит в Калужскую область не стал исключением из этого доброго правила, и поэтому сегодня мы находимся в стенах древнего Свято-Николаевского Черноостровского монастыря.
Деятельность игуменьи и сестер обители отмечена активными трудами в социальной сфере, плодом этих усилий стало создание детского приюта для девочек из семей с наркологической или алкогольной зависимостью. Более десяти лет назад, в 1994 году я с радостью благословил эту замечательную инициативу и сегодня можно видеть, что начатое тогда дело приносит добрый плод.
Однако всякому здравомыслящему человеку очевидно, что вопрос помощи беспризорным детям, а также детям, оставшимся без должного родительского попечения, несмотря на все усилия сестер обители, не может быть решен силами одного монастыря.
Сегодня проблема социального сиротства приобрела поистине государственные масштабы и потому в решении ее должны участвовать не только отдельные церковные структуры, но все российское общество. Исключительная роль здесь принадлежит органам государственной и местной власти, без активного их участия осуществление масштабных инициатив подобного рода представляется в высшей степени затруднительным.
В этом году по Нашему благословению в Калужской епархии организована новая форма социальной работы в данном направлении — это принятие православными семьями детей, лишенных родительской опеки на летние месяцы с тем, чтобы проведя каникулярное время в семьях, дети восприняли правильные нормы жизни, а установившаяся за несколько месяцев связь продолжала помогать воспитанникам детских домов и в дальнейшем. Мы приносим слова поддержки и одобрения тем семьям, которые взяли на себя нелегкий труд окормления детей из детских домов, и выражаем признательность руководству Калужской области, оказавшему помощь в оформлении необходимых документов для организации этого доброго начинания.
Социальное сиротство, так же, как и большинство иных проблем социального характера, несомненно, имеет духовные корни, приносящие горькие плоды всему российскому государству.
Наличие в стране огромного количества детей, оставшихся без родительской опеки и попечения, свидетельствует о серьезных нравственных недугах общества. Прежде всего следует сказать, что основная причина болезни кроется в отсутствии у многих наших сограждан ясной и твердой системы ценностей, потере моральных ориентиров. В условиях социальной нестабильности это подталкивает человека к бегству от реальных жизненных трудностей в мир наркотических иллюзий или алкогольного забытья.
Ситуация усугубляется тем, что в современных условиях жизни человек часто остается лишенным должного представления о святости брака, нормах семейной жизни, обязанностях каждого члена семьи. На практике это приводит к тому, что создаваемые молодыми людьми семьи не имеют того запаса прочности, который помог бы им с честью выдержать испытания, выпавшие на их долю.
Вместе с тем очевидно, что мировоззренческие основы закладываются в самом раннем возрасте и на их формирование значительное влияние оказывает та среда, в которой юные души проходят процесс постепенного возрастания. Сегодня наиболее серьезным потенциалом воздействия на умы и сердца людей обладает телевидение, которое становится в некоторых случаях своеобразным информационным окном в мир.
В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос содержательного наполнения телевизионных программ. Очень важно, чтобы телеэкраны не становились для молодого поколения россиян средством приобщения к пороку и методом познания греха. К сожалению, определяющим началом в работе большинства средств массовой информации является коммерческая выгода, которая, как правило, приобретается посредством эксплуатации порочных страстей. Соблазны мира с особенною силой действуют на молодое поколение, не готовое к тому, чтобы противостать им твердостью своих духовно-нравственных убеждений.
Изменение имеющегося положения вещей возможно при использовании административных механизмов регулирования содержания предлагаемых зрителю материалов.
Кроме того, очевидно, что ограничения и запреты сами по себе не могут служить положительным материалом для создания интересных и полезных программ и потому необходимо стремиться к тому, чтобы телевизионные проекты были нацелены на приобщение молодых телезрителей к культурному и духовному наследию нашего Отечества, воспитывали в них здоровый патриотизм, любовь к своей малой родине, формировали ответственное отношение к гражданским и семейным обязанностям. Очевидно, что наиболее простым и действенным шагом по изменению сложившейся ситуации является активная деятельность в указанном направлении местных, региональных телестудий, наиболее остро чувствующих и сопереживающих боль и радость жителей провинции.
Кроме того, хотелось бы отметить, что не менее важное значение для формирования целостной личности, наряду с воспитанием в семье, имеет школьное образование. За годы, прошедшие после прекращения бытия советского государственного атеизма, российская школа не получила новой идеологии и потому ее воспитательные функции остаются невостребованными до сего дня.
Вместе с тем, даже если иметь в виду исключительно образовательную составляющую школьного обучения, на сегодняшний день можно говорить о присутствии в общем изложении преподаваемых тем и материалов материалистической концепции восприятия мира и человека.
Архиерейский Собор 2004 года отметил в своем Послании к клиру, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви, что «Православное мировоззрение должно обладать, по крайней мере, равными правами с секулярным видением мира. Религиозные ценности должны учитываться при осуществлении любых общественных проектов, затрагивающих интересы большого числа людей. Верующие люди должны иметь право обучать своих детей в государственных школах без опасения, что им будет навязываться, как «единственно научная», безрелигиозная картина мира».
Хотелось бы надеется, что Российской школе удастся преодолеть имеющуюся однобокость в преподавании изучаемых дисциплин и в программу средних учебных заведений будет введен культурологический предмет «Основы православной культуры», призванный приобщить молодое поколение России к богатейшим историческим и культурным традициям российского народа.
Калужская область – это один из тех регионов Российского государства, чье бытие традиционно было связано с Православием, и потому было бы в высшей степени непоследовательно и преступно по отношению к памяти наших предков лишить наших детей знаний о своих духовных корнях. Думается, что преподавание данной дисциплины, несомненно, сыграет положительную роль в деле воспитания подрастающего поколения и исцеления нравственных недугов общества.
В заключение приношу самые теплые слова благодарности матушке игуменье и всем сестрам святой обители, неустанно трудящимся на поприще окормления и воспитания обездоленных детей, а также представителям государственной и местной власти, проявившим внимание к данному вопросу.
Надеюсь, что совместными усилиями церковных структур, институтов гражданского общества и органов государственной власти нам удастся добиться значимых успехов в решении наиболее болезненных социальных вопросов.
Желаю всем Вам крепости сил и помощи Божией в Ваших нелегких трудах.