Выступление на научно-теоретической конференции "Роль Москвы в защите Отечества" 22 марта 1995 года
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II
Выступление на научно-теоретической конференции "Роль Москвы в защите Отечества"
22 марта 1995 года
Самостоятельная история нашей древней столицы начинается с того далекого, отделенного от нас более чем семью веками времени, когда младший сын святого благоверного князя Александра Невского, великого защитника земли Русской, и его супруги, праведной Вассы, малолетний Даниил получил в удел маленький городок на берегу Москвы-реки - пограничную крепость на краю Суздальской земли. В условиях жестокого века святой благоверный князь Даниил укреплял свое маленькое княжество не войнами с соседями, а милосердием и братолюбием. Избегая участия в междоусобицах, стремясь разрешать все споры и конфликты мирным путем, порой и с видимым ущербом для себя, князь Московский Даниил неуклонно придерживался политики, основанной на христианских нравственных принципах. А если обнажал свой меч, то только для защиты границ вверенного ему от Господа удела. Никогда не разорял он чужих земель и не позволял своим воинам грабить и обижать беззащитных мирных жителей.
Вместе с тем святой Даниил, подобно своему родителю, отличался большой личной храбростью на поле брани и не боялся принять бремя ответственности за содеянное. Так, в 1300 году он разгромил войска рязанского князя Константина Романовича, готовившего нападение на Москву. Союзниками рязанского князя выступали татары. И замечательно, что после поражения преступной коалиции они отказались от мести Даниилу. И еще более замечательно, что, оказавшись победителем, Московский князь не пожелал воспользоваться плодами кровопролития и предпочел явить пример нестяжания и братолюбия.
Основывая государственную деятельность на высоких евангельских принципах, святой благоверный князь Даниил еще при жизни узрел плоды своих неустанных трудов. Пределы Московского княжества значительно расширились, когда в 1302 году племянник святого Даниила, князь Иван Дмитриевич, владевший Переславлем Залесским, умирая бездетным, передал удел своему дяде. Сегодня, взирая на это событие сквозь толщу минувших столетий, мы можем с уверенностью сказать, что этим актом миролюбия было положено начало объединению русских земель, преодолению пагубной раздробленности и будущему росту могучего государства Российского.
Святой Даниил Московский основал в 1283 году первую иноческую обитель, посвятив ее храм своему небесному покровителю - святому Даниилу Столпнику. В этом монастыре в 1303 году, незадолго до кончины, князь принял иноческий постриг и заповедал похоронить себя на монастырском кладбище как простого инока.
Святой благоверный князь Даниил - преподобный князь, причисленный к лику святых Русской Православной Церкви, стяжал славу миротворца и мудрого правителя, заложив нравственные основы будущей государственной политики своих преемников. Именно он задал вектор гражданского строительства, устремленный к созданию единого Русского государства, объединившего разрозненные удельные княжества вокруг Москвы - духовной и политической столицы русского народа. На пути этого строительства Промыслу Божию угодно было явить целую плеяду выдающихся церковных и государственных деятелей: мудрых святителей, любвеобильных преподобных отцов, храбрых князей - рачительных хозяев и заботливых правителей. Конечно, далеко не всегда конкретные участники этого исторического процесса соответствовали по своим отдельным личностным проявлениям тому высокому идеалу, к осуществлению которого стремились. На пути его достижения было немало кровавых ошибок, греховных соблазнов; часто русским людям приходилось жертвовать личной свободой во имя свободы Отечества, подчинять самость общему делу построения православной Державы. Правителям же приходилось смирять неразумное мужество, так что далеко не все их поступки выглядят сегодня безупречными с нравственной точки зрения, и все же мы, сегодняшние наследники великих деяний наших предков, покрываем их ошибки любовью, памятуя о наших собственных прегрешениях.
Сын святого благоверного князя Даниила - Иван Данилович Калита - яркий пример московского правителя периода зарождения и укрепления великороссийской государственности. Личность противоречивая, но все же унаследовавшая от родителя, пожалуй, две важнейшие черты: заботу о государстве и стремление к благочестию. Калитой в древности именовался денежный мешок. Князь всегда носил его с собой, чтобы раздавать деньги нуждающимся. Проводя мудрую дальновидную политику, Иван Данилович добился от ордынских ханов того, что ему, как старшему князю на Руси, было предоставлено право сбора дани. Тем самым он возвысил авторитет Москвы и положил конец бесчинствам баскаков - сборщиков дани, немилосердно грабивших русский народ и оскорблявших его национальное достоинство.
В правление Ивана Калиты, в самый год его вступления на московское княжение, произошло величайшее событие русской истории. В Москву перенес Первосвятительскую кафедру митрополит Петр - муж высокой жизни, стяжавший от Господа великие благодатные дары.
Еще предшественник святителя Петра, митрополит Максим, оставил разоренный татаро-монголами Киев - древнюю кафедру русских святителей, и поселился во Владимире на Клязьме. Так, Промыслом Божиим на северо-востоке Руси оформился новый общерусский церковный центр. А с 1325 года, с момента переезда святителя Петра в Москву, таким центром, духовно объединяющим вокруг себя все русские земли, становится Москва.
- Если послушаешь меня, сын мой,- пророчески говорил князю Ивану Калите умудренный от Бога святитель,- и воздвигнешь храм Пречистыя Богородицы в своем городе, то и сам прославишься более других князей, и сыновья, и внуки твои прославятся в роды, и город этот будет славен среди других городов русских; враги его будут посрамлены, и Бог прославится в нем; святители будут жить в нем...
Иван Калита не замедлил исполнить повеление святителя, и 4 августа 1326 года митрополит Петр совершил торжественную закладку знаменитого впоследствии Успенского собора, который будет олицетворять собою веру русского человека в заступление Пречистой Девы, незримо простирающей Свой покров над нашим Отечеством. Отныне на полях сражений русские ратники будут отдавать свои жизни за Дом Пресвятой Богородицы, а люди мирного труда в скорбях и лишениях созидать его.
Гроб святителя Петра, погребенного в недостроенном еще соборе, стал краеугольным камнем здания великой державы, которое созидалось Москвой...
Примером трогательной любви и согласия можно назвать отношения, сложившиеся между преемником святителя Петра митрополитом Феогностом и Великим князем Московским Симеоном Ивановичем Гордым, который в таких словах выразил смысл преемственности политики державного строительства московских государей: "Чтобы не престала память родителей наших и наша, и свеча бы не угасла..." В этот период по ханскому ярлыку все князья русские были отданы под руку Симеона. Таким образом, мудрая и осторожная политика московских князей привела к тому, что грозная Орда сама вручила Москве бразды правления над остальными русскими землями и тем самым подготовила конец собственному владычеству над Русью.
Оба печальника за Русскую землю скончались в один год - в страшный 1353 год "черной смерти" - московской чумы, не оставляя до последних минут кормила церковного и государственного управления, чтобы "свеча не угасла".
Приближался час решающего столкновения крепнущей с каждым годом Московской Руси с дряхлеющей в усобицах Ордой. И хотя до полной победы оставалось еще более столетия, историки называют время последней трети XIV столетия славным именем: "эпоха Куликовской битвы". И при этом совершенно справедливо называют преемника и ученика митрополита Феогноста святителя Алексия, митрополита Московского,- "отцом Куликовской победы". В период подготовки величайшего сражения во главе движения русского народа за освобождение от ненавистного ига стояла Москва с великим князем Димитрием Иоанновичем - воспитанником святителя Алексия. Господь судил святителю окончить земные труды за два года до битвы на Куликовом поле, но угодник Божий внес существенный вклад в победу, дарованную русскому воинству 8 сентября 1380 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы. Долгие годы святитель Алексий фактически управлял Русским государством за малолетством князя Димитрия, совмещая труд архипастыря с заботами по собиранию русских земель и по воспитанию будущего победителя грозного Мамая - святого благоверного князя Димитрия, получившего в истории наименование Донского за великую победу, одержанную на берегах Дона и Непрядвы.
Характерно, что период подготовки к Куликовской битве совпадает на Руси с небывалым духовным подъемом, с ростом монастырского движения, в центре которого, безусловно, находится личность великого подвижника земли Русской Преподобного Сергия Радонежского.
В тяжелейшие времена татарского нашествия, подвергшего страну разорению, Православная Церковь была хранительницей единства русской народности и делала все необходимое для созидания единой крепкой общерусской государственности. И в этом жизненно важном деле была велика роль русских святых. Светильник нашей Церкви Преподобный Сергий, среди подвигов пустынножительства хорошо знал обо всем, что происходило на Руси. Своим высоким духовным авторитетом он придал тот исключительный нравственный вес московской княжеской власти, какой был необходим для единения русских вокруг благоверного князя Димитрия Донского во время решительной битвы на Куликовом поле (1380).
Радонежский подвижник, по выражению В. О. Ключевского, "благодатный воспитатель русского народа", в кратчайший исторический срок создал школу высокой духовности, основанную на святоотеческой традиции, явил в результате личного аскетического подвига подлинный идеал православного подвижника, воина Христова. Традицию, заложенную на Маковце, восприняли и распространили ученики Преподобного Сергия: Савва Сторожевский, Кирилл Белозерский, Мефодий Пешношский, Афанасий Серпуховской и многие, многие другие. Основанные ими обители явились украшением нашей земли, островками горнего мира среди соблазнов и болезней мира сего, очагами культуры и просвещения, а порой и грозными форпостами на пути к Москве. Это удивительное духовно-нравственное и в то же время национально-освободительное движение широко распространилось в Москве, превращая столицу русского единения в общенациональную святыню. По благословению Преподобного Сергия в Москве основываются Андроников (1360) и Симонов (1379) монастыри; в тот же период в Москве создавали свои вдохновенные творения причастные Сергиевой школе преподобный Андрей Рублев и Даниил Черный. Наконец, как результат напряженной духовной работы целого народа, напутствуемые Преподобным Сергием, из Москвы вышли русские полки на решительную битву с грозным Мамаем. Под ликом Спасителя, начертанным на русском знамени, встали на Куликовом поле богатыри-монахи Пересвет и Ослябя и легли костьми в основание будущего торжества Православной Руси над ненавистными захватчиками...
После Куликовской победы Москва стала для русичей символом единения, государственной мощи и надежды на близкое освобождение.
В 1395 году при митрополите Киприане и Великом князе Василии Димитриевиче Русь подверглась нападению грозного завоевателя Тамерлана, но заступлением Царицы Небесной была избавлена от нового разорения. В самый критический момент противостояния, когда надежды на силы человеческие уже не было, из древнего Владимира в Москву крестным ходом принесли великую общерусскую святыню - Владимирскую икону Божией Матери. С упованием взывали наши предки к Пречистой Деве: "Владычица, спаси землю Русскую!" И молитва их была услышана. Тамерлан, этот новый "бич Божий", повернул свои полки назад, устрашенный грозным видением именно в тот день и час, когда святую икону принесли в Москву. Это произошло 600 лет назад, в 1395 году. С того времени стольный град Москва находится под покровительством этого чудотворного образа. Москвичами был выстроен Сретенский монастырь, напоминающий русским людям о том, что они не одиноки в этом мире, что не только доблесть и сила, но горячая молитва и сердечное упование приносят победы над врагом.
Державная Москва завершила процесс объединения русских земель и создания единого русского государства при правлении великих князей Ивана III и Василия III.
Иван III начинал править Московским княжеством в окружении русских земель - владений Великого Новгорода, тверских, ростовских, ярославских и рязанских князей, а сыну оставил в наследство земли, граничащие с иноплеменными и иноверными соседями. То, что не удалось завершить Ивану III, совершил его сын Василий III, при котором успешно закончилась борьба за возвращение Смоленска.
При Иване III Русь с Божией помощью сбросила последние остатки зависимости от татаро-монгольского ига и предстала в глазах всего мира самостоятельной христианской державой, свято сохраняющей отеческое Православие. А государи московские, а теперь уже и общерусские, получили титул "самодержцев" - независимых от чужеземной власти правителей. В событиях "великого стояния на Угре" 1480 года Русь вновь ощутила Божие Милосердие и помощь Пресвятой Богородицы - ей была дарована бескровная победа над многолетним врагом. Велика роль в этих событиях первоиерархов Православной Церкви, подвижников благочестия, молитвенников за родную землю. Наставления и даже обличения митрополита Геронтия и старца Вассиана побуждали великого князя к решительным действиям, укрепляли твердость его духа, вселяли надежду на Божественное Провидение.
Брак великого князя Ивана III с племянницей последнего византийского императора Софьей Палеолог, заключенный в 1472 году, имел в глазах современников огромное нравственное значение и символизировал восприятие Русью заветов и преданий Византии, павшей под ударами турок. Несколько позднее эта идея оформится в теорию "Москва - Третий Рим", впервые высказанную старцем Псковского Елеазарова монастыря Филофеем. Теория эта проникнута чувством глубочайшей ответственности единственного в то время православного государства за судьбы Православия во всем мире, за положение единоверных братьев-христиан, изнывающих под иноверным игом.
Возросший авторитет Москвы - столицы единого Русского государства, нашел свое отражение в непревзойденном ансамбле Московского Кремля, украшенного в конце XV - начале XVI столетия творениями итальянских и русских зодчих. Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы, величественная колокольня Ивана Великого, завершенная на рубеже XVI-XVII веков, Грановитая палата, стены и башни Кремля - все эти величественные сооружения, можно сказать, стали символами стольного града и русского духа.
При Иоанне IV, принявшем впервые в отечественной истории царский титул, продолжается борьба с врагами, грозившими независимости и спокойствию Русского государства. В 1552 году в Москве начинается поход на Казань, завершившийся ее покорением и освобождением тысяч русских людей, томившихся в татарской неволе. Вскоре затем последовало покорение Астраханского ханства. Памятником Казанскому походу стал великолепный Покровский собор (храм Василия Блаженного), построенный в Москве на Красной площади, в 1555-1560 годах.
Во время Смуты начала XVII века Москва стала ареной трагических событий и героической борьбы нашего народа за освобождение от захватчиков. Тогда, среди всеобщего шатания и раздора, когда упали казавшиеся незыблемыми вековые устои, когда душами многих овладели ложь, предательство и трусость, в плененной интервентами Москве на всю страну раздался мужественный голос Патриарха Ермогена, призывавшего народ к покаянию и борьбе за веру и Родину. Слово Патриарха-мученика отозвалось в сердцах лучших сынов Отечества и пробудило чувство религиозного и национального долга. Осенью 1612 года ополчение под предводительством князя Димитрия Пожарского и Козьмы Минина, осеняемое чудотворной Казанской иконой Божией Матери, освободило Москву от захватчиков.
Поразительный пример веры и верности явили в те страшные годы иноки Троице-Сергиева монастыря, воины и простые жители, укрывшиеся за стенами обители Преподобного. Они выдержали шестнадцатимесячную осаду и выстояли перед превосходящими их втрое силами противника. Оборона прославленной обители проходила при явных знамениях помощи Божией...
В знак благодарения Богу и Его Пречистой Матери за дарованную победу в Москве, на Красной площади, на средства народного героя князя Д. М. Пожарского был построен Казанский собор, разрушенный впоследствии богоборцами и восстановленный уже в наши дни.
Миновали два столетия, наполненные бурными историческими событиями, и вновь православная Москва, древняя столица России, принесла себя, по словам современников, в "жертву всесожжения" за Отечество. Осквернение московских святынь, разорение одного из прекраснейших городов мира армией Наполеона придало борьбе русского народа всенародный характер и способствовало скорейшему изгнанию "галлов и с ними дванадесяти язык" из пределов России и положило начало уничтожению бонапартизма - уродливого детища французской революции 1789 года.
Пепел сожженной Москвы пробудил в русском образованном обществе повышенный интерес к полузабытой истории Отечества, родной культуре, возросшей на идеалах Православия. Величественный Храм Христа Спасителя - символ нашего упования на Божие Милосердие - вознес свои величественные купола над древней столицей России.
В Москве более полувека проходило служение новопрославленного угодника Божия митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова), чьи теоретические труды и практические деяния на церковной и государственной нивах трудно переоценить. Если мы обратимся лишь к одному из аспектов его многосторонней деятельности, то увидим, что стараниями Московского святителя на землях Москвы и Подмосковья получили жизнь около 10 монастырей, среди которых - обители, составившие целую эпоху в истории отечественной духовности, такие как Спасо-Бородинский и Аносин Борисоглебский монастыри. С именем святителя Филарета Московского связано первое возрождение православных обителей земли Московской после екатерининской реформы 1764 года.
На протяжении XIX столетия и в начале столетия XX Москва, лишенная статуса официальной столицы, продолжала оставаться духовной столицей нашего народа, общерусской национальной святыней, драгоценным сердцем России.
Вместе со всей страной Москва пережила трагические события новой смуты, начавшейся в феврале 1917 года. А в октябре 1917 года московские святыни вновь, как в 1812 году, были подвергнуты поруганию. Руками братоубийц был расстрелян Кремль... Современникам казалось, что они присутствуют при последнем акте русской трагедии. Брат шел на брата, сын на отца. Люди, потерявшие нравственные ориентиры, теряли образ и подобие Божие. Но и в этот страшный час Господь не оставил Свою Церковь. На ее свещнице горел великий светильник - Святейший Патриарх Тихон, воплотивший в себе лучшие черты русского национального характера: доброту, отзывчивость, простоту и доступность, любовь к ближнему. Можно с уверенностью сказать, что именно он, святитель Тихон, подъявший бремя ежедневного умирания за свою паству, был в тот исторический момент совестью народной. Актами величайшего гражданского и личного мужества можно назвать многие его деяния.
Земля Московская явила в страшные годы богоборчества сонм мучеников и исповедников, пострадавших за Христа. Сегодня они предстоят Престолу Божию и молятся за земное Отечество. На их костях устояла Церковь, их драгоценной кровью орошена нива сегодняшнего духовного возрождения.
Церковь устояла перед гонителями, не изменив ни своего догматического строя, ни своей патриотической позиции.
К началу Великой Отечественной войны Русская Православная Церковь после страшных испытаний, гонений, репрессий, разрушений святынь была ослабленной и разрушенной, но, когда пришла народная беда на землю нашу, были забыты все обиды, страдания и муки, и она вновь предстала великой нравственной силой, вдохновляющей народ на борьбу с поработителями. 22 июня 1941 года, в первый день Великой Отечественной войны, Патриарший Местоблюститель Митрополит Сергий (Страгородский) обратился ко всем верным чадам Русской Православной Церкви с посланием. Не могу не привести некоторые выдержки из этого вдохновенного послания: "Не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед Родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы - православные, родные им и по плоти, и по вере. Отечество защищается оружием - общим народным подвигом, общей готовностью послужить Отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может. Тут есть дело рабочим, крестьянам, ученым, женщинам, мужчинам, юношам и старикам. Всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства..."
Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа, вместе с ним она и несла испытания, и утешалась его успехами. Не оставила она народа своего и теперь, благословляя небесным благословением предстоящий всенародный подвиг...
Путем самоотвержения шли неисчислимые тысячи наших православных воинов, полагавших жизнь свою за Родину и веру во все времена нашествий врагов на нашу землю. Они умирали, не думая о славе, они думали только о том, что Родине нужна жертва с их стороны, и смиренно жертвовали всем - и самой жизнью своей.
На средства, собранные Церковью, были построены и переданы Красной Армии танковая колонна имени святого Димитрия Донского, эскадрилья имени святого князя Александра Невского. Миллионы рублей, огромное количество ценностей были собраны на нужды обороны, в помощь семьям погибших воинов и сиротам.
Сегодня, мысленно возвращаясь к событиям полувековой давности, мы видим великое патриотическое служение нашей Церкви, разделившей с народом все тяготы военного времени, и духовное возрождение, охватившее миллионы наших соотечественников, возвратившихся ко Христу после двух с половиной десятилетий безбожного пленения. Это движение, насильственно ограниченное в годы хрущевских "заморозков", послужило прологом к событиям более близким к нам по времени, начавшимся после торжеств, посвященных 1000-летию Крещения Руси. Они показали, что вера в народе жива, что народ наш сохранил в душе способность к исканию Бога.
Для нас, верующих людей, православных христиан, знаменательно, что фашистские полчища остановили свое неумолимое продвижение под стенами священной столицы России, что переломный момент в московской битве совершился в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского - небесного защитника Русской земли...
У русского иконописца Симона Ушакова, жившего в XVII столетии, есть замечательное творение: "Насаждение древа государства Российского". В ветвях этого аллегорического древа - общенациональная святыня: Владимирская икона Божией Матери, а вокруг образа Владычицы - те, кто лелеял это драгоценное древо: благоверные князья, святители, преподобные, Христа ради юродивые. У корней древа - на фоне Успенского собора - изображены Иван Калита и святитель Петр. Сегодня мы можем мысленно представить на этой иконе множество других светлых ликов. Наверное, в этом и есть смысл русской истории, великое значение православной Москвы, хранящей в своей священной земле корни древа российской государственности, за нравственное и духовное здоровье и процветание которой каждый из нас несет ответственность перед Богом и историей!