Приветственное слово на открытии Всероссийской конференции "Православие и Российская армия" 25 октября 1994 года

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Приветственное слово на открытии Всероссийской конференции "Православие и Российская Армия"

25 октября 1994 года

Уважаемые участники конференции! Поздравляю всех вас с открытием конференции, призванной начертать новые перспективы в отношениях между Русской Православной Церковью и Российской Армией.

Суть нашего взаимодействия - в необходимости духовного возрождения армии, общества, народа и страны. Ведь русское воинство всегда было народным, всегда жило едиными чаяниями с сыновьями и дочерьми нашего Отечества, с которыми каждый ратник был связан кровными и духовными узами.

Со времен святого князя Владимира, крестителя Руси, русские дружины всегда шли на брань под стягом с изображением Спаса Нерукотворного, исповедуя тем самым веру свою. Все помнят и о том, как Преподобный Сергий Радонежский благословил благоверного князя Димитрия Донского на битву и дал ему в помощь богатырей-иноков Пересвета и Ослябю. В Смутное время начала XVII века князь Дмитрий Пожарский, готовясь выступить против интервентов, обратился к замечательному подвижнику тех лет - святому Иринарху Ростовскому, прося о духовной помощи, и святой благословил его. В более поздние времена армия, ее лучшие полководцы также обращались к Церкви.

Глубоко религиозным человеком был Александр Васильевич Суворов. Он хорошо знал богослужение, пел в храме, всегда уповал на помощь Божию. "Помилуй, Бог!" - было любимым выражением знаменитого военачальника. В преддверии Бородинской битвы все войско во главе с Михаилом Илларионовичем Кутузовым молилось, преклонив колена, перед Смоленской иконой Божией Матери. В благоприятном для русских исходе сражения, заложившем основу будущей победы, современники видели несомненную помощь Божию.

Вера есть важнейшая сила, внутренне преображающая и укрепляющая воина. Гораздо чаще, чем светские люди, ратник заглядывает в лицо смерти, и он должен быть готов решиться на самопожертвование. А такая сознательная решимость возможна только тогда, когда человек хорошо понимает, что такое жизнь и что такое смерть, когда он не боится смерти. Но кто же не боится умереть? Конечно, только тот, кто верует в бессмертие, кто не сомневается, что жизнь вечна.

Сегодня Россия переживает глубочайший кризис. В этих условиях все сознательные силы озабочены поисками преодоления экономических, социальных, политических и духовных трудностей. Поразивший нас нравственный распад произошел после 70-летнего господства в стране государственного атеизма, который, как считают христиане, в первую очередь лишил людей четких моральных ориентиров, критериев добра и зла. Однако жизнь показала, что без твердых духовно-нравственных понятий, пригодных всем людям без различий их положения, невозможно достичь устойчивых результатов ни в экономике, ни в политике, ни в каких-либо других областях жизни. Эти духовно-нравственные основы есть, в первую очередь, понятия жертвы и подвига, о которых всегда учила Церковь и которые должны быть близки и понятны каждому воину. Для церковного человека служение Отчизне - это часть служения Богу. Недаром святой Иоанн Кронштадтский писал, что служба Отечеству есть образ главного, долженствующего продлиться вечно служения Царю Небесному, "приготовительная служба к служению на Небесах".

Как в отношениях страны с внешним миром, так и внутри нее армия должна стоять на страже законности, мира и порядка. Для этого российские воины должны обладать благородным мужеством и другими высшими духовно-нравственными качествами, искони отличавшими русского солдата и офицера. К сожалению, не секрет, что в настоящее время общественная нравственность у нас заметно снижается. Негативные явления, распространяющиеся среди молодежи, переходят и в армию. Военным деятелям, вероятно, лучше других понятна эта опасность. Деморализованные воины небоеспособны. Но чем поднять их духовный уровень, чем просветить их души?

Мы знаем, что начало возрождения общества лежит прежде всего внутри отдельной личности. И мы обращаемся к каждому человеку с призывом рассмотреть самого себя, чтобы при помощи церковного опыта очиститься и измениться к лучшему.

Именно эта цель - очистить и изменить душу человеческую, пробудив в ней лучшее, лежит в основе участия Церкви в жизни армии. Участие это сегодня многообразно. За время, прошедшее с момента падения государственного атеизма, стали уже привычными пастырские посещения военных гарнизонов и воинских частей, боевых судов, различных армейских учреждений. Помимо встреч и бесед с будущими воинами, пастыри, приходящие на военные объекты, совершают священнодействия, имеющие глубокий духовный смысл: освящение знамен, памятных знаков, военных кораблей, самолетов и так далее. В ряде военных учебных заведений стало уже доброй традицией чтение лекций иерархами, клириками, богословами нашей Церкви. Было проведено несколько конференций, посвященных взаимодействию Церкви и армии, в которых участвовали военные и церковные ученые и практические труженики. Все больше воинов приходит в православные храмы.

Как видите, церковно-армейские контакты уже достаточно активны. Но, чтобы скоординировать эти контакты, помочь их осуществлению и устранить возникающие препятствия, необходимо тесное взаимодействие церковного Священноначалия и армейского руководства, создание и армией, и Церковью постоянно действующих рабочих структур, которые, находясь во взаимосвязи друг с другом, заботились бы о совместных действиях. Имея в виду эти цели, 2 марта этого года мы провели встречу с министром обороны России Павлом Сергеевичем Грачевым, на которой приняли совместное заявление и договорились о создании Координационного комитета по взаимодействию между Русской Православной Церковью и Вооруженными Силами России.

Координационный комитет начал практическую работу. По его представлению и армейским руководством, и Священным Синодом нашей Церкви был принят ряд принципиальных решений. 13 апреля я направил руководителям Синодальных учреждений, епархиальным архиереям на территории Российской Федерации и ректорам российских духовных школ письмо, в котором разъяснил пути выполнения церковно-армейских договоренностей и предписал назначить в каждой российской епархии священнослужителя, ответственного за церковное служение в Вооруженных Силах.

И сегодня я благодарю Преосвященных архипастырей за то, что их трудами почти во всех епархиях Русской Церкви назначены ответственные за церковно-армейское взаимодействие клирики, которых я сердечно приветствую в этом зале. Позвольте также выразить удовлетворение тем, что в Вооруженных Силах также идет процесс назначения на региональном уровне лиц, ответственных за взаимоотношение с религиозными организациями. Прекрасно, что мы сегодня имеем возможность обменяться мнениями о перспективах нашего совместного служения и о том, как нам строить его и на центральном, и на местном уровне.

А жизнь ставит перед нами новые задачи. В первую очередь это создание системы подготовки кадров священнослужителей и катехизаторов-мирян, могущих работать с военнослужащими. Такая работа в Церкви уже ведется, но хотелось бы, чтобы она была более продуманной и вовлекла все имеющиеся внутри Церкви структуры богословского образования. Думаю, что настало время разработать детальную памятку или инструкцию для священника, совершающего служение в войсках, наподобие той, что была принята на Первом Всероссийском съезде военного и морского духовенства в 1914 году. Полагаю, что есть возможность и для укрепления координирующего церковного органа, занятого пастырской деятельностью и духовным просвещением в армии. Православные пастыри и миряне могли бы больше участвовать в воспитании в народе нашем любви к Отечеству, поднятии общественного престижа воинской службы, восстановлении памяти о славных ратных свершениях прошлого. Последнее особенно актуально в связи с приближающимся 50-летием Победы в Великой Отечественной войне.

Все эти вопросы ждут обсуждения на данной конференции, а в ближайшем будущем, надеюсь, и решения на предстоящем Архиерейском Соборе нашей Церкви.

Дорогие участники конференции! Силы добра и зла борются в мире, и никто не находится в стороне от этой борьбы. Задача Церкви в том, чтобы всегда объединять и укреплять людей в делании добра, в стремлении к духовному совершенству, указывать путь к подлинному благу, которое не утрачивается с концом жизни, а пребывает в вечности. Начальник, который дан Богом нам на добро, не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое (Рим. 13, 4). Эти слова апостола Павла определяют наше отношение к законной вооруженной силе. Пусть же наша духовно возрождающаяся армия всегда помнит их.

Господь да пребудет со всеми вами и да поможет вам в трудах на благо Святой Православной Церкви и Российского Отечества. Пусть Божие благословение сопутствует работе этой конференции.

http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy476.htm

Связанные материалы