Из телевизионного обращения в канун Фомина воскресенья, 17 апреля 1999 года
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II
Из телевизионного обращения в канун Фомина воскресенья
17 апреля 1999 года
В первый воскресный день после Пасхи Православная Церковь по традиции вспоминает поучительное евангельское событие - уверение апостола Фомы.
В Евангельском чтении этого дня рассказывается, как Господь наш Иисус Христос вывел из печального состояния неверия апостола Фому. По свидетельству апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Спаситель обратился к Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим (Ин. 20, 27). Слова Воскресшего преобразили упорное сердце Фомы. Он забывает о своих словах и уже не хочет осязать ран на теле Христа. В ответ на предложение Спасителя Фома исповедует свою веру в него: Господь мой и Бог мой! В ответ же Иисус Христос произносит слова, обращенные не столько к Фоме, сколько к христианам будущих времен: ты поверил, потому что увидел Меня, блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20, 29).
Эта евангельская история об уверении апостола Фомы научает нас тому, что в послушание вере надо покорять разум, который способен лишь понимать и усваивать данное. В случаях же, когда разум решается судить о вере, находясь вдали от нее и не зная ее, он неизбежно приводит человека в состояние крайнего заблуждения.
Необходимо умом познавать Истину, которая дается в Священном Писании, чтобы любить ее сердцем и, следуя канонам Православной Церкви, идти к своему Спасению, - в этом заключается призвание каждого христианина...
Человечеству многократно приходилось сталкиваться с таким явлением, что новейшие изобретения, созданные во благо, употребляются во зло. Так, первыми печатными изданиями как в Западной Европе, так и у нас в России были книги Священного Писания. Сейчас нас захлестывает море печатной продукции, пропагандирующей совсем иные ценности.
Для порабощения ума и духа сегодня активно используются глобальные информационные системы и электронные средства массовой информации. Созданные для облегчения распространения знаний информационные системы приобретают совершенно иной облик и используются для подавления созидающих внутреннюю жизнь души чувств стыдливости и целомудрия, для пробуждения низменных инстинктов, распространения безнравственности и агрессии. Очень короток путь от мальчика, играющего на компьютере в воздушный бой, до пилота натовского самолета, сбрасывающего бомбы на мирные города Югославии.
Развитие новых технологий не следует называть культурным прогрессом, так как без духовного развития личности, без высоких идеалов служения истине, добру и красоте человек все больше закабаляется и становится рабом вещей. Рабство вещам и технологиям, если поглядеть на него глазами веры, всегда несет в себе элементы идолопоклонства. Недаром наблюдаем мы возрождение архаичных языческих культов и распространение тоталитарных сект, отрицающих в человеке не только образ Божий, но и личностное начало. Для человека, утратившего нравственные ориентиры, все представляется допустимым и приемлемым - и получившее невиданный, поистине индустриальный размах уничтожение детей в утробе матери, и бездумные эксперименты с наследственностью живых особей, и развращение малолетних, и осквернение всего светлого и чистого.
Эти пасхальные дни являются праздниками примирения и объединения всех нас в Господе и Спасителе нашем. Пусть пасхальная радость этих дивных дней будет источником желанного для всех мира, взаимопонимания, терпимости, братской любви друг ко другу и единства в Воскресшем Господе Иисусе Христе.