Рождественские чтения 2001 года, 21 января 2001 года
Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на открытии IX Международных Рождественских чтений
21 января 2001 года
"ЦЕРКОВЬ И МИР НА ПОРОГЕ НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ"
Многоуважаемые представители высшей государственной власти, Преосвященные архипастыри, досточтимые отцы, дорогие братья и сестры!
С духовной радостью приветствую вас, зная, что сегодня в этом зале собрались люди, посвятившие себя великому и святому делу – просвещению и воспитанию молодого поколения наших соотечественников, которому предстоит понести основные труды в наступившем XXI столетии.
Совсем недавно завершился драматический век, ознаменованный невиданным разрушением и самоотверженным созиданием, богоотступничеством и новым обретением дороги к храму, беспрецедентными гонениями на веру Христову и отрадным церковным возрождением. Это тяжелое время мы пережили прежде всего благодаря великому подвигу новомучеников и исповедников Российских. Их жертвенной верностью Господу и Его Церкви, их святыми молитвами доныне утверждается Православная Русь. Однако души многих наших соотечественников по-прежнему опустошены, искалечены, отторгнуты от источника благодати Божией. Миллионы русских людей духовно и мировоззренчески дезориентированы, пребывают в состоянии глубокого религиозного невежества.
Ныне Россия, как никогда прежде, нуждается в проповеди животворного слова Божия, несущего мир, любовь, веру и надежду каждому человеческому сердцу. Святитель Феофан Затворник называл воспитание “самым святым из всех святых дел”. Православное образование в нашей стране – воистину необъятная нива, ожидающая усердных делателей. От его успехов зависит будущее Русской Церкви и всего нашего народа.
По Промыслу Божию человечество вступает в третье тысячелетие от Рождества Христова. И мы вновь устремляем помышления к “…великой благочестия тайне: Бог явился во плоти” (1 Тим. 3, 16). Боговоплощение освятило мир, подарило уязвленным грехом, страждущим людям свет надежды. Открывшийся народу Божию смысл бытия преобразил человеческую жизнь. Рождество Христово стало поворотным событием истории: “Милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася” (Пс. 84, 11). Господь пришел на землю ради всех людей, и Его Рождество есть воистину общий праздник человеческого рода, примиряющий народы друг с другом, отменяющий все земные различия пред лицом незаходимого Света, Который освящает и просвещает каждое сердце.
С чем же вступает в новое тысячелетие мировая цивилизация? – Она добилась немалых успехов на пути овладения научными знаниями и технологиями. Пронизанный всеохватывающими телекоммуникационными связями, мир как будто стал меньше. Рушатся преграды между странами и людьми. Все больше полномочий передается наднациональным структурам управления. Но приблизились ли люди друг ко другу в результате всех этих процессов? Становятся ли отношения между ними чище, откровеннее, теплее? Остается ли в нынешней многосуетной жизни место для любви и сострадания? Приведут ли технологические, информационные и политические нововведения к выходу из духовного кризиса, отягощенного экономическими и экологическими проблемами? Может ли истинно нравственная система ценностей основываться на приоритете пользы и равнодушии к духовной истине? Стремление к неограниченному потреблению, столь характерное для западного мира и, к сожалению, воспринятое известной частью нашего общества, может разрушить коренные основы взаимопонимания между народами. Абстрактные либеральные идеи не помогут устранить противоречия между интересами “золотого миллиарда”, пользующегося львиной долей мировых ресурсов, и несчастьями множества людей, выброшенных на обочину жизни.
Современная цивилизация облегчила человеку его земное существование, но поставила перед ним и множество новых серьезнейших проблем. Впечатляющие достижения технического прогресса подчас имеют неприглядную оборотную сторону: развитие энергоемких и материалоемких технологий приводит к тому, что окружающая среда становится непригодной для жизни, достижения научной мысли направляются на проведение экспериментов над природой человека, оправдываемых жаждой бесконечного продления земного бытия, средства массовой информации используются для нивелирования человеческого сознания, глобальные коммуникационные системы, активно развивающиеся в последнее время, могут принести человечеству еще неведомые бедствия.
Но у нашего народа есть крепкая защита против всех ухищрений сил зла – Святое Православие. Тысячу лет Русская Православная Церковь была надежной опорой для многих поколений наших соотечественников, драгоценным кладезем, из которого они черпали живую воду истинной веры и подлинной духовности, – и в нынешнее сложное время она не остается в стороне от жизни народа. Важнейшая задача видится нам в сохранении высокого строя русской культуры, укорененной в традиционных ценностях, дающей людям подступы к пониманию истинного смысла жизни, к источнику ее незамутненной красоты. Церковь никогда не чуждалась человеческого творчества. Наоборот, именно она стала благодатной колыбелью, в которой воспитывалась отечественная культурная традиция. В сокровищницу мировой культуры навсегда вошли шедевры древнерусской и классической русской литературы, исполненные душевного тепла и светлой гармонии музыкальные произведения, шедевры иконописи и архитектуры. И сегодня, когда отечественную культуру пытаются уничижить и разрушить, все трудящиеся в области церковных художеств, богословской науки, православной литературы и музыки не должны забывать о своей великой ответственности перед Церковью Божией – хранительницей дивного духовного наследия Святой Руси.
Русская Церковь освободилась из оков многолетнего пленения и ступила на путь широкого общественного служения, исполняя завет святого Апостола Павла: “Вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем” (1 Фес. 5, 14). Удовлетворить духовные потребности современного общества, не обмануть его надежд и ожиданий, поддержать и развить его творческий потенциал, возродить и укрепить нравственные начала жизни, содействовать спасению каждой человеческой души – вот важнейшие исторические задачи, стоящие перед нами.
Россия и другие страны Содружества Независимых Государств переживают нелегкое время. Множество обездоленных, страждущих людей, лишенных полнокровной и достойной жизни, взывают о помощи. И Церковь, восстающая после долгих десятилетий гонений, хотя и находится в тяжелейшем положении, всеми силами стремится помочь им. Она ищет любую возможность соработничества с государством и обществом в делах добра и милосердия. Эти дела нельзя откладывать – надо помнить, что не оскудеет рука дающего. “Всегда ищите добра и друг другу и всем” (1 Фес. 5, 15) – как никогда актуальны сегодня эти апостольские слова.
Именно добра и милосердия недостает сейчас всему миру, не исключая стран “золотого миллиарда”, безнадежно запутавшихся в тенетах потребительской цивилизации. Человек все больше попадает в плен к вещам, им самим созданным. Современное неудержимое потребительство несет в себе черты древнего идолопоклонства золотому тельцу. Неужели нас ничему не научил опыт ХХ века, да и всей истории? Не уподобляемся ли мы ветхозаветному народу, который после многолетнего странствия по пустыне не дождался пророка Моисея, взошедшего на святую гору Синай, и поспешил создать себе идола?
Материализм, бывший на протяжении прошлого столетия господствующей идеологией, ныне отступает, опустошив и обезволив души людей. Растерянные, сбитые с толку, утратившие исторические корни и связи, они стремятся к преодолению одиночества и душевной пустоты. Но при отсутствии элементарных религиозных знаний, опыта духовной брани, преодоления страстей, духовного трезвения, они нередко попадают в капкан примитивного магизма. Образуется благоприятная почва для распространения тоталитарных сект, колдовства, суеверий, от которых недалеко и до поклонения злым духам.
Вот почему духовное образование и воспитание относятся к первоочередным задачам церковного служения. Передать детям и юношеству дух православной веры, открыть им прямой путь к неисчерпаемой сокровищнице Священного Писания и Священного Предания, восполнить то, чего не смогли сделать родители, – задача каждого из церковных тружеников, пастырей и мирян. По милости Божией, несмотря на все сложности и препятствия, мы имеем уже немалое количество воскресных школ, православных лицеев, гимназий и высших учебных заведений. Они далеко еще не крепки, нуждаются в непрестанной духовной и материальной поддержке. Тем не менее духовное просвещение мирян в последние годы стало реальностью нашей жизни.
Я благодарю собравшихся в этом зале работников православного образования, трудящихся в самых разных местах в различных учебных заведениях. Ваши усилия поистине неоценимы, ибо закладывают основу духовного возрождения народов России и других стран Содружества. Приветствую и выпускников православных высших учебных заведений. Надеюсь, что они будут ревностно трудиться на благо Церкви и Отечества. “За хорошим началом следует и прекрасный конец”, – говорит святитель Григорий Богослов. Многое сделано, но несоизмеримо больше надлежит совершить, чтобы наша земля расцвела, яко древо, насажденное у живоносного источника православной веры. Христос есть лоза, а мы ветви; кто пребывает в Нем, тот приносит много плода (Ин. 15, 5).
Новое тысячелетие, на порог которого мы ступили, встречает нас не слишком приветливо. Жестокий и безжалостный век, расщепивший не только атом, но и человеческую душу, не спешит расставаться с нами. Но час пробил и знамение того – уверенное возрождение нашей Святой Церкви, которая неизменно пребывает со своим народом, не уставая обличать нечестие и зло, напоминать о совести и человеческом достоинстве, о величайшей ответственности каждого из нас за страну, народ и за весь мир. Церковь свидетельствует, что Бог не оставляет нас, ожидая, когда мы обратимся к Нему с покаянным плачем. Много нужд и потребностей у современного человека, но более всего он нуждается в свете веры. “Истинная вера, – говорит святитель Тихон Задонский, – как искра, зажженная от Духа Святого в сердце человеческом, разгорается теплотой любви”.
Порог нового тысячелетия – благоприятное время для того, чтобы освободиться от тяготящей нас инерции прошлого, от духа злобы, вражды и ненависти, разделяющего людей и разрушающего духовный лад человеческого сообщества. “Имя Церкви, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – есть имя не разделения, а единения и согласия… При согласии малые вещи увеличиваются, а при раздоре – великие уменьшаются”. И у Церкви, и у государства есть немало совместных задач как национального, так и вселенского значения. Подступить к их решению можно только сообща. А для этого прежде всего нужен конструктивный и плодотворный диалог в духе благожелательности и откровенности. Церковь призвана печаловаться о нуждах народа, свидетельствовать о великой ответственности правителей перед Богом, людьми и историей. Во всяком добром деле Церковь поддерживает усилия власти, решительно стоит за ее консолидацию и укрепление, но она не может не осуждать нравственно непродуманные деяния, пассивность и бездействие, не может делать уступки силам зла. Власть дается от Бога. И люди, облеченные властью, должны постоянно помнить об этом. От суда людского можно уклониться, но от Божия суда никуда не убежать, не спрятаться ни под землей, ни под небесами. “Рука Его простерта, – говорит пророк Исаия, – и кто отвратит ее?” (Ис. 14, 27).
Свобода совести не оправдывает пренебрежения духовными традициями, которые складывались на протяжении тысячелетий. У каждого народа есть собственное лицо, уникальный душевный склад, неповторимый характер. И Церковь знает: без Православия России не возродить в полной мере своего истинного достоинства, своего исконного величия.
Весь мир находится сегодня на переломном рубеже – в такое время естественны и оправданны надежды людей на лучшее. Мы, будучи православными христианами и желая “всем спастися и в свет разума приити”, надеемся, что в человеческих сердцах возродится живая вера. “Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него” (Лк. 18, 17). Именно ради спасения каждой души, всей стенающей и страдающей твари, вочеловечился Господь – Альфа и Омега, начало и конец всего сущего. Более двух тысяч лет прошло с тех пор, как совершилось Пришествие в мир Христа Спасителя, но вновь мы находимся в начале пути. Молодое вино христианства обновляет все сферы человеческой жизни.
В основу отношения учителя и учеников в христианских школах были положены отношения Господа Иисуса Христа с апостолами: “По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою” (Ин. 13, 35). Наш народ сейчас особенно нуждается в людях, способных на жертвенный подвиг во имя любви – любви к Богу, Отечеству и ближним.
Дорогие мои, я понимаю, как трудно приходится всем вам. Ведь святое дело образования, которому вы служите, часто приходится исполнять за ничтожное вознаграждение, а то и вовсе безвозмездно, многим жертвуя и преодолевая всяческие нестроения. Но всегда надо помнить, что мы не одни, что Господь не оставляет нас ни на мгновение. И не забывайте слов Спасителя: “Сила Моя совершается в немощи” (2 Кор. 12, 9). Сила Божия – с нами, когда мы исполняем дело Божие.