Рождественские чтения 1995 года
Из доклада Патриарха Алексия II на III Международных Рождественских образовательных чтениях
22 января 1995 года
Братья и сестры, я сердечно приветствую вас на Международных Рождественских образовательных чтениях, которые начинаются сегодня. Международные Рождественские чтения становятся у нас доброй традицией. Уже не первый год собираются для участия в них представители государственной и церковной систем образования. Отрадно, что отношения наши продолжают налаживаться, что нет между нами непреодолимых барьеров.
В число учредителей этих чтений входит, с одной стороны, Русская Православная Церковь, которую представляет Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, подведомственные ему высшие учебные заведения для мирян - Российский Православный университет имени святого апостола Иоанна Богослова и Свято-Тихоновский Богословский институт (система духовного образования представлена Московской Духовной академией), а с другой стороны, Министерство образования Российской Федерации, Московский департамент образования, Российская академия образования, Комитет по высшей школе, Московский Государственный университет.
В одном зале собрались священнослужители и миряне, преподаватели вузов и учителя школ, верующие и неверующие, сплоченные общим делом - возрождением образования и воспитания.
Едва ли можно недооценить значение образования в нашей жизни. Может быть, из всех задач, стоящих сегодня перед нашим обществом, задачи образования и воспитания наиболее важные и ответственные. Будущее нашего Отечества, нашего народа и нашей Церкви непосредственно зависит от тех, кто придет нам на смену. Не является ли значительнейшая часть трудностей, переживаемых сегодня нами, результатом духовной дезориентированности людей, утраты ими нравственной основы жизни?
Двадцатый век по Рождестве Христовом приближается к концу. Пора подводить итоги.
Нам есть куда оглядываться и есть на что оглянуться, есть с чем сопоставить и сравнить, есть незыблемый ориентир - учение Церкви и непреложный недосягаемый образец - жизнь Господа нашего Иисуса Христа.
В историю человечества XX век вошел как век массового богоотступничества. Ни в каком другом столетии столько не говорилось о расцвете человеческой личности, о гуманизме, о высоком назначении человека, и в то же время так не унижалось его достоинство, едва ли когда так множились и бесчисленные духовные подмены.
При всем наружном многоцветье - от "единственно истинного научного мировоззрения" до сектантства и оккультизма всевозможных оттенков - налицо общее в них: подмена, стремление обособившейся частью заслонить и затмить целое, отгородить человека от Бога и от глубин собственной души, лишить духовной силы и живого движения совести.
Человек отпал от Бога и утратил свое собственное духовное средоточие, сам стал распадаться на автономные, противостоящие друг другу части. Жизнь его, в свою очередь, стала распадаться на отдельные полужизни, на ролевые функции.
Разговоры о гуманизме и о личностном начале только оттеняют обесцвечивание человека, утрату им цельности души и цельности жизни. Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот (Мк. 3, 24-25). Таковы последствия возобладавшей в наше время самодовлеющей секулярной картины мира. Мертвеет душа, засыхает смоковница, корни которой не питаются животворной влагой от источника - Господа нашего Иисуса Христа. Материализм едва ли имеет сегодня многих убежденных приверженцев. Это не значит, что обстоятельства складываются вполне благоприятно. Оскверненная и опустошенная материализмом и нигилизмом душа дезориентирована. Она потеряла духовные ориентиры, не в состоянии разобраться в происходящем, неспособна защитить себя от экспансий всякого рода.
Падение тоталитарного режима вовсе не означает, к сожалению, преодоления тоталитарного сознания в душах людей.
Религиозного в человеке нельзя убить и подавить полностью. Отказ от Откровения Божиего ведет к восстановлению сохраняющихся в тайниках подсознания архаических языческих культов, к обожествлению природных стихий, к фетишизму и магии. Неоязычество - проявление духовной деградации современного человека. Отказавшись от высшего в себе, он становится рабом низменных, инфернальных сил. Утверждая свою независимость, он делается игрушкой в руках смерти. Любое поклонение не Творцу, а твари, в каких бы обличьях оно ни возникало, всего лишь идолопоклонство. Идолы не могут не требовать себе все новых и новых жертв. Такова их природа, основывающаяся на отрицании живого и личного Бога, на непреодолимости греха и смерти. На смену недавнего неприкрыто богоборческого атеизма идет неоязычество, новое страшное рабство, подчинение духу саморазрушения.
Не надо смешивать нынешних наших неоязычников с древними язычниками. Язычники, не получив Откровения Божиего, не сподобившись еще услышать Слово, предчувствовали Истину и искали Ее. Неоязычники встали на путь нисхождения, они сознательно отказываются от Откровения и не хотят знать Истины. Истина им не нужна. Они ищут магической власти, попадают сами под власть греха и смерти. Это объединяет "Белое братство" и последователей Рериха, множество других сект, калечащих психику людей, разрушающих фундамент их нравственного здоровья.
Я остановился на неоязычестве потому, что сегодня в нем видится реальная опасность, угрожающая нашему народу на пути выхода из тоталитарного плена. Может показаться, что перед нами открывается множество возможностей, нечто похожее на новый выбор веры. Однако многообразие это кажущееся. Или народ наш возвратится к Православию, или окажется в жутком тупике неоязычества.
Нужно ли избирать новую веру народу, который уже тысячу лет обладал верой? Народу, язык и культура которого, государственность и национальная аутентичность сложились под воздействием Православной веры? Исторический выбор, сделанный 1000 лет назад святым равноапостольным князем Владимиром, ответил на духовные запросы наших предков, гармонически отозвался на присущее им художественно-эмоциональное восприятие мира. Их влекли к себе духовная и нравственная красота, одухотворенность высокими идеалами, святость и праведная жизнь в Боге.
Нас укоряют, что мы слишком много говорим о традиции, о предании, слишком часто оглядываемся назад. Но мы именно смотрим вперед, заглядываем в настоящее через прошлое. Земная жизнь человека вовсе не вся его жизнь. Она только приготовление к подлинной жизни, к жизни в вечности. Вечность смотрит на нас в ликах наших святых. Даже в годы самых тяжких испытаний Господь не оставлял Россию. Неужели Он оставит ее теперь, когда после периода чудовищных, невиданных в истории гонений у нас наконец появилась возможность постепенного восстановления церковной жизни во всей ее полноте, появилась возможность благотворительной, культурной, образовательной и социальной деятельности?
Хотя затруднительное экономическое состояние не позволяет в полной мере осуществлять все необходимые программы, однако за последние годы удалось совершить многое, немыслимое еще вчера. С благоговейным изумлением приходится наблюдать, как на наших глазах совершается чудо Божие. Буквально из пепла восстают порушенные святыни, восстанавливаются храмы и монастыри, созидается общинная жизнь. Это возрождение совершается трудами верующих, их молитвой, их верой и любовью к Святой Церкви Христовой.
Наше сегодняшнее положение трудно, но оно не трагично. Трагедии нет места в жизни православных христиан. На все времена мы искуплены жертвенным подвигом Господа нашего Иисуса Христа. Может быть, не было в человеческой истории столетия мрачнее и разрушительнее, беспощаднее относившегося к живому в человеке, агрессивнее стремившегося изничтожить живущие в душе высокие идеалы. Но из него Русская Православная Церковь выходит обновленной. Мужественно и достойно пережила она времена гонений. Только древняя Церковь, Церковь первых веков после Рождества Христова, может сравниться с нашим веком по числу мучеников и исповедников. Сотни тысяч безвинно погибших предстательствуют о Русской земле перед Престолом Божиим. Врата адовы не одолели нашей Церкви. Меняются формы подвига, но во все времена Церковь Божия держится подвижничеством. Наше время воистину становится временем самоотверженного подвижнического восстановительного труда. К нам обращены слова Господа: встань, возьми одр твой и иди (Мф. 9, 6). Никто другой за нас не встанет и не пойдет и не сделает того дела, которое именно мы должны совершить.
Разрушены и осквернены Божии храмы, разрушен и осквернен храм Божий в душе человека. На последнем Архиерейском Соборе вопросы образования и воспитания были в центре внимания. Нет перед нами сегодня задачи важнее, неотложнее и существеннее. Упустим еще несколько поколений, не создадим у них нравственного иммунитета, не возродим в их душах стремления к высоким идеалам, не укореним в них чувств веры и любви, искания правды Божией - и не будет России на свете. По крайней мере той России, которую мы знаем и любим. От того, насколько нам удастся справиться с задачей образования, возобновить почти прерванные культурные традиции, зависит само существование нашего народа.
Церковь Божия всегда свидетельствует миру о вечном и непреходящем, но сама вынуждена существовать в изменяющемся мире, и подчас изменяющемся очень стремительно. Однако как бы ни менялся мир, основные начала православного учения и православного образования остаются незыблемыми.
Учительная деятельность Церкви - одна из важнейших. Недосягаемым образцом ее стал Господь наш Иисус Христос. Именно учительское звание избрал Он для Себя. Уже двенадцатилетним отроком нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их (Лк. 2, 46). Здесь в одной фразе даны главные черты образования: живое личное участие, простота и непринужденность отношений. Важно и то, что пребывает Он в храме,- обучение истинам веры не может состоять только в сообщении отвлеченных абстрактных знаний, невозможно без переживания чувства благоговения, преданности и любви к Богу.
Так и апостолам Своим Господь заповедал быть прежде всего и больше всего учителями. Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19). Сперва научите, потом крестите. Важнейшей задачей Церкви на современном этапе, как и во времена апостольские, остается воспитание и просвещение народа Божия, но и всех людей, которые, хотя и стоят еще за церковной оградой, но взыскуют правды и жизни в Боге.
Семя есть слово Божие (Лк. 8, 11). Едва ли можно яснее и рельефнее, чем в этих словах Священного Писания, выразить силу слова. Что на ниве семя, то в душе нашей слово. Семя, по самому смыслу своему, начаток жизни. Не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? - спрашивают в другой притче слуги Господни (Мф. 13, 27). Они разумеют, что семя должно быть посеяно только доброе, чистое, отборное, ибо велика и неисповедима его сила. Ибо вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам,- говорит Господь (Ин. 15, 3). Сеющий доброе семя есть Сам Сын Человеческий. Господь не только первый из учителей, но и единственный (Мф. 23, 8).
Можно разрешить в положительном смысле недоумение некоторых церковных людей: можно ли учить мирянам, дозволено ли им право учительства. Учительство никогда не вменялось в нашей Церкви в обязанность одного клира. Православная Церковь никогда не знала разделения на Церковь учащую и Церковь учащуюся, хотя служение словом вменялась клиру как его непосредственная обязанность. "Епископ, или пресвитер, нерадеющий о причте и о людях, и не учащий их благочестию, да будет отлучен. Аще же останется в сем нерадении и лености, да будет извержен",- читаем в 58-м Апостольском правиле. Но и образованным мирянам, как в древние времена, так и в практике Русской Церкви, никогда не запрещалось проповедание слова Божиего. Проповедь всегда была привилегией не священного сана, а религиозного знания.
Каковы же существеннейшие основы православного образования? Они совпадают с важнейшими устоями православной жизни.
Это христоцентричность, признание богодухновенности Священного Писания, уважение и благоговение к Священному Преданию Церкви, строгая церковность и литургическая благодатная жизнь.
Для православного христианина в центре всего всегда Христос, Его жизнь, Его дело, Его слово. Это самое дорогое, самое нужное, самое важное. То, что сопровождает человека всю его жизнь,- от рождения до смерти. Личная встреча с уникальной и неповторимой личностью Богочеловека переменила ход всей мировой истории. Меняет эта встреча и каждую отдельную человеческую жизнь, придает ей подлинный смысл и наполнение.
Отсюда - непременный личностный характер православного обучения. В основе его не только открытость подлинной реальности, но и непосредственная встреча личности преподавателя и ученика. Так учили в православных монастырях, на протяжении столетий являвшихся главнейшими центрами образования и культуры.
Мы расширяем сегодня нашу систему образования. Не обезличить образование, не допустить того, чтобы душа мертвела от избыточного знания, оторванного от жизни - вот что должно быть важнейшей нашей заботой.
Следует воцерковиться, войти по настоящему в жизнь Церкви, участвовать в церковных Таинствах, жить в молитвенном и богослужебном ритме церковного года. Недостаточно для человека, почитающего себя православным христианином, одной веры и признания умом существования Высшего Существа. Для нас Божественная литургия не просто обряд, пусть даже центральный и важнейший. Именно в Литургии открывается подлинная реальность, гораздо более реальная, чем то, что нас окружает,- реальность Богообщения. Литургично наше богословие и литургична наша жизнь. В трудные времена, когда была запрещена проповедь, любой вид социальной деятельности, оставалось главное - Литургия, и Церковь выстояла. Божественная литургия освящает не только человека, но и весь строй мироздания. В ней возрождается живое единство Бога, человека и всего Божиего творения.
Каждое слово Божественной литургии полно любовью и благоговением. В драгоценные одежды облачила Церковь свою величайшую святыню. Она - величайшее художественное произведение. Можно ли безразлично относиться к поспешным и неумелым попыткам ее модернизации? И в произведениях Пушкина встречается немало устарелых слов и выражений. Но всем понятно, что попытка обновить, освежить его строки была бы варварством. Великое православное наследие входит в золотой фонд нашей культуры. Незнакомство с ним, пренебрежение к нему и небрежное отношение ничем не может быть оправдано.
Воцерковление, участие в Таинствах Церкви предполагает неукоснительное соблюдение и заповедей Христовых. Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе (Иак. 2, 17). Христос открывается верующим не по одиночке, но в их взаимной любви, в их единстве. Даже самую жизнь свою христианин обязан положить "за други своя", для их спасения.
Нравственная жизнь невозможна без пробуждения совести и присущего душе человеческой чувства греха, без научения различать добро и зло, без борьбы со злым началом в себе самом.
Наш пастырский долг состоит в том, чтобы беспокоиться не только о православном образовании. Разве не нуждается в существенных переменах и переориентации вся система образования? Мы, православные люди, не можем не засвидетельствовать перед всеми людьми, занятыми великим делом образования, что на их и на наши плечи ложится величайшая ответственность перед Богом и перед людьми. Под угрозой уничтожения находится наша традиционная культура, менталитет, образ жизни - все, что делало нас народом и народом великим, внесшим немалый вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры.
Мы несомненно являемся неотъемлемой частью Европы, но именно в качестве православных. Разве вся европейская цивилизация не сложилась на основе христианских ценностей? Даже идеи прогресса и свободы не могут быть адекватно поняты вне контекста христианской культуры.
Только обращение к подлинной основе бытия, к духовным основаниям нашей жизни может привести к настоящему возрождению страны и народа. Россия нужна не только самой себе, но и всему миру, как Россия Феофана Грека, Андрея Рублева, Пушкина, Достоевского, Преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского.
Сегодня перед православными людьми стоят огромные по своей важности задачи осмысления русской национальной культуры, русской истории, русской литературы. На протяжении многих лет их пытались замкнуть в искусственные схемы. Не заменить одну схему другой мы должны, но восстановить подлинную реальность во всем ее многообразии, вернуть дыхание жизни, понять глубже и узнать лучше.
Разве это не интересно и не важно даже для людей, далеких от Церкви по своим убеждениям?
Сама по себе наука, лишенная глубинной нравственной основы, может быть опасной и разрушительной, вести к бедствиям и безысходности. Разве не доказал двадцатый век со всей наглядностью и убедительностью, что можно разрушить не только природную окружающую среду, но и человека. Ограбить и обделить его, лишить прошлого и лишить будущего.
Источник настоящего научного творчества - в Боге. Может быть, именно у нас, в России, складываются сегодня уникальные возможности для того, чтобы окончательно преодолеть ущербное секулярное "научное" мировоззрение, ничего общего не имеющего с настоящей наукой. Мышление, основанное на элементарной логике, недостаточно. Оно не позволяет человеку подступить достаточно близко к реальной сложности и многоцветности мира.
Над нами еще тяготеет расхождение между собой двух культур, светской и церковной. Возникшая в результате усвоения плодов иной культурной традиции, но без осмысления ее корней, наша светская культура прошла сложный духовный путь, накопила немалый духовный опыт. Подчас она удивительно, сама не ведая того, приближалась к культуре духовной, подчас отличалась поразительной глухотой и духовным бесчувствием.
У всех людей, занятых святым и великим делом образования, одна главная задача - воспитание и обучение подрастающего поколения. От того, насколько нам удастся осуществить ее, зависит будущее России и народов, населяющих нашу страну. Вот почему так важно наше общее взаимопонимание, взаимодействие.
Православное воспитание и образование поистине испытано многовековым опытом. Плоды его засвидетельствованы в жизни наших святых, в лучших людях Русской земли. Оно сформировало великий народ, создавший обширное наследие духовной жизни. Это наше общее наследие. Едва ли увлечется сектантскими идеями человек, воспринявший глубину и масштабность православной духовной и культурной традиции. Церковная система образования не может и не должна заменить собою образования светского. Но и светское образование не может пройти мимо важнейших проблем, на протяжении столетий волнующих душу человеческую. Нельзя рассчитывать только на государственную систему образования, с трудом выбирающуюся из под обломков государственной идеологии.
Немалую роль в деле просвещения России могло бы сыграть альтернативное, в частности, земское образование. Земские школы, наряду с русскими национальными, могут достойно послужить возрождению России и русской культуры на началах Православия. Осознанное осмысление местного материала, близкого душе, дает человеку возможность восстановить внутреннюю иерархию ценностей, делает его способным отличить настоящее от подделки.
Нам, православным, нужно активнее использовать открывающиеся возможности взаимодействия, не поступаться убеждениями, но проявлять определенный такт и гибкость, помнить, что сила наша не в схоластике. Поясню на примере. Некоторые православные школы и лицеи обходятся без специального преподавания Закона Божия, но при этом истины православной веры глубоко укореняются в сознании учащихся и не вызывают отторжения.
Вопрос об учебниках и учебных пособиях один из важнейших и самых безотлагательных. Перспективы развития общественной ситуации наводят на мысль о необходимости создания таких книг, которые были бы доступны для людей различных взглядов, книг симфонического звучания. Мы не можем уходить все дальше по пути разделения культур. Было бы хорошо, если бы учителя православной гимназии и государственной школы могли руководствоваться одним и тем же учебником. Такой учебник должен был бы допускать определенное различие "прочтений", или интерпретаций, как допускает его всякое настоящее художественное произведение. Люди устали от агитации и пропаганды, не доверяют им. Мы же нередко продолжаем оставаться в плену старых стереотипов. Так мы мало кого убедим. Можем даже оттолкнуть того, кто потянулся к вере, но справедливо страшится всяческих духовных подмен.
15 января я совершал богослужение в Зеленограде и после богослужения посетил зону, в которой находятся в заключении тысяча заключенных, причем подавляющее большинство - 95 процентов - молодежь от 17 до 20 лет. Все они осуждены за убийство. Я сказал о том, что идет пропаганда ненависти и насилия, мы видим эту пропаганду с экранов кинотеатров и телевизоров. Американские боевики, рассчитанные на третий мир, покупаются нашим кинопрокатом только потому, что они в 15 раз дешевле, чем создание своих отечественных кинофильмов. Но никто не думает о том, что они прививают культ насилия, жестокости. И вот результат - молодежь оказывается осужденной за совершение убийств на 12-15 лет.
Посещая в разных регионах страны церковноприходские и воскресные школы, православные детские сады и гимназии, внимательно вглядываясь в лица тех, кто проходит обучение там, я обретаю уверенность, что у нас растет добрая смена. Но как мало еще таких школ и как им приходится трудно, вы все знаете не хуже меня. Судьба России, ее будущее - в руках педагогов, воспитателей, учителей.
Не в первый раз доводится мне выступать на открытии Международных Рождественских чтений. И вновь хочется пожелать всем вам, дорогие мои, здоровья, сил душевных и телесных - всем вам, которые подвизаются на поприще образования. Свет веры и свет знания, которые вы несете, восполняют друг друга.
Из книги "Церковь и духовное возрождение России".