Слово на открытии рождественских чтений (1998 г.)

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на открытии VI Международных рождественских образовательных чтений

26 января 1998 года

Уважаемые члены президиума, Преосвященные архипастыри, досточтимые отцы, дорогие братья и сестры!

От всего сердца приветствую всех вас, собравшихся сегодня в этом зале. Десять лет назад, когда Русская Православная Церковь торжественно праздновала тысячелетие Христианства на Руси, мы едва только помышляли о возрождении православного образования в России, сокрушаясь об отсутствии православных книг и учебных пособий, о неготовности людей, способных преподавать, и уповали только на чудо, на всемогущество Слова Божия, сотворившего мир из небытия и воскрешающего души людей.

А сегодня мы собрались уже на Шестые международные рождественские образовательные чтения. Здесь присутствуют представители ведущих православных высших учебных заведений: Московской Духовной академии, существующей свыше 300 лет, и отметивших в этом году свое пятилетие Российского Православного университета имени апостола Иоанна Богослова и Свято-Тихоновского Богословского института. В православных учебных заведениях для мирян состоялись первые выпускные акты. Не только духовенство, но и миряне обрели наконец возможность получить фундаментальное православное образование, восполнить утраченное и возродить духовную традицию, насильственно прерванную на много десятилетий. Наши учебные заведения выдержали испытание временем, хотя и немало остается еще сделать для упрочения их статуса, для обеспечения им достойных возможностей существования. А рядом с ними набирают силу средние учебные заведения: гимназии, лицеи, церковноприходские школы.

Всем православным учебным заведениям приходится очень нелегко, нет у них ни достаточных помещений, пригодных для занятий, ни средств для обеспечения учебного процесса и возможностей развития, ни государственной поддержки. Мы все еще находимся в условиях глубокого общественного кризиса, и не только экономического. Продолжает оставаться значительной проблемой духовная дезориентация, охватившая широкие слои нашего общества. Многие люди утратили нравственный стержень жизни. Система религиозного образования будет укрепляться, но в нынешних обстоятельствах возможности ее расширения ограничены. Однако в нравственном воспитании, в соприкосновении с источниками духовности нуждаются все дети, вне зависимости от типа школы, в которой они учатся.

Вместе с тем острую тревогу вызывает современное состояние государственной системы образования. А от того, насколько нам удастся сохранить и развить лучшее в нашем образовании сегодня, как никогда прежде, зависит будущее не только нашей страны, но во многом и всего мира.

Мы на пороге третьего тысячелетия от Рождества Христова. С чем общество подходит к этой знаменательной дате?

Экономический и политический кризис, продолжающийся уже который год у нас в стране, невольно отвлек наше внимание от кризиса глобального. А он неотступно надвигается. Жизненное пространство земли все больше становится похожим на свалку промышленных отходов, все менее становится пригодным для жизни. Развивающиеся глобальные информационные системы и средства массовой информации не только дают возможность быстрого получения и обмена информацией, но и сплошь и рядом используются во зло, для разрушения нравственного уклада и порабощения ума и духа. Информационные системы, созданные для облегчения распространения знаний, приобретают часто совершенно другой облик и используются для подавления созидающих внутреннюю жизнь души чувств стыдливости и целомудрия, для пробуждения низменных инстинктов, распространения безнравственности и агрессии. Как никогда прежде под угрозой оказывается само существование человеческой культуры. Вал всевозможных эрзацев и подделок грозит захлестнуть собою все высокое, созданное людьми на протяжении тысячелетий.

Успешное развитие новейших технологий - это еще не культурный прогресс. Без духовного развития и углубления личности, без высоких идеалов служения истине, добру и красоте, без пробуждения в душе своей образа Божия, человек все больше закабаляется и становится рабом вещей, им созданных. Рабство вещам и технологиям, если поглядеть на него глазами веры, всегда несет в себе элементы идолопоклонства. Недаром наблюдаем мы возрождение архаичных языческих культов и распространение тоталитарных сект, отрицающих в человеке не только образ Божий, но и личностное начало. Наблюдаемое движение от тотального материализма к примитивному магизму показывает степень одичания и деградации современного общества. Для человека, утратившего нравственные ориентиры, все представляется допустимым и приемлемым - и получившее невиданный, поистине индустриальный размах уничтожение детей в утробе матери, и бездумные эксперименты с наследственностью живых особей, и развращение малолетних, и осквернение всего светлого и чистого.

Для России весь последний век ее существования оказался веком тяжелейших испытаний. И сегодня, когда вопреки враждебным силам Русская Православная Церковь возрождается, нас не удивляют и не пугают никакая хула и никакая клевета. Церкви пришлось многое пережить: и поношение, и разграбление, и искусственно создаваемый раскол, и Голгофу. Но тверда была вера и нерушимо ее единство. И вратам адовым ее не одолеть.

Церковь прошла через горнило испытаний и приобрела огромный опыт. Она движима Духом Святым и потому обладает удивительной жизнестойкостью. Церковь всегда была со своим народом - и в радостях, и в испытаниях.

Кризис российской школы ставит перед нею вопрос: какой ей быть? Введение вариативного образования является ли панацеей от всех бед нашей школы; неоднократные попытки реформирования пошли ли ей на пользу? Какие шаги должны быть сделаны, чтобы хоть как-то помочь школам, находящимся в условиях перманентной бедности и нехватки самого необходимого. Думается, что преобладающее внимание должно быть направлено не на видоизменения всякого рода, а на сохранение ядра образования, его важнейшей основы. Не растекаться по древу должна мысль учеников, а учиться собираться, концентрироваться, быть целостной, сильной, ясной и чистой. И в основе обучения должны лежать вечные ценности, воспринимаемые в преемственности традиций. То, что не устарело и никогда устареть не может. Все остальные знания должны как бы группироваться вокруг этого ядра, слагаясь в стройную и гармоничную систему. Тогда в головах детей не будет сумбура и мешанины. И прежде всего нужно "образование" сердца.

"Зрение сердцем,- указывает святой праведный Иоанн Кронштадтский,- предшествует умственному познанию. Сердце видит разом, нераздельно, мгновенно, потом этот единичный акт зрения сердечного передается уму и в уме разлагается на части, являются отделы: предыдущее, последующее.

Зрение сердца в уме получает анализ свой. Идея принадлежит сердцу, а не уму, внутреннему человеку, а не внешнему".

Несомненно развитие новейших информационных систем ведет к качественным переменам самого характера образования. Школа изменяет свой тип и устроение. Сегодня еще нельзя в полной мере уяснить себе определяющие черты новой школы. Но какой бы она ни сложилась, она должна унаследовать лучшие особенности отечественной школы и выполнить свое главнейшее назначение - дать нравственные и ценностные ориентиры, научить детей самому необходимому и привить им способность научения новому и различения существенного от несущественного. В современном информационном море человек, как никогда прежде, нуждается в опытном лоцмане. И таким лоцманом должен быть современный учитель. А компасом для него должны служить нравственная чистота и живая совесть и конечно прекрасное знание предмета. Без глубокой укорененности в родной отечественной традиции, выверенной опытом многих поколений людей, живших до нас, этого заведомо не получится. Совесть - это глас Божий в душе человеческой, она должна опираться на Откровение Божие, данное людям на все времена.

Только настоящее возрождение смысла и цели образования способно возродить Русскую землю.

Только обращение к вере, к тому, что единственно важно, значимо и по-настоящему интересно для души человеческой, к "единому на потребу", открывает людям путь достойной жизни. Без Церкви нет спасения. Глубокое сознание страшной силы греха и все средства к исцелению нравственного зла искупительным подвигом Спасителя мира даны только в Церкви, и нигде больше. Русская Православная Церковь - все еще малое стадо, но есть в ней великая жизненная сила, ибо в ней "победа, победившая мир".

Вспомним слова святителя Московского Филарета, отнюдь не потерявшие сегодня своей актуальности: "Для распространителя веры нужны: во-первых, познания, с которыми он мог бы посеять слово Истины в неверующих; во-вторых, ревность и одушевление, которые делали бы его способным углублять слово Истины в сердцах и сообщать им внутренний свет и теплоту, при которых оно прозябало бы и возрастало; в третьих, расположение к самопожертвованию и к перенесению трудностей и лишений". В мире будете иметь скорбь,- говорит Господь наш Иисус Христос,- но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16, 33). Жертвенности не нужно учить людей церковных. Но от знаний нас целенаправленно пытались отлучить. Даже светские дисциплины в недавнем прошлом запрещались к преподаванию в семинариях и академиях. Поэтому сейчас для людей Церкви так необходимо овладение знаниями на современном уровне. Наука без веры порождает чудовищ, но и верующий человек нуждается в основательных знаниях как одном из средств познания воли Божией в мире и инструменте для устроения своего земного дома.

Я искренне рад, что вместе с нами находятся здесь видные деятели государственной системы образования.

Всякое развитие отношений между православной и государственной системами образования и нахождение точек взаимопонимания можно только приветствовать. Они способны обогатить друг друга. Православная система - развитием нравственного уклада жизни и гармоничной личности, цельностью миропонимания, государственная - разработанными методиками преподавания, поделиться школьными помещениями. Мы сообща призваны заботиться о здоровье физическом и нравственном. И противостоять тем, кто проповедует образ жизни, несовместимый не только с нравственными нормами христианства, но и с традициями и укладом жизни народов России.

Нет и не должно быть места легализации порнопродукции, проституции, "сексуального образования", то есть сознательного растления школьников. За эвфемизмом "планирование семьи" вполне может скрываться запланированное целенаправленное уничтожение народа.

Нельзя не возмущаться тем, что продолжает транслироваться по телевидению. Доколе будет продолжаться пропаганда насилия и разврата, неуважения к фундаментальным ценностям человеческой жизни? Не пора ли положить конец бесстыдству программ, сознательно эпатирующих общественное мнение? Постыдно и преступно опускаться до уровня худших образцов атеистической пропаганды.

Нас надо понять. Много говорилось о сталинских репрессиях. Однако реальная картина гонений на Церковь, этого страшного и беспрецедентного в истории человечества геноцида, до сих сокрыта от нашего народа. В Германии запрещена законом пропаганда фашистской идеологии. А у нас кощунство и святотатство и поныне воспринимаются теплохладно или даже со злорадством. Но мы не забыли, мы помним и всегда будем помнить о море крови, которое было пролито в результате подобной пропаганды. Сонм новомучеников Российских свидетельствует об этом.

Статистика открывает страшные цифры, вопиющие к Небу. Так по данным парламентского Комитета по делам женщин, семьи и молодежи за последние пять лет общее число детей до 15 лет в нашей стране уменьшилось на 3,7 миллиона. Ежегодно более 600 тысяч детей остаются без одного из родителей, 300 тысяч рождаются вне брака. Свыше 12 миллионов детей живут за чертой бедности, 300 тысяч детей покинули свои семьи и стали бродяжничать, 1,5 миллиона - нигде не учатся и не работают. Катастрофически растет число преступлений, актов насилия, самоубийств. В стране насчитывается уже свыше 500 тысяч сирот.

Как мы относимся к детям? Что мы знаем о них?

Сохранилось ли у нас в обществе сегодня благоговейное отношение к детям? Часто говорится, что дети - наше будущее, но разве они не наше настоящее? А ведь у наших сирот по большей части есть родители, бросившие их на произвол судьбы. И у сирот этих уже не будет того особенного, светлого чувства, рождающегося в душе, когда мы вспоминаем теплоту родимого дома. Они растут бедными и ограбленными душевно детьми, лишенными тепла и защиты, на все и всех озлобленными, а больше всего на родителей и на школу. Мучительность человеческого одиночества, начавшегося в детстве, горька своей безнадежностью и безысходностью. Сколько сил надо будет употребить, чтобы вылечить застарелую душевную боль.

И все же они дети. Много удивительной красоты, чистоты и нетронутости, силы и свежести заложено в детские души, великие сокровища скрыты в детских сердцах. Как же важно, чтобы меньше становилось детей, преждевременно одряхлевших душой, утративших всякий интерес к жизни, к высокому и благородному. Страшный грех совершают те, кто небрегут о Божием богатстве - детях, забывают о нем или даже портят его своей черствостью и бессердечием, безучастностью и неумением, и даже намеренным стремлением заразить своими грехами и развращенностью.

Важнейшая задача, общая для Церкви и всей системы образования, для воспитания в семье: как лучше помочь детям? Можно привести множество добрых примеров, но это пока всего только капля в море. Слишком уж глобально выплеснулось наружу накопившееся в сердцах человеческих зло и раздражение. Оказались разрушенными почти до основания семейные отношения, долженствующие сплачивать людей. Слишком много мы видим повсюду родительской безответственности. Нас не может не волновать беспокойство за тех, кто слаб,- за детей и за стариков. Только Церковь, освящающая брак и чадородие и вносящая мир в сердца человеческие, может привести людей к подлинному единению, уподобляя семью малой Церкви, нерасторжимо соединяя ее во Христе, пробуждая чувства отцовства и материнства. Только в Церкви восстанавливается настоящая связь поколений, находится должное место и для детей и для стариков. Слава Богу, что некоторые из людей, ответственных за обездоленных детей, уже начинают понимать, что без Церкви спасти детей невозможно.

Можно привести в качестве успешного примера совместной работы создание общественного совета по развитию православной культуры в Курской области, в который вошли представители духовных и светских образовательных учреждений. Разработанная им программа по православной культуре введена более чем в 300 школах Курской области. Можно указать на плодотворное сотрудничество Свято-Тихоновского Богословского института и Московского университета. Отметим также удачную инициативу Российского Детского фонда, начавшего издавать совместно с Отделом религиозного образования и катехизации Московского Патриархата красочный и многотиражный православный журнал для детей "Божий мир". Этот журнал адресован не только воцерковленным детям, но и всем тем детям России, которые еще только тянутся к православной вере. Было бы хорошо, если бы для этого журнала нашлось место не только в православных учебных заведениях, но и в библиотеках всех государственных школ России.

Непросто складывается жизнь современной российской молодежи. Пьянство, наркомания, разврат, безработица, заброшенность, дедовщина в армии. Молодежи нужнее всего живое дело. А в Церкви такое дело всегда есть. Ей нужны помощники, молодые, горячие сердца. Хорошо, что люди, возглавляющие структуры, имеющие отношение к молодежи, постепенно начинают это понимать. Растет число вузов, где организуются богословские факультеты, преподаются основы православной веры. Думается, назрело время приступить к решению наболевшего вопроса о полковых и тюремных священниках. Людям, стоящим перед лицом непростых испытаний, так нужен добрый отеческий совет и духовная поддержка.

Забота о детях всегда почиталась священным делом, потому что детство само по себе беззащитно. Вот почему велико и свято дело учительства. Важнейший вопрос педагогики не столько в том, чтобы напитать детей знаниями, но как и какой водой хотим мы утолять их жажду духовную и есть ли у нас вода живая. У самих нас должна быть и детская простота души, и правда любви, и незыблемость веры.

Трудности нашего времени определяются не только процессами изменения общественного строя, но и пошатнувшимся авторитетом науки, культуры и литературы. На протяжении многих лет их насильственно отрывали от духовных основ жизни, противопоставляли вере и принуждали служить господствовавшей идеологии. Утрата доверия к ним - неизбежное следствие создавшегося положения. И никакими дотациями, никакими экономическими мерами, при всей их важности, дела, думается, вполне не поправить. Только обратившись к духовным истокам жизни, подлинно обновившись, смогут наши наука, культура и литература восстановить свое попранное достоинство.

И перед православными людьми также стоит задача величайшей важности. Слишком долго нас сознательно отчуждали и устраняли от общего культурного процесса. Надлежит заново и непредвзято осмыслить место и роль национальной культуры и литературы.

Вот уже в шестой раз собрались мы с вами на Рождественские чтения. Хочется от всей души пожелать вам по-настоящему плодотворно и содержательно провести эти немногие дни, пожелать, чтобы нестроения, противостояние и нетерпимость, свойственные нашему времени, не коснулись душ ваших, чтобы сопутствовал вам во всех трудах тот благодатный мир, о котором пели Ангелы Божии в Рождественскую ночь. "Спасись сам,- говорил преподобный Серафим,- и тысячи спасутся вокруг тебя". И еще он говорил иноку Тимону: "Сей, всюду сей данную тебе пшеницу. Сей на благой земле, сей и на песке, сей на камени, сей при пути, сей и в тернии: все где-нибудь да прозябнет и возрастет, и плод принесет, хотя и нескоро". Без такого посева семян духовной жизни не может быть успеха в деле воспитания и образования детей и молодежи. Молитвенно желаю всем вам, чтобы, как Храм Христа Спасителя, посвященный Рождеству Христову, восставший на наших глазах из руин, утвердилась в ваших учениках живая вера, одухотворяющая жизнь.

Господь да споспешествует вам в великом и святом деле просвещения! Милость и благословение Божие да сопутствуют вам!

Из книги "Церковь и духовное возрождение России".

http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy447.htm

Связанные материалы