Перенесение мощей святителя Феофана Затворника в восстановленный Вышенский монастырь
На святой земле Рязанской (визит Святейшего Патриарха Алексия в Рязанскую епархию)
Журнал Московской Патриархии, август 2002 года
Посещением Рязанской епархии продолжились летом нынешнего года пастырские визиты Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Это одна из старейших в Русской Православной Церкви епархий. Предлагаем нашим читателям краткий очерк ее истории.
Исторической датой основания Рязанской епархии считается 1198 год, когда в Муром был поставлен первый епископ Муромский и Рязанский - Арсений. Спустя сто лет святитель Василий Рязанский перенес кафедру из Мурома сначала в Старую Рязань, а после ее разорения - в град Переяславль Рязанский. Он называется святителем Рязанским, так как именно он был первым епископом, прибывшим в Рязань. Значение Рязанской епархии в церковной и общественной жизни Русского государства росло. В XVI веке она управлялась архиепископами, а с 1669 года стала митрополией. Последним митрополитом Рязанским был знаменитый Стефан Яворский (1700-1722). При Рязанских митрополитах был построен величественный Успенский собор в Рязанском кремле, уже триста лет украшающий этот древний город.
Еще один святой, епископ Рязанский Иона (Одноушев), приложил много усилий к духовному просвещению рязанской паствы. За усердное служение Богу и ближним Собор русских епископов в 1448 году избрал святителя Иону Рязанского на Московский митрополичий престол. Именно с того исторического момента началось автокефальное бытие Церкви Русской.
С XVI века Рязанский кремль становится центром духовной и княжеской власти. Заботами Преосвященных Владык и рязанских князей кремль становится неприступной крепостью. Неоднократно укрывались рязанцы от врагов в стенах кремля, защищая свои святыни от поругания, а имущество и казну - от расхищения. Первый раз - в 1521 году, при нашествии крымского хана Махмет-Гирея, затем - в Смутное время, когда казацкая вольница разорила город и посады, но не смогла войти в кремль, куда архиепископ Рязанский Феодорит успел перенести мощи святителя Василия Рязанского. Кстати, именно Рязанскому архиепископу Феодориту Земский Собор 1613 года поручил возглавить посольство к юному Михаилу Романову, чтобы просить его стать на царство. Впоследствии святители Иона и Феодорит были канонизованы. Святитель Иона причислен к лику русских святых на Московском Соборе 1547 года, а святитель Феодорит прославлен в лике Рязанских святых в 1987 году.
За восемь веков правящие архиереи именовались здесь по-разному: Рязанский и Муромский, Рязанский и Зарайский, Рязанский и Шацкий, ныне - Рязанский и Касимовский. За это время Рязанская земля дважды (в начале XV века и в XX веке) теряла свою самостоятельность и подчинялась непосредственно Москве, но Рязанская епархия никогда не упразднялась и управлялась самостоятельно.
На рубеже XIX-XX столетий Рязанская епархия была одной из крупнейших в России. В ней насчитывалось более девятисот действующих храмов, множество монастырей, церковноприходских школ и богоугодных заведений. После октябрьского переворота 1917 года началось повсеместное разорение церковной жизни. В конце тридцатых годов в Рязани не было правящего архиерея, все монастыри и церковноприходские школы были закрыты, богослужения совершались в считанных храмах, остальные были уничтожены или закрыты властями. Только после Отечественной войны 1941-1945 годов епархиальная жизнь начала постепенно налаживаться. Однако положение Церкви было ненадежно и неустойчиво, так как все зависело от воли очередного правителя советского государства.
С 1988 года, года 1000-летия Крещения Руси, Православная Церковь начала освобождаться от давления безбожной власти, стала постепенно возрождаться. Это видно и на примере Рязанской епархии: за последние четырнадцать лет число приходов в ней увеличилось с пятидесяти до двухсот семидесяти, открыто восемь монастырей, Духовное училище, православная гимназия, начальная православная школа, воскресные школы, издаются газеты "Рязанский церковный вестник", "Благовест", журнал "Вышенский паломник", другая духовная литература.
Славой и украшением Русской Церкви и Рязанской земли являются не только уже названные святители, но и другие угодники Божии, входящие в Собор Рязанских святых (празднуется 23 июня н. ст.). Например, святой страстотерпец князь Роман Рязанский, твердо исповедавший свою веру во Христа перед татарским ханом, священномученики Мисаил, пострадавший за благовестие слова Божия, и Ювеналий, расстрелянный безбожниками в 1937 году, блаженные Василий Кадомский и Любовь Рязанская, которые понесли подвиг юродства, ведя истинно христианскую жизнь, заключавшуюся в угождении Богу и бескорыстном служении ближним. И рядом с ними, праведными простецами, сияет образ их современника, мудрого духовного писателя и известного богослова - святителя Феофана, Вышенского затворника. Это далеко не полный перечень рязанских святых. А сколько их, безвестных и не прославленных людьми, но прославленных на Небесах, - одному только Богу известно.
Рязанская земля богата и святынями, в разное время явленными по милости Божией. Это святые иконы Божией Матери: Одигитрия Рязанская, Муромская, принесенная святым Василием, Боголюбская-Зимаровская, Феодотьевская, Казанская-Вышенская, Феодоровская, находившаяся в Троицком монастыре, "Знамение-Корчемная", "Споручница грешных" в селе Срезнево и другие чтимые образы: святого Апостола Иоанна Богослова, Святителя Николая Зарайского и еще один образ СвятителяНиколая - в селе Ижеславле. К почитаемым святым местам рязанским относятся благодатные источники близ Свято-Иоанно-Богословского монастыря, в селе Собчаково и других местах, где православные христиане с молитвой и верой берут воду и получают пользу для души и тела.
Святейший Патриарх Алексий прибыл в Рязань вечером 28 июня. Его Святейшество сопровождали епископы Дмитровский Александр и Сергиево-Посадский Феогност. На границе Рязанской области Святейшего Владыку встретили правящий архиерей - митрополит Рязанский и Касимовский Симон вместе со своим викарием - епископом Шацким Иосифом, а также глава администрации Рязанской области В. Н. Любимов и другие представители местной власти. Для встречи Святейшего Патриарха прибыли также архиепископы Нижегородский и Арзамасский Евгений и Владимирский и Суздальский Евлогий.
В течение последних тридцати лет Рязанской епархией управляет митрополит Симон. В 1998 году в помощь Владыке Симону решением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода был поставлен епископ Шацкий Иосиф. В одном из своих выступлений во время визита Святейший Патриарх Алексий вспомнил, что архиерейская хиротония Владыки Симона была первой, в которой он участвовал. "Недавно, - добавил Его Святейшество, - я рукоположил восемьдесят первого епископа".
Следующий день начался с посещения Рязанского военного автомобильного института. Можно сказать, что Рязань - город военных. Здесь несколько военных училищ, а также единственный в нашей стране военный институт инженеров-автомобилистов. Этот ведущий в своей области институт дислоцируется в Рязани уже почти шестьдесят лет.
На плацу для встречи Святейшего Патриарха был выстроен весь личный состав - более тысячи человек. Вначале Его Святейшество осмотрел Воскресенский храм в военном институте. Очень интересна история этого храма. Во время Первой мировой войны здесь находился храм 138-го Болховского полка 35-й пехотной дивизии. Здание церкви сохранилось и в советское время использовалось для библиотеки располагавшегося здесь военного училища. Пока под храм отдана бывшая алтарная часть полковой церкви, но в недалеком будущем планируется возвратить все помещение.
Многие представители Рязанского военного гарнизона потрудились для восстановления Воскресенского храма при Рязанском автомобильном институте, а также часовни, устроенной в Рязанском военном госпитале. Это генерал-полковник Сергей Александрович Маев, начальник эксплуатации вооружения и военной техники Вооруженных Сил РФ, начальник автобронетанкового управления Министерства обороны РФ; генерал-майор Олег Михайлович Дуканов, начальник Управления ФСБ по Рязанской области, выпускник Рязанского военного автомобильного училища, председатель Попечительского совета по восстановлению Воскресенского храма; генерал-майор Михаил Александрович Невдах, начальник Рязанского военного автомобильного института, и многие другие военачальники. Святейший Патриарх вручил им церковные награды и тепло поблагодарил за помощь.
Затем Предстоятель Русской Церкви отбыл в Свято-Успенский Вышенский монастырь, где в тот день, 29 июня, должно было состояться торжественное событие - перенесение мощей святителя Феофана Затворника в его родную обитель.
Святитель Феофан, Затворник Вышенский, в 1866 году оставил епископскую кафедру и получил разрешение удалиться в Вышенскую пустынь. В своем прошении, направленном в Святейший Синод, епископ Феофан писал: "Я ищу покоя, только чтобы покойнее предаться занятиям желаемым... Имею мысли служить Церкви Божией, только иным образом служить". С того времени и до своей кончины в 1894 году святитель пребывал в любимой обители, занимаясь в уединении чтением, перепиской со своими духовными чадами, создавая творения, которые стали руководством в духовной жизни для многих и многих тысяч людей. Он был похоронен в Казанском соборе Вышенского монастыря.
В двадцатых годах прошлого столетия для обители настали тяжелые дни: как и многие другие монастыри, она была разорена. В святом месте безбожной властью была устроена психиатрическая лечебница, которая находится там и поныне. Величественный Казанский собор был превращен в морг - мерзость запустения царит в нем до сих пор.
В 1973 году мощи святителя Феофана были перенесены в Троице-Сергиеву Лавру, а в 1988 году, когда на Поместном Соборе Русской Православной Церкви святитель Феофан Затворник был прославлен в лике святых, - в единственный тогда действовавший в округе храм - Сергиевскую церковь в селе Эммануиловка, и до сегодняшнего дня находились там. В 1993 году был возрожден к монашеской жизни Свято-Успенский Вышенский монастырь - уже как женский. Сегодня здесь несут послушание шестнадцать монахинь, возглавляет монастырь игумения Нонна (Знаменская). Но поскольку жилые помещения заняты пациентами психиатрической лечебницы, сестры вынуждены жить неподалеку, на Быковой горе, где монастырю принадлежит несколько домиков.
Ныне святитель Феофан, Затворник Вышенский, своими святыми мощами вернулся в любимую обитель. Крестный ход из села Эммануиловка возглавили четыре архипастыря: архиепископы Нижегородский и Арзамасский Евгений и Владимирский и Суздальский Евлогий и епископы Дмитровский Александр и Сергиево-Посадский Феогност, которые внесли в монастырь раку со святыми мощами. У святых врат обители крестный ход встречал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, по чьему благословению совершилось это великое событие.
Множество людей проделали трехкилометровый путь от Эммануиловки до святой Вышенской обители, у многих блестели на глазах слезы - радость была всеобщей. В Успенском храме, пока единственном восстановленном в монастыре, в это время совершалась вечерня. Затем началась праздничная утреня - у раки со святыми мощами Святейший Патриарх помазывал верующих освященным елеем. После окончания богослужения Его Святейшество обратился к паломникам с первосвятительским Словом:
"Сегодня совершилось возвращение святых мощей великого подвижника земли нашей - святителя Феофана, Затворника Вышенского, в обитель, где в течение шести лет он нес труды по ее управлению, а затем 22 года пребывал в затворе, руководя оттуда многими и многими духовными чадами своими. Эту обитель постигла судьба многих обителей земли нашей - разорение и опустошение. С болью взираем мы сегодня на Казанский соборный храм, который, как и всю обитель, придется восстанавливать и возрождать. Впереди много трудов, но сегодня совершилось самое важное: великий подвижник вышенский вернулся своими святыми мощами в ту обитель, которую он возлюбил, где он нес свое служение где закончил свой жизненный путь. Ныне, через 28 лет, он вернулся в Свято-Успенскую Вышенскую обитель, и мы верим, что его молитвы помогут возрождению этого святого места..."
Глава администрации Рязанской области В. Н. Любимов дал Святейшему Патриарху обещание, что через пять лет Вышенская обитель будет полностью освобождена от пациентов психиатрической лечебницы, для которой выстроят новое помещение.
Следующий день, 30 июня, был посвящен кафедральному городу епархии - Рязани. В Рязанском кремле, удивительном по красоте и разнообразию храмов, Святейший Патриарх Московский и всея Руси освятил Христорождественский собор и совершил в нем Божественную литургию. За богослужением Святейшему Патриарху сослужили митрополит Рязанский и Касимовский Симон, архиепископы Нижегородский и Арзамасский Евгений, Владимирский и Суздальский Евлогий, епископы Шацкий Иосиф, Дмитровский Александр и Сергиево-Посадский Феогност.
В соборе в честь Рождества Христова в Рязанском кремле - отапливаемом храме - богослужения совершались в холодное время года. Это самая ранняя постройка на территории Рязанского кремля, датируемая концом XIV - началом XV века. Храм этот удивительно красив, причем красота его очень своеобразная, архитектурному облику присуща ярко выраженная индивидуальность. В советское время собор был приспособлен под исторический архив, только совсем недавно выведенный оттуда. Под спудом здесь почивают мощи святителя Василия Рязанского. Теперь, после освящения, Христорождественский храм станет кафедральным собором Рязани.
В тот день духовенство и верующие из храмов Рязани крестным ходом пришли в Рязанский кремль. После Божественной литургии Святейшим Патриархом Алексием был совершен молебен святителю Василию Рязанскому на Соборной площади. После молебна Его Святейшество обратился к рязанцам со Словом наставления, в котором, в частности, сказал:
"Сегодня мы молились здесь, на этом святом месте, освященном подвигами, трудами, служением святителя Василия Рязанского и многими трудами подвижников веры и благочестия земли Рязанской. Сегодняшний день является знаменательным в жизни Рязанской епархии - ныне совершилось великое освящение Христорождественского храма, который будет теперь кафедральным собором Рязани. Здесь, в этом удивительном по красоте архитектурных сооружений Рязанском кремле, мы видим, какие величественные памятники создавали наши предки во славу Божию. Будем же подражать им, будем укреплять христианскую жизнь, будем достойными продолжателями их подвига и служения".
В тот же день Предстоятель Русской Православной Церкви посетил старейшее учебное заведение Рязани - педагогический государственный университет имени Сергея Есенина. Здание, в котором размещается вуз, - одно из красивейших в городе. Оно было построено в конце XIX века для женского Епархиального училища, одного из лучших в России. От него университету осталась в наследство прекрасная библиотека.
В конце 1980-х годов началось сотрудничество педагогического вуза с Рязанской епархией. Сначала здесь был создан центр православной педагогики, а затем открыт и теологический факультет. Уже защищено более ста дипломов по этой специальности, одна докторская и несколько кандидатских диссертаций.
Ныне в университете построен домовый храм во имя святой мученицы Татианы, который скоро будет освящен. Средства на создание храма собирали всем миром - на него не было затрачено ни копейки бюджетных денег. Святейший Владыка осмотрел новопостроенный храм и отметил, что он так же, как домовый храм Московского государственного университета, посвящен мученице Татиане, которая считается покровительницей студенчества.
Святейший Патриарх Алексий выступил перед студентами и преподавателями РПГУ и передал в дар университетской библиотеке четыре тома "Православной энциклопедии". Ректор Рязанского педагогического государственного университета А. П. Лиферов был удостоен Предстоятелем Русской Церкви ордена святого князя Владимира III степени. Здесь же, в стенах РПГУ, Его Святейшество наградил и главу администрации Рязанской области В. Н. Любимова, который принял из рук Первосвятителя орден Преподобного Сергия Радонежского I степени.
Последний день пребывания Святейшего Патриарха на Рязанской земле, 1 июля, он провел в древнем городе Касимове, где состоялось освящение Вознесенского собора. Касимов готовится отметить свое 850-летие. Это произойдет совсем скоро - в сентябре нынешнего года. В Касимове сегодня пять действующих храмов (вместе с вновь освященным), на центральной площади города находятся три из них: Вознесенский, Успенский и Благовещенский.
Огромный Вознесенский собор, основанный в начале XVII века, в тот день был заполнен молившимися. Православные касимовцы и жители близлежащих сел Рязанской губернии собрались на совместную молитву со своим Первосвятителем. После освящения храма Святейшим Патриархом в сослужении тех же Преосвященных архипастырей была совершена Божественная литургия. Затем Святейший Владыка совершил молебен на Соборной площади Касимова и обратился к своей пастве со Словом, в котором, в частности, отметил: "Сегодня для Касимова особый день. Только что нами был освящен Вознесенский собор, всего лишь несколько месяцев назад возвращенный Церкви. Однако за эти несколько месяцев удалось вернуть этому храму его благолепие и ныне, в преддверии 850-летия города, освятить его. Я поздравляю всех жителей Касимова с грядущим юбилеем. Возрождение храма Вознесения Господня - это восстановление исторической справедливости на Касимовской земле. Ныне мы видим здесь не спортивный зал, а храм Божий, где будут возноситься молитвы о Рязанской земле, о том, чтобы Господь сохранил нас в мире и благополучии".
В Доме детского творчества, расположенном на той же центральной площади города, ждали Святейшего Патриарха представители городской общественности: педагоги и ветераны войны, работники административных служб и священнослужители. Его Святейшество всегда очень внимательно относится к таким встречам и не жалеет времени для общения с людьми. Он подробно ответил на все заданные ему вопросы, а также коснулся важнейшей для нашего общества проблемы - утраты семейного образа жизни, чем, как считает Святейший Владыка, во многом объясняется отрицательное влияние на нашу молодежь западных суррогатов культуры.
Святейший Патриарх подчеркнул, что назрела необходимость скорейшего введения в школах предмета "Основы православной культуры", о чем уже давно идут переговоры Русской Православной Церкви с Министерством образования Российской Федерации. Он привел в пример Калининградскую область, где о введении такого предмета настоятельно просят сами представители местных органов власти, поскольку область оказалась отрезанной от российской территории и 60 процентов молодежи, живущей здесь, никогда не были в России. Таким образом, происходит отрыв молодежи от родных корней, от исторических традиций, от русской культуры. "Министерство образования имеет возможность вводить в курс средней школы в отдельных регионах предмет "Основы православной культуры", и надо эту возможность использовать", - отметил Святейший Владыка.
Начальник городского отдела образования с гордостью преподнесла Святейшему Патриарху недавно вышедшую в свет книгу - народный учебник "Касимов: город и человек", который вошел в десятку книг, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации для использования в средней школе. В этом учебнике сделана попытка всесторонне представить детям родной край: его природу, историю, культуру, экономику, а также его место в составе Рязанской области и России в целом. Впервые в книгу, предназначенную для изучения в школе, введена глава, посвященная Русской Православной Церкви, ее месту в общественной жизни.
В Касимове создана и первая православная школа. Это произошло год назад. Школа эта негосударственная, подход к обучению детей православный, обучение ведется по государственной программе. В школе пока существуют только начальные классы: их три, по пятнадцать человек в каждом; с нового учебного года добавится еще один класс - четвертый. Каждый год планируется добавлять по одному классу, пока не появятся все одиннадцать.
Посещением православной школы завершилась программа пребывания Святейшего Патриарха на Рязанской земле.