Послание об обретении мощей Серафима Саровского
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II
Послание архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви
7 февраля 1991 года
Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, честные пастыри, боголюбивые иноки, инокини и все верные чада Святой Русской Православной Церкви!
Среди многих печалей и испытаний, омрачающих сейчас жизнь нашу, Всемилостивый Господь даровал нам великое духовное утешение: 11 января 1991 года в городе на Неве после долгих лет сокрытия возвращены были нашей Святой Церкви честные мощи преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского, всея России чудотворца, а 7 февраля они торжественно перенесены в Москву, в Богоявленский патриарший собор.
Никогда не могли мы свыкнуться с мыслью о том, что бесценная святыня эта безвозвратно утрачена и мы навсегда лишены возможности прикоснуться к ней и иметь ее пред своими очами.
По историческим меркам Церкви, прошло совсем немного времени, чуть более 150 лет, с тех пор как преподобный Серафим завершил свой земной подвиг. И только в 1903 году Саровский подвижник был всенародно прославлен. Чутко и быстро народное сердце угадало в этом старце самые дорогие и сокровенные черты Православия. В церковном сознании он навсегда стал в один ряд с другим печальником и молитвенником земли Русской - Преподобным Сергием Радонежским. Поэтому даже когда, казалось, бесследно исчезли мощи преподобного Серафима, а проповедь о его жизни и подвигах стала небезопасна, любовь русского народа к нему продолжала возрастать и углубляться. И в иных странах представление о русском православном монашестве неразрывно связывается с именем Саровского чудотворца.
В эти святые дни вспомним еще раз, чем так дорог нам преподобный Серафим.
Преподобный Серафим дивен своим великим молитвенным подвигом. В его лике, в его наставлениях, в его житии воплощена такая духовная целостность, такая чистота и такое духовное здоровье, что поистине он сравним со светильником, что стоит пред Богом, устремляясь к Нему своим горением и в то же время ярко светя миру.
Преподобный Серафим напомнил нам о великом счастье служить Христу в Его Святой Церкви - счастье, которого мы сами себя так часто лишаем, совершая грехи и противясь церковным наставлениям и церковному многовековому опыту.
Преподобный Серафим вновь подтвердил нам великую истину учения Церкви о том, что единственная подлинная радость - это радость освящения во Христе и что губительный грех не желать такого освящения.
Будем же идти за Христом тем путем, о котором неустанно напоминал нам преподобный Серафим. Примем любовно все церковные установления, которые направлены на духовное устроение человеческой души, которые учат нас доверяться Богу и отдаваться Его святой воле даже тогда, когда она расходится с нашими человеческими желаниями.
И так важно нам сегодня, во времена обмирщения жизни и мысли, обратиться к духовному опыту преподобного и помнить, что главное призвание христианина - в стяжании благодати Святого Духа и мира Христова.
В преподобном Серафиме нам явлена истинность слов Христа о том, что Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Но входит это Царство в нас лишь крестной дорогой. Мы сами должны очистить в себе место для горней радости. Не будем забывать, что серафимовская духовная радость явилась плодом многолетнего тяжелого подвига. И серафимовский мирный дух, и его радость о Воскресении Христа Спасителя были приобретены через сораспинание Господу, через перенесение многих испытаний и скорбей.
Но будем помнить и другое: у преподобного Серафима был свой, особый духовный путь. И подражать ему надо не во внешних формах подвига, а через поиск внутренне схожего устроения духа.
Подлинное следование преподобному Серафиму возможно для нас только в том случае, если мы в нашей собственной жизни увидим свой особый крест, возложенный на нас Господом, и станем искренне, целомудренно и честно исполнять свой христианский и человеческий долг. Не будем устрашаться выпадающими на нашу долю испытаниями. Если мы научимся во всех обстоятельствах жизни не роптать на Господа за то, что Он посещает нас не только благами, но и скорбями, значит, мы уже недалеки от причастия серафимовской радости, мудрости и цельности.
Не будем отчаиваться в нашей духовной брани - ведь у нас есть наш Господь, Спаситель, Промышляющий о нас, и есть наш дивный молитвенник, великий Серафим, подвижник и предстатель наш.
Вступая на спасительное поприще Великого поста, будем перед своими духовными очами иметь образ преподобного Серафима Саровского и назидаться его наставлениями о стяжании благодати Святого Духа, мира и радости о Господе.
В церковном предании имя Саровского чудотворца и судьба его мощей тесно связываются с судьбами всей России. И потому с еще большей верой, горячей молитвой припадем ко вновь обретенным мощам преподобного с мольбой: "Преподобне отче Серафиме, укрепи нас во всех испытаниях! Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!"
Из книги "Церковь и духовное возрождение России".