Обращение к читателям книги иеромонаха Дамаскина (Орловского) "Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 2" [Тверь, 1996. С. 3-4]
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II
Обращение к читателям книги иеромонаха Дамаскина (Орловского) "Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 2"
1996 год
Иеромонах Дамаскин (Орловский) представляет вниманию православных читателей второй том своих трудов, в котором по крупицам и с любовью собраны обширные материалы о малой части Российских новомучеников и подвижников благочестия XX века.
Двадцатое столетие - особое время в жизни Русской Церкви. Это эпоха невиданных гонений за веру, по своим масштабам, циничности, коварству и жестокости превосходящих все, что когда-либо выпадало на долю последователей Христовых.
В XX веке одна Россия дала миру больше мучеников и исповедников, чем вся предыдущая история всей христианской Церкви.
Однако кровавый Армагеддон, устроенный "красным драконом", унесший миллионы безвинных жертв, вопреки нечестивым ожиданиям богоборцев, не смог погубить Святую Русь. XX век стал Великим Днем Господним в России.
Множество мучеников и мучениц всех возрастов и сословий, принесших свою жизнь в жертву Христу Богу, стали свидетельством господства духа над плотью и тлением, стали явлением расцвета христианской идеи и жизни, стали фактом непобедимости христианского терпения и мужества.
Свидетельством господства духа - потому что эти люди не захотели сохранить жизнь или приобрести блага мира во вред своей душе, ибо душа человеческая больше, ценнее всего мира. Они были служителями животворящего Духа.
Явлением расцвета христианской жизни - ибо заповеди и повеления Божии были для них не отвлеченными истинами, а насущным хлебом их повседневной духовной жизни. Без исполнения заповедей их жизнь была бы пуста и бессмысленна. Святая и совершенная воля Божия была навсегда неистребимо написана на скрижалях их сердец.
Фактом непобедимости христианского терпения и мужества, незыблемого стояния в любви Божией - ибо сильна, как смерть, любовь и даже сильнее смерти. Никто и ничто: ни смерть, ни теснота, ни гонения, ни голод, ни опасность, ни меч - не могли отлучить их от любви Божией. Но все это они преодолевали силою возлюбившего их Бога (Рим. 8, 35-37).
Их жизнь и смерть были убедительнейшей проповедью истинности и неразрушимости Христова дела. Кровь мучеников, по словам Тертуллиана, всегда была семенем, из которого вырастал новый народ Божий. Мученики и исповедники совершили нетленный подвиг, страдания перенесли со славою, были превознесены Богом и сделались похвалою Церкви.
Как это перекликается с настроением, мирочувствием и подвигом первых христиан! Достаточно вспомнить послания апостольского мужа святителя Игнатия Богоносца, отдавшегося в руки мучителей и спешившего принести себя в чистую жертву Христу Богу и умолявшего христиан не препятствовать этому. "Никакой пользы не принесут мне удовольствия мира, ни царства века сего. Лучше мне умереть за Иисуса Христа, нежели царствовать над всею землею... Его ищу, за нас умершего, Его желаю, за нас воскресшего... Хочу быть Божиим: не отдавайте меня миру. Пустите меня к чистому свету: явившись туда, буду человеком. Дайте мне быть подражателем страданий Бога моего" (Послание святителя Игнатия к Римлянам, IV).
"Ради Христа я несу на себе узы, этот духовный жемчуг, в котором желал бы я воскреснуть" (Его же послание к Ефесянам, XI).
"Я пишу церквам и всем сказываю, что добровольно умираю за Бога, если только вы не воспрепятствуете мне. Умоляю вас: не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищею зверей и посредством их достигнуть Бога. Я пшеница Божия, пусть измелют меня зубы зверей, чтобы я сделался чистым хлебом Христовым" (Его же послание к Римлянам, IV).
"Теперь только начинаю быть учеником. Ни видимое, ни невидимое - ничто не удержит меня прийти к Иисусу Христу. Огонь и крест, толпы зверей, рассечения, расторжения, раздробления костей, отсечения членов, сокрушение всего тела, лютые муки диавола придут на меня, только бы достигнуть мне Христа" (Его же послание к Римлянам, V).
Яркое свидетельство единства и тождественности религиозной жизни во Христе на протяжении почти двух тысячелетий!
Христос принес в мир новую жизнь, возжег огонь своей любви и этим сверхприродным благодатным огнем воспламенил не только сердца мучеников и исповедников, но и сердца подвижников благочестия - бескровных мучеников, ежечасно сораспинающихся и соумирающих Христу, дабы потом, очистившись и преобразившись, совоскреснуть в праведности Христовой.
Никогда не иссякала в России духовная жажда подражания Христу, стяжания праведности и святости Христовой. Не стоит город без святого и село без праведника, говаривали в старину на Руси.
Отец Дамаскин приводит в своем труде ряд убедительных подтверждений этому. И в XX веке, времени разгула безбожия и безнравственности, Промыслом Божиим в России воздвигались и сохранялись богобоязненные чистые люди, которые ставили целью своей жизни стараться всеми силами быть подобными Христу в Его преданности и послушании воле Отца Небесного, подражать Господу Иисусу в Его незлобивости, милосердии, кротости, смирении, молитвенности и бескорыстной любви.
Обширен русский светлый лик преподобных угодников Божиих. Вместе с сонмом мучеников он создает полноту святости. Неземным светом сияет этот облак свидетелей над Россией и не дает ей погрузиться окончательно во тьму греховную. Наши современные мученики, святые и праведные, воочию свидетельствуют, что жив Господь и жива Его святая плоть - Русская Православная Церковь.