Слово при вручении архиерейского жезла епископу Якутскому и Ленскому Зосиме (Давыдову)
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II
Епископу Якутскому и Ленскому ЗОСИМЕ (Давыдову)
в Храме Христа Спасителя в Москве 27 сентября 2004 года
Преосвященный епископ Зосима!
Некогда Господь наш Иисус Христос вопросил апостола Петра: «Любишь ли ты Меня»? Апостол Петр смиренно ответил: «Я люблю Тебя». Господь «говорит ему: паси агнцев Моих». Второй раз спросил Господь апостола Петра: «Любишь ли ты Меня»? И на второй утвердительный ответ Петра опять сказал ему: «Паси овец Моих». Наконец, Господь спрашивает Петра третий раз: «Любишь ли ты Меня»? и вновь получает ответ: «Я люблю Тебя». Господь повелевает ему: «Паси овец Моих» (Ин. 21. 15-17).
Трижды Спаситель требует от Петра исповедания его любви и трижды повелевает ему пасти овец. Главнейшим доказательством любви к Себе, главнейшей целью и заботой апостолов Господь считает пастырское руководство.
Не раз в твоей жизни Христос Спаситель таинственно вопрошал тебя, любишь ли ты Его, и ты отвечал, что любишь, и со смирением совершал свое малое пастырское делание.
Избранием Священного Синода и Нашим утверждением Господь уже не таинственно, а вслух всей Церкви повелевает тебе: «Паси овец». Своим троекратным вопрошанием Петра Спаситель возвел его в апостольское достоинство, а ныне через возложение святительских рук Он возводит тебя в достоинство преемников апостолов, и ты восходишь на епископскую кафедру, которую святитель Григорий Богослов назвал «завидною, но опасною высотою».
Ты получил дар Божий «к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4. 12). Это «служение, — по словам святителя Московского Филарета, — высокое по благодати, данной ему; смиренное по примеру и заповеди смиренного сердца; трудное по причине страстей и немощей человеческих; спасительное по своей цели».
Ты знаешь, как велико, свято и ответственно принятое тобою на себя святительское служение, особенно в настоящее время. Богоборчество разума и своеволие в жизни все сильнее обостряется в мире. В жизни самой Церкви во многих видим оскудение духа и упадок благочестия, что выражается в ослаблении церковной дисциплины, самочинных нарушениях строя церковной жизни.
Задача твоя как епископа Церкви Христовой — бодрствовать в деле твердого охранения православной веры, привлечь отпадших, утвердить колеблющихся, наставить незнающих. Всего этого надо достигать личным примером, нравственным воздействием, силой убеждения, настойчивым, строгим исполнением церковного устава, сохранением освященных веками традиций Церкви, укреплением благочестивого уклада и нравственного устоя жизни.
Своей преданностью Церкви возжигай любовь в пастырях и веру в сердцах пасомых. «С верой и любовью во Христе Иисусе» (2 Тим. 1. 13) призывает нас апостол Павел совершать свое служение. В настоящее время, когда вопросы любви и ненависти решаются в противоборстве сил света и тьмы, нам необходимо церковно осмысливать животрепещущие нужды современности, понуждать к работе над собой, над своим внутренним устроением. Стихия Христовой любви должна проявиться в нас во всей своей полноте. Она должна исполнить нас вдохновением добра и дать силу не только самим его творить, но и увлекать к этому других.
Господь Иисус Христос был распят и умер на кресте «нас ради человек». На кресте «совершилось» наше спасение, и с этого времени крест — орудие казни — становится «победы знамением», предметом особого почитания.
Из поколения в поколение, почти две тысячи лет все верующие во Христа освящаются знамением креста. Но три раза в год крест торжественно выносится для поклонения на середину храма, и Церковь в тропарях канона сугубо приглашает верующих: «Приступльше, почерпите неистощаемых вод креста, благодатию изливаемых».
Как живая вода, текущая в жизнь вечную, изливается от Креста Христова неизреченная любовь Божия, и кто коснется сердцем Креста Христова, тот будет пить от любви Божией. «Испили ее апостолы, и весь мир обошли, трудясь и терпя поношения, — говорит святой Исаак Сирии, — испили ее мученики и не боялись уже ни страдания, ни смерти, испили ее преподобные и ушли в пустыни, скитались в горах и вертепах, ища и обретая в своем сердце Господа».
«Кто Мне служит, — говорит Господь, — Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12. 26). Служение наше и следование Пастыреначальнику Христу есть доля в чаше Его, есть чаша подвига, испытаний и искушений всякого рода, хотя и безмерно малая по сравнению с той, которую Он благоволил испытать за спасение рода человеческого. Это нам надлежит помнить и никогда не забывать.
Нелегкая для архипастырского делания епархия вручается твоему окормлению. Не раз тернии и раны будет испытывать рука, собирающая плоды в этом винограднике. Материальная скудость, трудные условия жизни, огромные расстояния, невоцерковленность — эти проблемы весьма существенны для Якутской епархии.
Путевождем твоим в предстоящей тебе архипастырской деятельности да будут основатель Якутской епархии святитель Иннокентий (Вениаминов), епископы Дионисий, Иаков, Мелетий, другие ревностные архипастыри, которые заботились не только о духовном просвещении вчерашних язычников, но и об улучшении их жизни, изменении их нравов, об их образовании и культурном росте.
История сохранит и имя твоего предшественника Преосвященного архиепископа Германа, которому Господь судил возделывать духовную пустыню, который насадил виноградник и оплотом обложил его и созревание плодов увидел. Тебе же предстоит приложить труды к трудам, чтобы сохранить и приумножить наследие Христово.
Утверждение Православия в Якутии — это настоящий подвиг веры. Посещая Якутию, я каждый раз удивлялся мужеству, силе духа и героизму настоящих подвижников веры и благочестия в суровом отдаленном крае нашего Отечества, несущих и ныне свет Христовой истины якутам, русским, чукчам, эвенкам, другим народам крайнего Севера.
Утешайся тем, что Господь судил тебе воспринять благодать епископства здесь, в Соборном Храме Христа Спасителя, в праздник Воздвижения Креста Господня, у мощей святителя Московского Филарета. Да будет он твоим покровителем и заступником.
«Возрастай в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь» (2 Петр. 3. 18).
Прими этот жезл как видимое знамение невидимой, но действенной помощи Божией в предстоящем тебе архипастырском служении.
От данной тебе новой благодати преподай благословение Господне сим людям Божиим, молитвой своей принявшим участие в твоем освящении.