Слово при вручении архиерейского жезла епископу Переславль-Залесскому Анатолию (Аксенову), викарию Ярославской епархии
Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II
Епископу Переславль-Залесскому АНАТОЛИЮ (Аксенову)
в Богоявленском кафедральном соборе 15 февраля 1998 года
Преосвященный Епископ Анатолий, сослужитель наш и возлюбленный во Христе брат!
Приветствуем тебя с принятием благодати архиерейства через возложение рук наших и со вступлением в сонм епископов Русской Православной Церкви. Всемилостивый Господь призвал тебя к апостольскому служению и освятил тебя нашествием Святого Духа.
Сегодня, напутствуемый молитвами сего освященного собора епископов, ты возведен на высшую иерархическую ступень служения Церкви Христовой. Сам Пастыреначальник Христос избрал тебя и дал этот жребий служения, а значит, ты должен всем своим существом стать соучастником в неисследимых путях Промысла Божия, который направляет жизнь каждого человека ко спасению и единению с Богом в Вечной жизни.
Целью твоей жизни должно быть приближение людей к Царству Божию и содействие их стремлению к совершенству через благовестие о Христе Спасителе. Сегодня, в праздник Сретения Господня, Святая Церковь исповедует, что спасение открылось пред лицом всех людей. Господь пришел всех спасти, но спасется только тот, кто останется Ему верным среди всех соблазнов и искушений мира сего. Се, лежит Сей на падение и на восстание многих (Лк. 2, 34),- предрекал святой праведный Симеон Богоприимец, сретая в храме Младенца Христа. Святитель Амфилохий Иконийский в своем Слове на Сретение Господне говорит: "Иисус Христос пришел спасти всех, но Он не спасает нас без нас".
Царство Небесное подобно закваске (Мф. 13, 33), и эту евангельскую закваску епископ, как преемник святых апостолов, словом проповеди, священнодействием, мудрым правлением должен вложить в души чад Божиих - да соделаются они чистым хлебом трапезы Господней.
Все силы своего разума ты должен направлять к тому, чтобы постигать волю Божию и его промышление о Церкви Христовой.
Человеческая воля епископа максимально должна приблизиться к воле Божией - благой и всесовершенной. Епископ должен победить в невидимой брани своего ветхого человека, чтобы еще здесь, на земле, стать причастником вечной славы Христовой.
По мере восхождения епископа по лествице духовного совершенствования вверенные его духовному попечению чада Церкви Христовой, видя его добрые дела, прославят Отца Небесного (Мф. 5, 16), душой и сердцем будут устремляться к Богу, стараясь быть подобными епископу, как он - Христу.
Все в тебе: и воля, и чувства - должно быть растворено любовью, которая долготерпит, милосердствует... не завидует... не превозносится, не гордится... не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает (1 Кор. 13, 4-8).
Дух Святой поставил тебя епископом пасти Церковь Господа и Бога, которую Он стяжал Своей Пречистой Кровью (Деян. 20, 28). Созидая Церковь, Господь благоволил утвердить невидимую благодатную связь с народом Божиим через Священноначалие. Эта связь сохраняется в Церкви преемством рукоположения от апостолов и выражается в верности Христову учению, переданному нам Его апостолами - отцами и учителями Церкви Христовой. Эта связь выражается в осуществлении заповеданной Господом любви друг ко другу, в постоянном евхаристическом единстве всей Церковной Полноты, в освящении через принятие Святых Таинств.
Святой Ириней Лионский свидетельствует, что существование Священноначалия является гарантией чистоты жизни - одним из основных признаков истинной веры. Соборное начало в Церкви существует в сочетании с началом иерархическим. Заслуживает самых строгих прещений противопоставление себя соборной воле, собратьям-епископам, Предстоятелю Церкви. Внимай словам апостола Павла, которые ты слушал сегодня за Божественной литургией: без всякого... прекословия меньший благословляется большим (Евр. 7, 7).
Сегодня ты исповедал веру и клятвенно обещал церковный мир соблюдать и твердо держать, во всем повиноваться Предстоятелю Церкви, быть согласным с собратьями епископами, совершать свое служение по божественным законам и освященным правилам святых апостолов и святых отцов, а потому верим и надеемся на то, что ты явишь себя епископскому лику единомышленным собратом, чтобы в служении нашем прославился Триединый Бог, Единосущная Троица, Отец, Сын и Святой Дух (31-е Апостольское правило).
Ревностно охраняй и оберегай чистоту Святого Православия, ограждай Церковь от смут, расколов, от нарушителей церковно-уставного благочиния.
Помни о том, что 19-е правило VI Вселенского Собора требует, чтобы церковная проповедь основывалась на Священном Писании, которое должно изъясняться в духе святых отцов и учителей Церкви Христовой.
Еще многие наши соотечественники не имеют представления о христианстве вообще, не говоря уже о Православии, и не знают, чем оно отличается от других религий.
В храме человек должен получать необходимые знания о Православии, приучаться к чтению Священного Писания и духовной литературы, научаться общей и частной молитве и возрастать в христианской жизни и добродетелях.
Нужно приложить все усилия к повышению нравственного уровня как пастырей, так и пасомых. Иначе что можно противопоставить разрушительной силе греха? Пропаганда безнравственности, всевозможных извращений, жестокости, алчности, богохульства и многого другого не может не влиять отрицательно, особенно на молодежь. Подлинная духовность подменяется астрологией, магией, всевозможными прорицаниями и гаданиями. Возрождается язычество в самой уродливой форме. Плодятся и множатся секты, вплоть до изуверских. Очень трудно людям, не возрожденным еще Светом Христовой Истины, обрести для себя дорогу к храму и остаться в нем. Недопустима беспомощность пастырей, их неспособность помочь ближнему сознательно войти в ограду Церкви - на спасительный Корабль среди бушующего житейского моря. Нельзя мириться и с ложной миссионерской практикой, которая ориентирована не на обращение духовно ищущих ко Христу и приведение их в Церковь, а исключительно на создание культа пастыря, авторитет которого ставится выше авторитета епископа.
По окончании академии ты был оставлен в ней для преподавательской деятельности. Пять лет как добрый наставник ты ревностно учил в Московских Духовных школах будущих пастырей Церкви евангельским истинам и сам поучался, являя собой пример христианской жизни.
Промыслом Божиим ты ныне стал нашим собратом и сослужителем. Твой архипастырский путь, начавшийся в сем кафедральном соборном храме, у мощей святителя и чудотворца Алексия, митрополита Московского, вновь приведет тебя в древний город Переславль-Залесский, в Никитский монастырь.
Местом пребывания викарных епископов Ярославской епархии избран монастырь, возрождению которого из руин ты уже отдал более трех лет. Нам известна твоя любовь к этому святому месту - да не оскудеет твоя забота о нем и в сане епископа!
Ты становишься соработником и ближайшим помощником правящего архипастыря, архиепископа Ярославского и Ростовского Михея. Призываю тебя, мой возлюбленный о Господе брат, искренно, от всей души и с любовью отдать все свои силы делу церковного возрождения, облегчая бремя управления епархией благостному старцу - Владыке архиепископу Михею, представившему тебя нам к рукоположению в сан епископа.
Вот те слова, которые я обращаю ныне к тебе как назидание, как братский совет, как указание для твоего руководства в предстоящем тебе служении.
Пребывай в том, чему научен и что тебе вверено (2 Тим. 3, 14),- говорит апостол.
А теперь со страхом Божиим прими из руки Нашей вручаемый тебе от лица всего освященного собора зде предстоящих епископов сей архиерейский жезл как знак опоры на твоем архипастырском пути, как символ мудрости и силы и преподай первое святительское благословение, призвав благодать Господню на православных людей сих, молившихся с усердием во время твоей архиерейской хиротонии.