Слово при вручении архиерейского жезла епископу Ярославскому и Ростовскому Михею (Хархарову)

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II

Епископу Ярославскому и Ростовскому МИХЕЮ (Хархарову)

в Феодоровском кафедральном соборе Ярославля 17 декабря 1993 года

Преосвященный епископ Михей, возлюбленный наш о Господе собрат и сослужитель в Церкви Христовой!

Ныне промышлением Божиим в таинственном рукоположении архипастырей ты восприял благодать Всесвятого и Всеосвящающего Духа и получил власть епископа пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20, 28).

Ты получил сегодня право и обязанность продолжать апостольское служение в Церкви, которая имеет Самого Иисуса Христа краеугольным камнем (Еф. 2, 20), пребывающего с нами во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20).

Ты получил также право и обязанность учить в Церкви, по слову Христову: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19).

 

Ты получил сегодня право и обязанность хранить апостольские и отеческие предания, необходимые людям для жизни вечной, заботиться об устройстве церковном и ограждать от искажения Божественное Откровение, сохраняющееся в устном Предании Церкви, быть залогом чистоты веры.

Со вниманием и осторожностью употребляй данное тебе как епископу дарование и власть рукополагать в священный сан. Как сказал апостол, рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах (1 Тим. 5, 22), но приводи к божественному престолу только тех, кто имеет достаточно внутренних сил и способен с помощью Божией достойно нести благодать Господню другим.

Употребляй святую ревность на очищение дома Божия от соблазнов, сеемых недостойными служителями алтаря Господня, со страхом вспоминая нерадение первосвященника Илия, которое окончилось погибелью его и его сыновей и уничижением святыни ковчега Божия (1 Цар. 4).

Ты знаешь, что в нашей православной среде есть люди, которые утратили ясность канонического сознания, следуют голосу своих человеческих влечений и стремятся расколоть паству Христову. Бог "рассудит тех,- говорит святитель Ириней Лионский,- кто производит раскол, заботящихся более о собственной выгоде, чем о единстве Церкви, рассекающих и разрывающих Тело Христово". О них мы говорим с болью в сердце, ибо любой раскол или оскудение любви в Церкви вызывает болезнь церковного тела и всеобщий соблазн. Некогда близкие нам чада обрекли себя на медленное засыхание. Стремись укреплять внутреннее единство твоей паствы, врачевать язвы разделений на теле церковном, убирай все шипы на челе Господа, доставляющие Ему новые страдания.

Серьезное беспокойство вызывает у нас духовная агрессия некоторых представителей неправославных религий: католицизма, протестантизма, и даже языческих - буддизма, кришнаизма, а также таких демонических образований, как "Белое братство", "Богородичный центр". Все они совершенно чужды духу нашего народа, нашей вере, традициям, интересам нашего Отечества.

Многие сегодня ищут избавления от уныния, страха, злобы в оккультно-магических средствах, не зная, что спасение от этого - в молитве, в Таинствах Церкви.

Встретишь ли в пастве твоей невежествующих и заблуждающих (Евр. 5, 2), сбитых с толку, совращенных или соблазненных,- не раздражайся, но и не будь равнодушным, по апостольскому слову: не неради (1 Тим. 4, 14); кротким словом обличи, воздействием собственного примера наставь, с любовью отврати их от заблуждения и направь на путь правый и спасительный.

Основным началом твоих обязанностей да будет, по слову святителя Амвросия Медиоланского, благоразумие: стяжи дар рассуждения, совершенствуй в себе спокойствие и терпение.

Храни и возгревай дарованную тебе благодать, несмотря на все трудности внутренней борьбы и внешних осложнений в мире сем, пусть в сознании твоем и сердце, укрепляя надежду, всегда живут слова Христа: невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18, 27).

Не надеясь на свои слабые естественные силы, прибегай непрестанно в усердной молитве ко Господу и сам потщись добрым подвигом служения делать твердым ваше звание и избрание (2 Пет. 1, 10). Так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя (1 Тим. 4, 16), а всесильная благодать Божия сохранит тебя и соделает Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (2 Тим. 2, 15).

Вместе с апостолом Павлом преподаю тебе... такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть (1 Тим. 1, 18-19).

Приветствуем тебя как нашего собрата и с умилением взираем на благодатные проявления Промысла Божия, руководившего тобой и охранявшего тебя на всех путях твоей жизни. Призванный рано, на заре твоей сознательной жизни, на служение Господу, ты обрел тихую пристань в обители Преподобного Сергия, где научился духовной мудрости и иноческому деланию. Господь хранил тебя, когда пришла пора выйти тебе на поприще духовных подвигов в приходском священнослужении. Была к тебе особенная милость Божия и в том, что ты удостоился послужить делу церковному в Доме Пресвятой Богородицы - Жировицком монастыре, как бы для того, чтобы из "Живоносного Источника" предстательства Царицы Небесной почерпнуть силы перенести с христианским смирением предначертанные испытания, выпавшие на твою долю в сей же обители в тяжелое для Церкви время.

Сия хиротония совершена в храме, где находится святыня Ярославской земли - чудотворная Толгская икона Божией Матери. Мы надеемся, что это первое соприсутствие святыни во время богослужения послужит ее возвращению в Толгский монастырь, чтобы и клир, и паства, и монашествующие могли постоянно ей молиться и черпать благодать Господню.

Все трудности и страхи победила твоя непоколебимая вера и любовь ко Христу, явившему нам образ терпения и покорности воле Божией Своим беспримерным подвигом ради нашего спасения.

До сего времени ты нес послушание в благословенной земле Ярославской, где от древних лет славится имя Христово, где столько просияло духовных светил веры и благочестия, где земля освящена хождением угодников Божиих, и сам воздух дышит благоуханием святынь.

Таким образом, пределы, которые вверяются твоему архипастырскому попечению, не являются новыми и неведомыми для тебя: ты был духовником, благочинным, настоятелем кафедрального собора.

Залогом успешного служения будет огромный, многолетний пастырский опыт, знание епархии и сознание необходимости на древней Ярославской земле возрождать приходскую жизнь и возвращать народ к вере отцов, к православным традициям.

Примером в предстоящем служении пусть будет для тебя святитель Тихон, Патриарх Всероссийский, который в бытность свою на Ярославской кафедре великими своими трудами снискал любовь, уважение и трогательную сыновнюю преданность ярославско-ростовской паствы. Сроднись и ты с паствой, люби ее, чтобы для тебя она была, говоря словами святого Златоуста, все: и отец, и мать, и братья, и дети.

А теперь, возлюбленный брат, сослужитель, иерарх нашей Церкви, прими этот жезл, который вручается тебе Церковью как знамение силы, взойди на архиерейскую кафедру и от данной тебе благодати преподай епископское благословение тысячам православных христиан этого града, собравшихся здесь, в твоем кафедральном соборе, чтобы вознести свои молитвы о тебе, о твоем благодатном освящении и укреплении свыше.

http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy040.htm

Связанные материалы