Слово на открытии конференции "Пастырство: традиции и современность". К 100-летию преставления святого праведного Иоанна Кронштадтского
8 ноября 2008 года Святейший Патриарх Алексий II возглавил первое пленарное заседание конференции «Пастырство: традиции и современность. К 100-летию преставления святого праведного Иоанна Кронштадтского». Святейший Патриарх Алексий выступил перед участниками и гостями форума с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, всечестные отцы, уважаемые дамы и господа, дорогие братья и сестры!
Сердечно приветствую вас на конференции, посвященной изучению опыта пастырского служения в церковной традиции и в современной жизни, а также размышлениям о будущем пастырства Конференция приурочена к 100-летней годовщине преставления одного из выдающихся подвижников нашей Церкви - святого праведного Иоанна Кронштадтского. В этом году по независящим от меня обстоятельствам в течение лета нам не удалось провести мероприятия, посвященные этой юбилейной дате. Но 22 сентября я освятил закладку часовни в честь Тихвинской иконы Божией Матери на месте разрушенной часовни, примыкавшей к Андреевскому собору, где совершал свое служение св. праведный Иоанн Кронштадскиий в течение всей своей долгой пастырской деятельности. Многие богослужебные мероприятия мы перенесли на следующий год. Но сейчас, в рамках выставки-форума, мы проводим конференции «Пастырство: традиции и современность». К 100-летию преставления святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Отец Иоанн явил своим служением образец доброго пастыря, «полагающего жизнь свою за овец» (Ин. 10, 11) и воплотившего евангельский идеал жертвенной любви.
Традиция окормления народа Божия, основанная на образе истинного Пастыря, Христа, и на Его учении о духовном наставничестве словесных овец, вбирает в себя тысячелетний опыт служения Богу и Его верным чадам сонма подвижников, обильно наделенных даром отеческой любви и заботы. Их наследие служит надежной опорой для современных пастырей, руководством в их ответственном служении.
Во все времена духовный наставник, последуя Пастыреначальнику Христу, стоял во главе общины верующих, созидал ее духовную жизнь в молитвенном общении с Богом посредством богослужения, церковных Таинств, и в первую очередь Таинства Святой Евхаристии. Божественная литургия таинственно соединяет со Христом и паству, и самого служителя алтаря Господня.
Устроение во Христе жизни человека и церковной общины есть предназначение пастырского труда. Однако труд этот имеет успех лишь при условии заботы пастыря как о духовном возрастании его словесных чад, так и о преодолении собственных недостатков. Наставник чад Божиих всегда должен хранить в своем сердце слова Спасителя: «Кто Мне служит, Мне да последует» (Ин. 12, 26). Пастырь призван воплотить в своей жизни евангельский нравственный идеал. Лишь тот, кто целиком посвятит свою жизнь служению Богу и ближним, способен привлечь ко Господу огрубевшие от житейской суеты сердца людей, помочь им обрести веру и надежду.
Порой духовный наставник, поддавшись искушению тщеславия и гордости, забывает о своем ученичестве и ставит себя на место Божественного Учителя. Не заграждать собой Христа, но открывать Его людям - вот истинный образ действия пастыря, свидетельство его духовной мудрости и опытности.
Подлинное пастырство возможно лишь тогда, когда священнослужитель осознает свою неразрывную связь с Полнотой Церкви. Единение пастыря с приходской или монашеской общиной, с собратьями по служению, со Священноначалием способствует внутренней гармонии церковного бытия, препятствует возникновению и развитию конфликтов, учит «сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 3). Послушание пастыря законной иерархии, укорененное в Слове Божием и в традиции Святой Церкви, должно быть важной частью его экклесиологического сознания, помогать ему чувствовать себя частью церковного организма. Святой Игнатий Богоносец обращается к пастырям со следующими словами: «Повинуйтесь епископу и друг другу, как Иисус Христос повиновался отцу по плоти и апостолы Христу, Отцу и Духу, дабы единение было вместе телесное и духовное» (Послание к магнезийцам, гл. 13).
Современность ставит перед духовным наставником все новые вопросы, на которые он должен дать взвешенный, достойный ответ. Окружающее общество разительно изменилось за последние десятилетия. Вместе с внешней свободой пришли и соблазны, способные пленить человеческую душу ложными представлениями о смысле бытия, усыпить ее греховными удовольствиями. В этот лукавый век пастырю необходимо быть бдительным, тонко чувствовать, чем живет современник, уметь отличать правду от лжи, проповедовать непреложный евангельский закон. Большой подмогой проповеди Евангелия служат увеличившиеся информационные возможности и открытость к Церкви различных слоев нашего общества. В этих условиях пастырь призван с особой ревностью свидетельствовать об Истине, обличать грех и неправду «со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4, 2).
Сегодня невозможно укрыться от вызовов секулярного мира за стенами храмов. Пастырь должен идти навстречу людям, поддерживать слабых духом, помогать ищущим Истину обрести ее, содействовать в правильном выборе сомневающимся, возвращать надежду на спасение потерявшим ее.
Опыт духовного окормления словесных овец, завещанный нам богомудрыми наставниками, побуждает новые поколения пастырей следовать их примеру - ревностно молиться за свою паству, по-отечески любить ее, сопереживать нуждам и скорбям чад Божиих, сорадоваться их успехам. Лишь безграничная, живая любовь пастыря к Богу и своей пастве воистину созидает стадо Христово, направляя его на пути, ведущем в Жизнь вечную.
Надеюсь, что эта конференция поможет нам в духе братской любви и взаимного согласия, бережно храня церковную традицию подлинного духовного наставничества, поговорить о значении современного пастырства, о его миссии в нашем непростом мире. Пастыреначальник Христос да будет Сам нашим руководителем в сегодняшней соборной дискуссии.
Я сердечно приветствую всех вас, собравшихся на эту конференцию. Спасибо!