Юбилей возрождения Санкт-Петербургских Духовных школ (2006 г.)
5 сентября, в ходе посещения Санкт-Петербургской епархии, на Торжественном акте, посвященном 60-летию возрождения Санкт-Петербургских духовных школ, с докладом выступил Святейший Патриарх.
Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Владимир, Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка ректор, возлюбленные о Господе преосвященные архипастыри, всечестные отцы, начальствующие, учащие и учащиеся, дорогие братья и сестры!
С чувством благодарности Богу и душевным волнением взираю я ныне на всех вас, собравшихся в этом зале для участия в начале празднования 60-летия восстановления Санкт-Петербургских духовных школ.
Нынешний юбилей является не только важным церковным событием, но для меня еще и глубоко личным переживанием. Мне памятен торжественный акт, куда я был приглашен моим духовным учителем протоиереем Иоанном Богоявленским — первым ректором Ленинградской Духовной Академии и Семинарии. Проникновенные слова митрополита Григория (Чукова), прозвучавшие на торжественном акте открытия школ, нашли живой отклик в сердцах собравшихся, стали определяющими на пути служения Церкви Христовой.
В тот день владыка митрополит сказал: «Образовательная задача новой духовной школы должна сливаться и перерастать в задачу воспитания будущих пастырей Церкви, когда воспринимаемые в преподавании богословских наук православные истины превращались бы в принципы жизни, содействовали бы развитию нравственных качеств и всем строем жизни школы, богослужений, взаимоотношений создавали убежденных и твердых носителей святой православной веры, ревностных сеятелей добра и правды, верных и честных граждан своей великой Родины».
Следует сказать, что само открытие духовных школ в Ленинграде происходило в условиях совершенно особой послевоенной атмосферы. Казалось, что война, страдания и несмолкаемая молитва миллионов людей изменят отношение власти к Церкви в послевоенном Советском Союзе.
Позже эти ожидания были обмануты, но в тот момент все мы жили надеждой. Старшее поколение священников и епископов, безусловно, испытывало радость, ибо им предстояло собрать тех немногих преподавателей, начавших свой путь еще до революции 1917 года и переживших страшные годы гонений.
Особое значение для духовного становления возрождающихся богословских школ имела личность замечательного церковного иерарха приснопамятного митрополита Григория (Чукова). Получив фундаментальное богословское образование в Санкт-Петербургской Духовной Академии в конце XIX века, он еще в 20-е годы прилагал поистине подвижнические усилия для сохранения богословской школы.
В январе 1945 года он становится правящим архиереем Ленинградской епархии и приступает к осуществлению замысла возрождения богословского образования. Вопреки огромным трудностям митрополит Григорий сумел возродить некогда сформировавшую его как богослова и пастыря духовную школу. В 1946 году в присутствии Святейшего Патриарха Алексия I состоялось торжественное открытие Ленинградской Духовной Академии и Семинарии.
С благодарностью вспоминаю годы, проведенные в родных для меня Семинарии и Академии. На всю жизнь я сохранил в своем сердце светлую память о дне хиротесии во чтеца, совершенной над воспитанниками нашего семинарского курса владыкой Григорием 9 октября 1949 года, беседу митрополита со мной, молодым студентом Академии, перед рукоположением в священный сан.
Помню, на одном из занятий у Александра Ивановича Сагарды по истории Священного Писания Нового Завета один из учеников не подготовил урок и не смог ответить на вопрос. Александр Иванович разволновался, взял книгу Нового Завета в руки и сказал: «Вы должны полюбить эту Книгу!» — и сказал это с таким чувством, что и сейчас, спустя 60 лет, эти слова сохраняются в моем сердце и в моей памяти. Проходя перед богослужениями на хоры, мы почти всегда могли видеть Сергея Алексеевича Купрессова, нашего профессора, являвшего собой пример веры и глубокого благочестия.
Я считаю своим долгом вспомнить и других профессоров: протоиерея Василия Верюжского, Василия Васильевича Четыркина, Александра Ивановича Макаровского, Льва Николаевича Парийского, Николая Дмитриевича Успенского, протоиерея Иоанна Козлова и многих других, кто привнес духовные и педагогически традиции дореволюционной школы в возрожденную Духовную Академию. Примером своей подвижнической жизни и преданности Церкви они воспитывали будущую церковную смену. Вечная им память.
Однако к началу 60-х годов прошлого века профессорско-преподавательская корпорация, состявшая в основном из выпускников старой духовной школы, стала постепенно редеть. Требовались новые кадры преподавателей, которые могли бы на достаточно высоком уровне решать стоявшие перед Русской Православной Церковью задачи. Делу созидания богословской школы на этом этапе ее существования немало трудов посвятил человек, совершавший архипастырское служение в трудные для Церкви годы административных гонений — митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим.
По воле Божией, которая есть «благая, угодная и совершенная» (Рим. 12, 2), мне как Предстоятелю Русской Православной Церкви и выпускнику родной alma mater отрадно видеть, что ряды учащих и учащихся пополняются. Сюда вновь приходят люди, имеющие главное, что необходимо для духовных школ — призвание к пастырскому служению.
Из стен Санкт-Петербургской Духовной Академии вышло немало архипастырей. Нынешний Санкт-Петербургский митрополит Владимир тоже является выпускником Ленинградских духовных школ. Пастыри не только Русской Православной Церкви, но и других Поместных Церквей получали и получают здесь знания. Отрадно сознавать, что научно-богословская и пастырско-педагогическая деятельность Санкт-Петербургских духовных школ во многом определила самые различные аспекты современной церковной жизни Росси и ближнего зарубежья.
Сегодня ничто извне не сдерживает развитие духовного образования в России. Никто не диктует нам, в каких объемах и в каком направлении готовить священнослужителей. В целом наше взаимодействие с Российским государством развивается вполне благоприятно. На современном этапе церковной жизни духовные школы призваны обеспечить высокий уровень знаний.
В связи с этим остановлюсь на вопросе, который в последнее время активно обсуждается — на преподавании в школах «Основ православной культуры». Вокруг этого сейчас идут споры в обществе, иногда слышны заявления о недопустимости преподавания Закона Божьего в школах. Еще раз подчеркну: «Основы православной культуры» — культурологический предмет, а каждый уважающий себя человек должен знать свою культуру. На недавней встрече с мусульманскими лидерами мы обсуждали этот вопрос. Руководители мусульманских общин высказались за то, чтобы в школах преподавалась история религий. Но подобный предмет не даст учащимся нравственного стержня. Поэтому мы выступаем за то, чтобы предоставить людям возможность узнать основы своей культуры. Мы не ставим вопрос о преподавании этого предмета священниками; сейчас есть, например, Свято-Тихоновский университет, где готовят светских преподавателей. Вспоминается время, когда мы готовились отмечать тысячелетие Крещения Руси. Тогда одним из самых популярных печатных изданий стали Библии для детей — настолько велик был интерес людей к духовной жизни и настолько малы были познания в этой области.
Время, в которое Господь судил нам жить и трудиться, требует от каждого исполнения своего церковного и общественного долга. Все мы призваны быть соработниками на ниве просветительского и социального служения, готовыми, по слову апостола Петра, на все вопросы о нашем уповании давать исчерпывающие ответы с кротостью и благоговением (1 Пет. 3, 15). Бесценный духовный опыт святых отцов свидетельствует, что богословие — это не только отвлеченное знание. Святоотеческое понимание богословия целиком направлено на то, чтобы человек, вставший на духовный путь, сохранял и развивал в себе целостное восприятие истин веры. Нашими духовными устремлениями мы должны быть обращены к «новому Иерусалиму», а в богословском развитии призваны достойно продолжать святоотеческие традиции.
Помните о той большой ответственности, которая лежит на всех нас. Сохраняйте преемственность поколений, совершайте свое служение ближним с верой, любовью и надеждой.
Я рад в эти дни встретиться с профессорско-преподавательской корпорацией, со студентами Санкт-Петербургских духовных школ и еще раз напомнить вам о том, как бережно нужно дорожить возможностью получить знания о Боге, о вере и Церкви. Эти знания мы должны нести людям, которые на протяжении 70-ти лет были лишены возможности почерпнуть их из духовной сокровищницы Церкви Христовой. И то, что спустя 70 лет наши храмы и учебные заведения наполняются людьми — это чудо, которое нам даровал Господь. Используйте благодатное время, которое у вас есть ныне.
Еще раз поздравляю всех вас с юбилеем Санкт-Петербургских духовных школ.