Юбилей возрождения Санкт-Петербургских Духовных школ (1996 г.)
Из приветствия Патриарха Алексия II к 50-летнему юбилею возрождения Санкт-Петербургских Духовных школ
25 декабря 1996 года
Сожалею, что не судил мне Господь из-за постигшей меня болезни разделить со всеми вами 50-летний юбилей возрождения Санкт-Петербургских Духовных школ.
Мысленно переносясь в далекий 1946 год, ощущаешь, сколь знаменательное событие в нашей церковной жизни совершилось тогда.
Восстановление в 1946 году деятельности Духовной академии и семинарии в городе на Неве, осуществленное под архипастырским попечением приснопамятного митрополита Григория (Чукова), явилось одним из важнейших этапов как в деле восстановления на два десятилетия прерванной традиции русского богословского образования, так и в процессе возрождения отечественной церковной жизни, подвергнутой беспрецедентному гонению.
Открыв свои двери первым учащимся, которых приняли под свое пастырское и богословское руководство первые ее наставники и преподаватели, возрожденная церковная школа вот уже пять десятилетий не прекращает своей плодотворной духовно-просветительной деятельности, сформировав несколько поколений священнослужителей и богословов Русской Православной Церкви.
Для меня как выпускника Санкт-Петербургской Духовной академии и семинарии 50-летний юбилей их воссоздания является глубоко личным по своему значению и смыслу событием. Первым ректором возрожденных духовных школ был мой духовный отец протоиерей Иоанн Богоявленский (впоследствии епископ Таллинский и Эстонский Исидор). В 1946 году я поступал в духовную семинарию, но не был принят, так как еще не достиг 18 лет. По приглашению моего духовного отца и первого ректора я тем не менее был участником торжественного акта, посвященного открытию духовных школ. Полагаю, что мало осталось в живых тех, кто был свидетелем этого события. Возглавили его Святейший Патриарх Алексий I, митрополит Григорий и архиепископ Филадельфийский и Карпаторосский Адам.
В следующем, 1947 году, сдав экзамены за два класса, я поступил в третий класс семинарии, здание которой еще носило следы прямого попадания авиабомбы. Наставникам и студентам, пережившим ужасы войны, репрессий, но сохранившим святую православную веру, был присущ духовный подъем, который давал силы переносить трудности. Ощущение сопричастности подлинному чуду возрождения церковной жизни сопровождало нас все годы учебы. С глубокой благодарностью вспоминаю наших наставников, иным из которых, например, профессору протоиерею Василию Верюжскому, довелось к тому времени засвидетельствовать свою верность Церкви подвигом исповедничества. Мне вспоминается замечательная плеяда профессоров старой Санкт-Петербургской академии, которые с необыкновенным энтузиазмом восприняли факт возрождения духовных школ,- некоторые из них буквально "спели" свою "лебединую песнь". Они передавали нам свои знания, свой огромный жизненный опыт и вместе с тем являли пример глубокой веры и православной церковности.
В эти юбилейные дни считаю своим долгом с благодарностью вспомнить профессора Александра Ивановича Сагарду, профессора Василия Васильевича Четыркина, профессора Сергея Алексеевича Купрессова, профессора Александра Ивановича Макаровского, профессора Льва Николаевича Парийского, профессора Николая Дмитриевича Успенского, профессора протоиерея Иоанна Козлова и многих, многих других, которые привнесли духовные и педагогические традиции дореволюционной духовной школы в возрожденную школу. Характерный для этих профессоров высокий богословский уровень и глубокое церковное благочестие, проявлявшиеся как в семинарских и академических аудиториях, так и в академическом храме, создавали в духовной школе тех лет удивительную атмосферу церковно-исторической преемственности между варварски разрушенными и подвижнически возрожденными в 1946 году богословскими школами Санкт-Петербурга, в те годы еще лишенного своего исторического имени.
Особое значение для духовного становления возрождавшихся богословских школ имела личность замечательного церковного иерарха приснопамятного митрополита Григория. Получив фундаментальное богословское образование в Санкт-Петербургской Духовной академии в конце XIX века и употребив поистине подвижнические усилия для сохранения на руинах своей родной Alma Mater богословской школы еще в двадцатые годы, митрополит Григорий в 1946 году, вопреки невероятным трудностям, сумел возродить некогда сформировавшую его как богослова и пастыря духовную школу. Для всех нас, учившихся тогда в духовных академии и семинарии, Владыка митрополит Григорий являлся не только мудрым правящим архиереем, но и заботливым архипастырем. С благодарностью вспоминаю беседы приснопамятного митрополита со мной, молодым студентом академии, перед рукоположением в священный сан. На всю жизнь я сохранил в своем сердце светлую память о дне хиротесии во чтеца, совершенной над воспитанниками нашего семинарского курса Владыкой Григорием 9 октября 1949 года. Проникновенные слова митрополита Григория о том, что "образовательная задача новой духовной школы должна перерастать в задачу воспитания будущих пастырей Церкви", глубоко отозвались в наших сердцах и определили жизненный путь каждого из нас как путь служения Церкви Христовой.
Я не знаю ни одного из выпускников моего семинарского и академического курсов, кто бы не служил нашей Матери-Церкви именно в качестве священнослужителя. Завершив свое богословское образование в Ленинградской Духовной академии в 1953 году и посвятив курсовую работу богословскому творчеству ректора Санкт-Петербургской Духовной школы начала XIX века святителя Филарета (Дроздова), я, подобно многим моим сокурсникам, сохранил в душе благодарную память о воспитавшей меня Alma Mater.
Впоследствии долгие годы принимая участие в развитии духовного образования на посту председателя Учебного комитета и возглавляя четыре года Санкт-Петербургскую митрополию, я, в меру отпущенных мне Господом сил и возможностей, стремился поддержать воспитавшую меня как пастыря и сформировавшую меня в богословском отношении Санкт-Петербургскую Духовную школу. Врученный мне Советом тогда еще Ленинградской Духовной академии диплом доктора богословия я с благодарностью рассматриваю не только как оценку представленного мною труда, но и как выражение признания моего скромного попечения о деле богословского образования.
Более двадцати лет возглавляя Учебный комитет, я имел возможность воочию удостовериться в том, что, переживая вместе со всей нашей Церковью испытания и трудности предшествующих десятилетий, Санкт-Петербургская Духовная школа под руководством ряда своих замечательных ректоров и при безусловном содействии большинства правящих епархиальных архипастырей осуществляла свою деятельность с удивительной самоотверженностью и добросовестностью, которые были присущи многим ее преподавателям и воспитанникам. Милостию Божией удалось сохранить духовную академию и семинарию от нового разорения и закрытия в тяжелое время конца пятидесятых и начала шестидесятых годов.
Со всей определенностью следует признать, что научно-богословская и пастырско-педагогическая деятельность Санкт-Петербургских Духовных школ во многом определила самые различные аспекты современной церковной жизни России и ближнего зарубежья. По всей вероятности, на открывающейся юбилейной научно-богословской конференции будет представлена исчерпывающая картина исторического пути Санкт-Петербургских Духовных школ за истекшие полвека, будут обозначены перспективы их дальнейшей деятельности в связи с многообразием задач, стоящих перед Русской Православной Церковью в современную эпоху.
Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Хочется выразить надежду на то, что данная конференция, осмыслив историческое прошлое Санкт-Петербургской Духовной школы и оценив ее состояние в настоящем, сформулирует как нравственно обязательные для ее преподавателей и воспитанников богословские принципы и педагогические методы современной православной духовной школы, которая так необходима нашей Церкви сегодня. Период вынужденной невостребованности громадного духовного и культурного потенциала Русской Православной Церкви завершился уже несколько лет назад, и теперь не только православные христиане, но и все наши соотечественники, осознавшие необходимость возвращения к духовным истокам и историческим корням своего народа, ожидают от православных пастырей деятельного участия и вдохновенного руководства в деле духовно-исторического возрождения России. Православное богословие, основываясь на духовном опыте святых отцов, творчески осмысливая многовековой опыт православной традиции, должно быть готово ответить на все острые вопросы, возникающие в современном обществе. Церковная благотворительность, социальное и миссионерское служение, религиозное образование и катехизация - таковы сферы церковной деятельности, основы понимания которых должны закладываться в умы и сердца будущих пастырей православной богословской школой. Верность вселенскому характеру православного церковного предания и сопричастность нашей церковной истории, умение изучать опыт и нравственные достижения инославного мира и способность сохранять верность традициям православной веры и благочестия - таковы качества православного христианина, которые должны воспитываться в душах учеников православной духовной школой.
Из книги "Церковь и духовное возрождение России".